Pages

17 апреля 2014 г.

Финансовый «фэйр-плей»: вопросы и ответы. По материалам оф. сайта УЕФА

Что такое финансовый «фэйр-плей»? Как он работает? Почему УЕФА верит, что таким образом укрепит финансовую стабильность европейского футбола?
Вопросы и ответы: пояснение к финансовому «фэйр-плей»
1) Как объяснить суть финансового «фэйр-плей» одним предложением?
Финансовый «фэйр-плей» направлен на улучшение общей финансовой стабильности европейского клубного футбола.
2) Когда возник финансовый «фэйр-плей»?
Финансовый «фэйр-плей» действует с 2011 года. С тех пор клубы, которые получают право на участие в турнирах УЕФА, должны доказывать, что не имеют никаких просроченных финансовых обязательств на текущий сезон перед другими клубами, своими игроками и социальными/налоговыми службами. Иными словами, они должны подтвердить, что у них оплачены все счета.

С этого сезона (2013/14) клубы также должны подтверждать свою безубыточность – то есть, что они не тратят больше, чем зарабатывают. Кроме того, УЕФА создал Инстанцию по финансовому контролю клубов (ИФКК), которая каждый год проверяет показатели всех клубов за последние два года. Со следующего сезона ИФКК будет изучать данные за последние три года.
Первые санкции в отношении клубов, не выполнивших требований по безубыточности, будут применены после первой оценки финансовых показателей в апреле или мае 2014 года. Первые санкции, вызванные нарушением правил финансового «фэйр-плей», вступят в силу с сезона 2014/15.
3) Клубам больше не позволяется иметь долги?
Клубам разрешено тратить в год на пять миллионов евро больше, чем они зарабатывают. Впрочем, в определенной степени они могут тратить даже больше этого лимита, если только все траты полностью покрываются вложениями/платежами владельца (или владельцев) клубов или иных сторон.
Пока существует следующие лимиты:
• 45 миллионов в сезонах 2013/14 и 2014/15
• 30 миллионов в сезона 2015/16, 2016/17 и 2017/18
В последующие годы эти лимиты будут снижены. Конкретные величины будут установлены позже.
Для стимуляции инвестиций в стадионы, тренировочные базы и развитие детско-юношеского футбола траты в этих сферах не учитываются при подсчетах безубыточности.
4) Будет ли несоответствие критериям финансового «фэйр-плей» означать автоматическое исключение клуба? Какие клубы подвергаются опасности?
УЕФА соблюдает конфиденциальность, поэтому до принятия официальных решений информация о конкретных клубах распространяться не будет.
Если клуб не соответствует критериям, решение о санкциях принимает Инстанция УЕФА по финансовому контролю клубов.
Нарушение критериев не означает автоматическое исключение клуба, но санкции будут применяться ко всем. В зависимости от различных факторов, в том числе положительной динамики выравнивания расходов и доходов, к нарушителям будут применяться конкретные дисциплинарные меры. Ниже приведен список возможных санкций:
a) предупреждение
b) выговор
c) штраф
d) снятие очков
e) лишение призовых в турнирах УЕФА
f) запрет на регистрацию новичков в турнирах УЕФА
g) ограничение количества игроков в заявке на турниры УЕФА, в том числе ограничение общих расходов на игроков в заявочном списке А
h) исключение из текущих и/или будущих турниров
i) лишение завоеванных трофеев и наград
5) Могут ли владельцы инвестировать в клуб на свое усмотрение или посредством спонсорских контрактов?
Если владелец клуба делает инвестиции посредством спонсорского соглашения со своей компанией, компетентные органы УЕФА проведут проверку и, если это необходимо, сравнят соотношение расходов и доходов от данного соглашения с рыночными ценами.
6) Кто выдает лицензии, разрешающие клубам выступать в турнирах УЕФА?
Каждому клубу, попавшему в Лигу чемпионов УЕФА или Лигу Европы УЕФА, требуется лицензия, выданная национальной ассоциацией (либо в некоторых случаях – лигой). Такой порядок установлен Правилами УЕФА по лицензированию клубов и финансовому «фэйр-плей». Затем УЕФА проверяет документы и показатели всех клубов, зарегистрированных в том или ином турнире УЕФА.
7) Некоторые клубы имеют огромные долги, другие не могут расплатиться с задолженностью. Могут ли такие клубы, несмотря на это, соответствовать принципам финансового «фэйр-плей»?
Клубы должны оплачивать счета и расплачиваться с долгами вовремя. Это означает, что клубы обязаны платить зарплаты футболистам или отступные за трансферы согласно контрактам. Иначе соответствующие инстанции УЕФА могут наложить на них санкции.
8) Уже были случаи, когда клубу отказывали в участии в турнире УЕФА из-за несоблюдения принципов финансового «фэйр-плей»?
Система клубного лицензирования была введена в сезоне 2003/04. С того момента 44 клубам, получившим путевки в Лигу чемпионов УЕФА или Лигу Европы УЕФА согласно спортивным принципам, было отказано в участии в связи с тем, что они не соответствовали критериям лицензирования. Финансовый «фэйр-плей» был введен и добавлен в качестве критерия лицензирования в 2011 году. С того момента нескольким клубам было отказано в участии в турнирах УЕФА из-за того, что они не заплатили своим игрокам или же другим клубам за трансферы.
9) Укладывается ли финансовый «фэйр-плей» в европейское законодательство?
УЕФА ведет непрерывный диалог с Европейской комиссией о финансовом «фэйр-плей» и ощущает с ее стороны постоянную поддержку в этом вопросе. Президент УЕФА и комиссар ЕС по вопросам конкуренции выступили с совместным заявлением, подчеркивающим соответствие между правилами и целями финансового «фэйр-плей» и политикой Еврокомиссии в области государственной поддержки
10) Не приведет ли финансовый «фэйр-плей» к тому, что малые клубы будут не в состоянии соперничать с большими в плане финансов?
Существуют огромные различия между благосостоянием различных клубов и государств. Такое положение дел сложилось ранее и не зависит от финансового «фэйр-плей», цель которого не в том, чтобы усреднить все клубы в размерах и достатке, но стимулировать их к планомерному развитию для достижения успеха вместо постоянного поиска «быстрых решений». Футбольные клубы нуждаются в условиях, в которых имеют больше уверенности в отдаче долгосрочных инвестиционных проектов и в которых инвестиции в будущее дают более плодотворны.
Система оценки безубыточности выстроена так, что для клубов малых и средних размеров, та имеет меньшие ограничительные условия, ибо поощряет инвестиции в юношеский футбол и развитие инфраструктуры, а также устанавливает объем допустимого дефицита бюджета в абсолютных показателях (миллионах евро), нежели в относительных (процентах). Со временем для все большего числа клубов малых и средних размеров откроется потенциал роста.
11) Некоторые игроки принадлежат инвесторам и агентам, а не клубам, за которые выступают. Как согласуется эта ситуация с правилами финансового «фэйр-плей»?
Это называется владение правами на футболистов третьими лицами, и на данный момент оно ведется в соответствии с правилами ФИФА. Однако финансовый «фейр-плей» УЕФА требует раскрытия информации о сделках по владению правами на футболистов третьими лицами. Вдобавок, любой доход от подобных сделок замораживается до момента продажи футболиста.
УЕФА попросил ФИФА запретить подобную практику во всем мире. Если ФИФА не предпримет необходимые для этого шаги, УЕФА будет готов ввести собственные правила для запрета на владение правами на футболистов третьими лицами по крайней мере в турнирах УЕФА.


В этом сезоне проверке комиссии УЕФА на соблюдение норм финансового фэйр-плей подверглись 60 европейских клубов. В их число кроме украинских, турецких и других российских команд вошли «Зенит», а также английский «Манчестер Сити» и французский ПСЖ.
Идея принятия единых правил футбольной экономики появилась естественным путем, когда в конце 90-х — начале 2000-х годов в футбол пришли большие деньги, что спровоцировало стремительный рост бюджетов и появления клубов-миллионеров, которые способны тратить огромные средства на трансферы и зарплаты игроков.
Футбол, по сути, перестал быть собственно спортом и в условиях тотальной коммерциализации превратился в гонку бюджетов. По сути, любой, у кого есть толстый кошелек, интерес и азарт, может на ровном месте создать конкурентоспособную команду, скупив сильных игроков. При этом значение клубов со славными традициями и спортивные амбиции девуализируются. Футболисту не обязательно мечтать попасть, например, в «Барселону» или «Баварию», если есть возможность уйти пусть в менее известный или молодой клуб, зато гарантирующий более привлекательные финансовые условия. Даже если этот клуб находится в не совсем благоприятной с футбольной точки зрения условной Сербии, Польше или Турции.
На каком-то этапе в УЕФА стали явственно осознавать, что этот путь в никуда. Многие клубы в борьбе за победы и титулы не выдерживали финансовую гонку и вскоре исчезали. Например, в Англии за последние 17 лет крах потерпели несколько десятков клубов. Пожалуй, самый яркий пример – «Лидс», который пытался составить конкуренцию признанным топ-клубам, но в результате стал банкротом, попал под внешнее управление и опустился в Лигу 1, третий по силе английский дивизион, а сейчас болтается в хвосте турнирной таблицы Чемпионшипа.
Руководители стали думать, как привести футбольную экономику к общему знаменателю, прежде всего, чтобы избежать появления клубов-однодневок, которые могут сверкнуть на каком-то этапе, а потом безвозвратно исчезнуть, а также хоть немного приостановить власть денег. Сначала появилась идея ввести так называемый потолок зарплат, как в НХЛ, чтобы остановить рост контрактов. Но быстро пришло понимание, что эта мера значительно ударит по европейскому футболу, так как футболистам в общем-то все равно, где и за какие клубы играть, лишь бы платили хорошие деньги. Введение потолка зарплат в европейском футболе неминуемо бы спровоцировало отток звездных игроков в другие страны.
Затем широко обсуждалось правило: клубы могут тратить столько денег, сколько заработали. Но и эта система была признана несовершенной, так как футбольная экономика, скажем, в России, разительно отличается от европейских футбольных держав — Англии и Германии, где доходы от атрибутики, продажи телеправ и т.п. в разы выше. Наконец, организация G-14, учредителями которой стали «Барселона», «Бавария». «Манчестер Сити» и другие топ-клубы, предложили УЕФА возможность проверять финансовую деятельность футбольных клубов, чтобы покончить с безудержными тратами щедрых спонсоров, научить клубы зарабатывать и в целом стабилизировать экономику европейского футбола. После доработки предложенной системы в мае 2010 года президент УЕФА Мишель Платини провозгласил принципы финансового фэйр-плей.
Финансовый фэйр-плей — набор требований к клубам для получения европейской лицензии. Первое из них, лежащее в основе, подтверждение платежеспособности клуба. УЕФА следит, чтобы команды не исчезали, поэтому требует подтверждения финансовой стабильности на несколько лет вперед. Процедура стандартная: каждый клуб предоставляет организации бухгалтерский отчет – баланс релевантных доходов и расходов. Идеальная ситуация, когда у клуба положительный баланс. Но даже если отрицательный — не беда: клуб должен представить реальный план, за счет чего намерен ликвидировать или хотя бы сократить дефицит.
Способы могут быть разными — от продажи ведущих игроков за выгодную сумму до заключения рекламных контрактов. При этом клуб обязан зафиксировать программу по стабилизации бюджета  документально. Но подсовывать УЕФА филькину грамоту не рекомендуется. Через год организация обязательно проверит, как выполняются обещания, и если видит, что ситуация не меняется, даже ухудшается, грозит наложить санкции, например оштрафовать или лишить клуб заработанных премиальных за участие в еврокубках.
Отдельный момент — исследование доходов и расходов. УЕФА в финансовом фэйр-плей учитывает так называемые «футбольные» доходы и расходы. Для этого организация ввела понятие релевантности. Релевантной считается «футбольная» прибыль — за счет спонсорских контрактов, продажи билетов, вип-лож на стадионах, атрибутики, телеправ. Нерелевантными будут считаться доходы, полученные от деятельности, не связанной с футболом. Например, если у клуба есть свой бизнес, скажем, система бензозаправок или собственный отель где-нибудь в Арабских Эмиратах, как, например, у мадридского «Реала».
Но и здесь есть свои нюансы. УЕФА внимательно изучает рекламные контракты, обращая внимание на сумму. Если комиссия считает, что соглашения слишком завышены относительно реальной рыночной стоимости, то в релевантный доход засчитывает только определенную часть. В качестве примера УЕФА проводит расследование контракта между ПСЖ и Катаром. За размещения надписи с названием страны на футболках французский клуб получает астрономические 200 миллионов евро в год. Реальная стоимость такой услуги, конечно же, значительно ниже. Велика вероятность, что УЕФА засчитает в релевантные доходы, скажем, только четверть от этой суммы, а остальную учитывать не будет.
Что касается расходов, то принцип тот же: УЕФА определяет расходы, связанные с футбольной деятельностью, и расходы, с футбольной деятельностью не связанные. Определить «футбольные» несложно — это затраты на трансферы, оплата контрактов футболистов и персонала клуба, строительство собственного стадиона или базы. Нефутбольными могут быть расходы, к примеру, на ведение клубного бизнеса.
Здесь есть еще один нюанс. Затраты на клубную академию — экипировку молодых игроков, покупку инвентаря, организацию турниров — УЕФА считает релевантным расходом, но при этом не учитывает в критерии безубыточности. Теоретически любой клуб может заложить на эти расходы большую сумму денег, а потом оправдываться, что все они пошли на собственную молодежь, что УЕФА всячески приветствует. Но это уже хитрость, которой лучше не злоупотреблять.
В конечном итоге УЕФА подсчитывает разницу между релевантными расходами и доходами и выносит вердикт, соответствует клуб финансовому фэйр-плей или нет.
Важный момент: в этом сезоне УЕФА анализирует финансовую деятельность за два года. На данном этапе клуб считается соответствующим нормам финансового фэйр-плей, если разница релевантных доходов и расходов не превышает 45 миллионов евро. Со следующего сезона УЕФА будет анализировать финансовую деятельность за три года, и допустимый отрицательный баланс значительно уменьшится – до 30 миллионов евро.

Финансовый комитет УЕФА временно лишил 23 клуба призовых за участие в еврокубках нынешнего сезона из-за несоблюдения финансового fair play. Об этом заявил глава Финансового комитета организации, бывший премьер-министр Бельгии Жан-Люк Дехэне.

Финансовый комитет УЕФА временно лишил 23 клуба призовых за участие в еврокубках нынешнего сезона из-за несоблюдения финансового fair play. Об этом заявил глава Финансового комитета организации, бывший премьер-министр Бельгии Жан-Люк Дехэне.
В число клубов, к которым применены санкции, вошел и казанский «Рубин». Также под «репрессии» УЕФА попали «Борац», «Сараево», «Железничар» (все – Босния и Грецеговина), ЦСКА (София), «Хайдук», «Осиек» (оба – Хорватия), «Атлетико», «Малага», «Маккаби» (Нетанья, Израиль), «Шкендия 79» («Македония»), «Флориана» («Мальта»), «Будучность», «Рудар» (оба – Черногория), «Рух» (Польша), «Спортинг» (Лиссабон), «Динамо» (Бухарест), «Рапид» (Бухарест), «Васлуй» (все – Румыния), «Партизан», «Войводина» (оба – Сербия), «Фенербахче», «Эскишехирспор» (оба – Турция).
Окончательное решение будет принято после более детального расследования. Всем вышеуказанным клубам предложено предоставить до 30-го сентября повторные сведения о своей коммерческо-финансовой деятельности.
Принцип финансового fair play обязывает европейские клубы поэтапно сокращать затраты до стадии самоокупаемости.


8(905) 703-14-15   или  8(919) 728-50-31
Почти бесплатно: стоимость услуг по электронной почте составляет до 50%  от цен указанных в Прайс-листе с которым Вы  можете ознакомится   в  разделе ЦЕНЫ  >>>.
По материалам  http://uefa.com          http://rus.ruvr.ru/2012_09_11    http://www.fontanka.ru/2014/04/14/169/


Комментариев нет:

Отправить комментарий