Обязанность
регистрации транспортных средств (ТС) автовладельцами установлена
постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной
регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на
территории Российской Федерации" (далее - Постановление N 938).
ТС, относящиеся к
автомототранспорту, имеющие максимальную конструктивную скорость более 50
км/час, предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего
пользования, регистрируются в органах Государственной инспекции безопасности
дорожного движения МВД России (ГИБДД), а все другие самоходные машины, включая
автомототранспортные средства с максимальной конструктивной скоростью 50 км/час
и менее, - в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных
машин и других видов техники в Российской Федерации (далее - органы
Гостехнадзора) (п. 2 Постановления N 938).
Обязательность
регистрации не распространяется на автомототранспортные средства, трактора,
самоходные дорожно-строительные и иные машины с рабочим объемом двигателя
внутреннего сгорания до 50 куб. см (включительно) или максимальной мощностью
электродвигателя до 4 кВт. (п. 1 Постановления N 938).
Таким образом,
регистрации подлежат не все ТС. В случае если ТС обладает всеми признаками,
необходимыми для государственной регистрации ТС (имеет рабочий объемом
двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см и максимальную конструктивную
скорость 50 км/час и менее), оно подлежит государственной регистрации в органах
Гостехнадзора.
Напомним, что
владельцы ТС обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить
регистрационные данные в органах ГИБДД, или военных автомобильных инспекциях
(автомобильных службах), или органах Гостехнадзора в течение срока действия
регистрационного знака "Транзит" или в течение 5 суток после
приобретения, таможенного оформления, снятия с учета ТС, замены номерных
агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения
регистрационных данных (п. 3 Постановления N 938, п. 1.5 Правил государственной
регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов
к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных
машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора),
утвержденных Минсельхозпродом России 16.01.1995).
В соответствии со ст.
130 ГК РФ ТС относится к движимому имуществу. По основным средствам (ОС),
признаваемым движимым имуществом, право собственности возникает у покупателя с
момента их передачи, если иное не предусмотрено законом или договором (п. 1 ст.
223 ГК РФ). Передачей признается вручение вещи приобретателю, а равно сдача
перевозчику для отправки приобретателю или сдача в организацию связи для
пересылки приобретателю вещей, отчужденных без обязательства доставки (п. 1 ст.
224 ГК РФ).
Порядок
бухгалтерского учета ОС регламентирован нормами ПБУ 6/01 "Учет основных
средств" (далее - ПБУ 6/01).
Согласно п. 4 ПБУ
6/01 актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве ОС, если
одновременно выполняются следующие условия:
а) объект
предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ
или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления
организацией за плату во временное владение и пользование или во временное
пользование;
б) объект
предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока
продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он
превышает 12 месяцев;
в) организация не
предполагает последующую перепродажу данного объекта;
г) объект способен
приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Таким образом,
формально получается, что если приобретенный организацией объект удовлетворяет
всем условиям для принятия его к бухгалтерскому учету в качестве ОС, то он
должен в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета
финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкцией по его
применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н,
учитываться на счете 01 "Основные средства", а не на счете 08
"Вложения во внеоборотные активы".
Иными словами, объект
может быть принят к учету в качестве ОС до начала его фактической эксплуатации.
Как видим,
регистрация самоходной техники в органах Гостехнадзора не является обязательным
условием для принятия актива к учету в качестве объекта ОС.
ТС ставится на баланс
как ОС на основании акта приемки-передачи по форме ОС-1 (п.п. 38, 39
Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных
приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н (далее - Методические указания)).
В соответствии с п.
38 Методических указаний принятие ОС к бухгалтерскому учету осуществляется на
основании утвержденного руководителем организации акта (накладной)
приемки-передачи ОС, который составляется на каждый отдельный инвентарный объект.
Среди реквизитов, которые содержит форма ОС-1, имеются как дата составления
документа, дата выпуска (год), так и дата ввода в эксплуатацию. При этом эти
реквизиты (даты) необязательно должны совпадать.
В то же время до
момента утверждения акта приема-передачи (форма ОС-1) руководителем у
бухгалтерии нет оснований для учета ТС в составе ОС. При этом период, в течение
которого ТС учитывается в составе капитальных вложений (до принятия на учет на
балансовый счет 01), должен быть обоснован и документально подтвержден.
Например, основанием этому может служить неопределенность в отношении ТС, то
есть будет ли оно использовано самой организацией или перепродано в связи с
тем, что не подойдет по каким-либо характеристикам. Однако, если цели
использования техники заранее известны, право собственности на нее перешло к
организации и технически она готова к эксплуатации, специально дожидаться факта
регистрации ТС в органах Гостехнадзора не следует.
ОС принимаются к
бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, которой признается сумма
фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за
исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных
законодательством РФ) (п.п. 7 и 8 ПБУ 6/01).
Если организация,
купившая ТС, принимает его к бухгалтерскому учету, не дожидаясь регистрации в
органах Гостехнадзора, то первоначальная стоимость ТС может быть сформирована
без учета расходов на его регистрацию. Расходы на регистрацию в этом случае
списываются на текущие затраты.
Однако, если
регистрация оформляется в том же периоде, в котором ТС было приобретено,
расходы по уплате государственной пошлины и прочие затраты на регистрацию могут
учитываться в первоначальной стоимости ОС.
По материалам правовой
системы Гарант
Теги: Юридические услуги. Юристы. Адвокат. Консультации. Юридическая консультация. Помощь. Защита
в суде
Ипотека. Налоги. Алименты. Семейные
жилищные споры. Юрист. Суд. Ксерокопии.
Реклама: Нотариус.. Экспертиза. Саморегулируемая
организация строителей. СРО. Охрана. ЧОП, Триколор. ТВ.

Комментариев нет:
Отправить комментарий