Рассмотрев
вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Трудовые отношения между обществом и
его работниками, избранными членами ликвидационной комиссии, с момента
назначения ликвидационной комиссии и до момента увольнения основываются на
ранее заключенных трудовых договорах. Издание каких-либо приказов, внесение
записей в трудовые книжки при продолжении трудовых отношений не требуются.
Обоснование
вывода:
Порядок ликвидации акционерного
общества установлен ст. 61-65, ст. 92 ГК РФ, Федеральным законом от 26.12.1995
N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ).
Согласно п. 2 ст. 62 ГК РФ учредители юридического лица назначают
ликвидационную комиссию и устанавливают порядок и сроки ликвидации. Назначение
ликвидационной комиссии и утверждение ликвидационного баланса относится к
исключительной компетенции общего собрания участников общества (п. 2 ст. 21,
пп. 3 п. 1 ст. 48 Закона N 208-ФЗ). Таким образом, общее собрание акционеров
общества, назначая ликвидационную комиссию, определяет ее численность и ее
персональный состав. В состав ликвидационной комиссии могут включаться как
лица, работающие в обществе, так и не работающие в нем.
К ликвидационной комиссии переходят
полномочия по управлению делами юридического лица с момента ее назначения (п. 3
ст. 62 ГК РФ, п. 3 ст. 57 Закона N 14-ФЗ). Соответственно, с этого момента
полномочия руководителя организации прекращаются в силу закона (смотрите,
например, постановления ФАС Дальневосточного округа от 28.02.2011 N
Ф03-438/2011 по делу N А24-3039/2010, ФАС Восточно-Сибирского округа от
27.10.2009 N А19-6223/09). Так как ликвидационная комиссия заменяет органы
управления юридического лица, председатель ликвидационной комиссии приобретает
право подписи документов, распоряжения имуществом и другие полномочия, которыми
ранее обладал руководитель общества. При этом ни Законом N 208-ФЗ, ни ГК РФ не
предусматривается необходимость издания какого-либо специального приказа о
снятии полномочий с директора и возложении их на ликвидатора. Издание приказа,
касающегося прекращения деятельности руководителя общества как единоличного
исполнительного органа, необходимо исключительно в рамках оформления трудовых
отношений. Полномочия главного бухгалтера и заместителя руководителя с
назначением ликвидационной комиссии "автоматически" не прекращаются -
это не предусмотрено законом.
В соответствии с п. 1 части первой
статьи 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае
ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным
предпринимателем. О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации
работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем
за два месяца до увольнения. Расторгнуть трудовой договор до истечения
указанного срока работодатель вправе только с согласия работника, выплатив ему
в день увольнения дополнительную компенсацию (части вторая и третья ст. 180 ТК
РФ). Пленум Верховного Суда РФ в п. 28 постановления от 17.03.2004 N 2 "О
применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской
Федерации" разъяснил, что основанием для увольнения работников по п. 1
части первой ст. 81 ТК РФ может служить решение о ликвидации юридического лица,
то есть решение о прекращении его деятельности без перехода прав и обязанностей
в порядке правопреемства к другим лицам, принятое в установленном законом
порядке (ст. 61 ГК РФ). Трудовое законодательство не определяет, в какой момент
времени работник должен быть уволен в связи с ликвидацией организации. Не
установлен трудовым законодательством и специальный порядок увольнения
руководителя организации в связи с ликвидацией организации. Анализ приведенных
норм показывает, что назначение ликвидационной комиссии не влечет за собой
обязательного расторжения трудового договора с руководителем в день назначения
такой комиссии. До завершения процедуры ликвидации трудовой договор с
работником может быть расторгнут и по иным основаниям, например по соглашению
сторон (п. 1 части первой ст. 77 ТК РФ). Однако трудовые отношения с
работниками ликвидируемой организации, входящими в состав ликвидационной
комиссии, могут продолжаться вплоть до их увольнения, основываясь на ранее
заключенном и продолжающем свое действие трудовом договоре. В этом случае оснований
для внесения каких-либо записей в трудовые книжки таких работников не имеется.
Законодательством не урегулирован
вопрос о характере отношений, возникающих между ликвидируемым юридическим лицом
и членами ликвидационной комиссии (ликвидатором). Не определен
законодательством и порядок оформления этих отношений (в частности, порядок
оплаты выполняемой работы). На наш взгляд, этот вопрос должен решаться
акционерами общества при назначении ликвидационной комиссии с учетом финансовых
возможностей предприятия. Представляется, что не противоречит законодательству
оформление отношений с членами ликвидационной комиссии как путем подписания
гражданско-правовых договоров, так и путем заключения срочных трудовых
договоров (абзац восьмой части первой ст. 58 ТК РФ). Ряд нормативных актов
свидетельствует о возможности выплаты членам ликвидационной комиссии заработной
платы (смотрите, например, распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 N
1743-р, п. 2 распоряжения Правительства РФ от 13.05.2003 N 609-р, пп. 9.2
приказа Минсвязи РФ от 24.03.2004 N 46 "О мероприятиях по упразднению
Министерства Российской Федерации по связи и информатизации").
По материалам правовой
системы Гарант
Теги: Юридические услуги. Юристы. Адвокат. Консультации. Юридическая консультация. Помощь. Защита
в суде
Ипотека. Налоги. Алименты. Семейные
жилищные споры. Юрист. Суд. Ксерокопии.
Реклама: Нотариус.. Экспертиза. Саморегулируемая
организация строителей. СРО. Охрана. ЧОП, Триколор. ТВ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий