12 апреля 1961 года Юрий Гагарин стал
первым человеком в мире, совершившим полёт в космическое пространство
1. До космического корабля Юрия Гагарина провожал не один, а два дублёра.
Помимо всем известного Германа Титова, дублёром был Григорий Нелюбов. В отличие
от Гагарина и Титова, он не облачался в скафандр, но был готов осуществить
полёт в случае особых обстоятельств.
Жизнь Нелюбова сложилась трагически:
через некоторое время после полёта Гагарина он был исключён из отряда
космонавтов за нарушение дисциплины, а через несколько лет погиб в результате
несчастного случая.
2.
За два дня до полёта в космос Юрий Гагарин написал прощальное письмо супруге
на случай, если произойдёт катастрофа. В 1961 году это письмо не потребовалось.
Жене Гагарина Валентине Ивановне это письмо передадут после авиакатастрофы 27
марта 1968 года, в которой погиб первый космонавт Земли.
3. Полёт «Востока-1» проходил в полностью автоматическом режиме. Это
было связано с тем, что никто не мог дать гарантии сохранения космонавтом
работоспособности в условиях невесомости. На самый крайний случай Юрию Гагарину
был передан особый код, который позволял активизировать ручное управление
корабля.
4. Изначально было записано три предстартовых обращения «первого
космонавта к советскому народу». Первое было записано Юрием Гагариным, а
ещё два – его дублёрами Германом Титовым и Григорием Нелюбовым. Ровно так же
было заготовлено три текста сообщения ТАСС о первом полёте человека в космос:
на случай успешного полёта, на случай поисков космонавта, а также на случай
катастрофы.
5. Перед полётом «Востока-1» произошло ЧП: при проверке герметичности
датчик на люке не выдал нужный сигнал.
Поскольку до старта оставалось чрезвычайно мало времени, такая неполадка
могла привести к переносу запуска.
Тогда ведущий конструктор «Востока-1»
Олег Ивановский с рабочими продемонстрировали фантастические навыки, на зависть
нынешним механикам «Формулы-1», в считанные минуты отвернув 30 гаек, проверив и
поправив датчик и вновь закрыв люк положенным образом. На сей раз проверка
герметичности прошла успешно, а старт был осуществлён в запланированное время.
6. Во время заключительной стадии полёта Юрий Гагарин бросил фразу, о
которой долгое время предпочитали ничего не писать: «Я горю, прощайте,
товарищи!».
Дело в том, что до Гагарина никто не
имел чёткого представления о том, как будет выглядеть прохождение космическим
кораблём плотных слоёв атмосферы при спуске. Поэтому Гагарин, как всякий
лётчик, увидев в иллюминаторе бушующее пламя, предположил, что космический
корабль охвачен пожаром и через несколько секунд он погибнет. На самом деле
трение жаропрочной обшивки космического корабля об атмосферу – рабочий момент,
который происходит при каждом полёте. Теперь космонавты готовы к этому яркому и
впечатляющему зрелищу, которое первым увидел Гагарин.
7. Известные кадры съёмки переговоров Юрия Гагарина в кабине корабля и
главного конструктора Сергея Королёва на командном пункте – это имитация,
сделанная в более поздний период. Впрочем, упрекать в этом участников
исторического события вряд ли стоит – в момент реального старта им было просто
не до этого. Позже недостающую хронику решили воссоздать, попросив Гагарина и
Королёва повторять те же слова, что были сказаны ими 12 апреля 1961 года.
8.
На космических кораблях «Восток» не была предусмотрена посадка космонавтов
внутри спускаемого аппарата:
на высоте 1500 метров пилот катапультировался. Связано это было с тем, что на
«Востоках» не было двигателей мягкой посадки, которые обеспечивают безопасное
приземление. Кроме того, специалисты опасались «заваривания» люка под
воздействием высокой температуры в плотных слоях атмосферы.
Однако из-за посадки вне корабля
Международная аэронавтическая федерация отказывалась регистрировать рекордный
полёт Гагарина. И тогда советские представители слукавили, объявив, что первый
космонавт приземлился в кабине. Фактические обстоятельства посадки СССР
официально признал только в 1964 году.
9. Одна из самых бурно обсуждаемых тем, связанных с полётом Гагарина,
– это надпись «СССР» на шлеме космонавта. Возникла она в связи с тем, что в
последние годы на гагаринских изображениях надпись очень часто куда-то
пропадает. В связи с этим возник вопрос – а как она вообще появилась на шлеме
первого космонавта? Как ни странно, но и в этом вопросе нет окончательной
ясности. Герой Советского Союза, лётчик-испытатель Марк Галлай, занимавшийся
тренировками первых космонавтов и присутствовавший при гагаринском старте, в
книге «С человеком на борту» рассказывал, что надпись появилась в самый
последний момент. Якобы за 20 минут до выезда Гагарина на старт вспомнили про
случившийся перед этим шпионский полёт американца Пауэрса и решили нанести на
шлем буквы «СССР», чтобы космонавта не спутали с диверсантом. Буквы рисовали
впопыхах, не снимая шлем с головы Гагарина.
В то же время ветераны предприятия
«Звезда», которое производит скафандры для космонавтов, утверждают, что надпись
была нанесена ещё во время подготовки скафандра к полёту, заблаговременно, и
даже указывают фамилию рабочего, выполнившего эту задачу – Давидянц.
10. Одной из самых запомнившихся подробностей о первом полёте человека в
космос стали… шнурки. Во время прохождения Юрием Гагариным по ковровой
дорожке перед докладом Никите Хрущёву об успешном осуществлении полёта в кадр
попали развязавшиеся шнурки на ботинке первого космонавта. Эта бытовая деталь
только добавила народной любви к Гагарину. Между тем Сергей Хрущёв, сын Никиты
Хрущёва, присутствовавший на той церемонии, уверяет, что шнурки у Гагарина были
в порядке. Подвела героя космоса подтяжка для носков. Раньше носки делали без
резинок, и на икрах носили подтяжки, чтобы носки не сползали. У Гагарина на одной
ноге отцепилась эта резинка, и железная пряжка била его по ноге.
СПЕЦ. ПРЕДЛОЖЕНИЕ: стоимость услуг посредством электронной связи (пишите нам на эл.
адрес: npcentr@bk.ru составляет
до 50% от цен
указанных в Прайс-листе с которым Вы можете ознакомится в
разделе ЦЕНЫ >>>.
По материалам http://ww.aif.ru
.jpg)
Комментариев нет:
Отправить комментарий