В этом году в Госдуму будет внесен
законопроект, устанавливающий лимит для расчетов наличными.
Крупные суммы предлагается переводить
только через банк. В целом экспертное сообщество сейчас активно обсуждает
вопрос о переводе страны на безналичный расчет. О перспективах перехода на
карточную систему и проблемах модернизации денежного оборота рассказал
"Юридической неделе" заместитель председателя Комитета Госдумы по
финансовому рынку, президент Ассоциации региональных банков России Анатолий
Аксаков.
-
Законопроект о переходе на безналичную оплату, который подготовлен в Минфине,
вызвал множество споров. Может, поэтому документ никак не может дойти до
Госдумы. У него вообще есть перспективы?
Анатолий Аксаков: Вы имеете в виду
законопроект об ограничении наличных расчетов при любых сделках на сумму более
600 тысяч рублей? В этом году он поступит в Госдуму и, я надеюсь, будет принят.
И, возможно, заработает уже с 1 января 2014 года.
-
Есть ли необходимость принуждать людей к карточкам?
Анатолий Аксаков: Государство в целом
заинтересовано в увеличении безналичных платежей. И прежде всего потому, что
производство наличных денег дорогое удовольствие. К примеру, производство
10-копеечной монетки обходится госказне в 50 копеек. То есть в разы дороже
номинала. А в целом оборачивается миллиардными затратами как на печатание
купюр, так и на чеканку монет. Во-вторых, если деньги будут находиться в
безналичной форме в банках, а не на руках, в матрасах, кадушках, то они будут
работать. Банки могут их выделять в форме кредитов населению и предприятиям. То
есть это позволит увеличить ресурсный потенциал банковской системы для
кредитования экономики, бизнеса, населения. И еще, что очень важно, безналичные
формы позволят уйти от непрозрачных платежей, их легче будет контролировать и
соответственно увеличить налоговую базу.
-
Последнее звучит не очень привлекательно для многих бизнесменов.
Анатолий Аксаков: Многие предприятия
поэтому и не хотят переходить на использование карточек, так как безналичный
платеж способен реально контролировать оборот денежной массы. Контроль, который
заставит платить реальные налоги.
-
Хорошо, государство выиграет, бизнес может проиграть, а что получат люди? Людям
это нужно?
Анатолий Аксаков: Думаю, становится
все более очевидным преимущество безналичного оборота в быту. Человеку удобнее
иметь карточку для наличного расчета, а не таскать за собой сумки с деньгами. К
тому же если он потеряет деньги или их у него украдут, то вернуть их крайне
затруднительно. Если же потеряет карточку, ее всегда можно вовремя
восстановить. С учетом многих доводов я поддерживаю концепцию Минфина о
безналичных платежах. Более того, переход на безналичный расчет - это
объективное требование времени. За безналичными платежами, естественно,
будущее. Это более понятный и прозрачный механизм расчетов, и с точки зрения
налогообложения тоже важная структурная мера.
-
Но все-таки многие люди с опаской относятся к карточкам. Особенно жители
сельской местности, где банковские карточки и банкоматы настоящая диковинка.
Анатолий Аксаков: С принятием
законопроекта необходимо создать реальную базу для его реализации. А именно
законодательно - административным путем обязать все торговые точки, в том числе
и в сельской глубинке, принимать при оплате банковские карточки. При этом у
человека должен быть выбор: платить наличными или с помощью кредитки. Сегодня
даже в Москве есть немало торговых точек, где не принимают банковские карточки
к оплате.
-
Там еще не осознали выгоду высоких технологий?
Анатолий Аксаков: Нет, главная причина
не засветиться в налоговой инспекции. О ней я говорил. Это, на мой взгляд,
ущемление потребительских прав человека. Целесообразно ввести в Гражданский
кодекс статью о защите прав потребителей при выборе формы оплаты за товары и
услуги. Человек имеет право рассчитываться везде как наличными, так и
платежными картами. При этом, как показывает мировая практика, общество
выбирает безналичный расчет. И надо осознавать, что весь мир двигается по
стимулированию безналичных платежей. России давно пора приобщиться к мировой
практике цивилизованных платежей, создавая повсеместно технические условия для
карточной оплаты от дорогих автосалонов до торговых лавок в селе.
-
Но все-таки на проект были возражения не только у обывателей и бизнесменов, но
и банкиров. Что им не нравилось?
Анатолий Аксаков: Банкиры, возражая
против проекта, говорили, что сейчас достаточно много мошеннических операций,
которые с кредитных карт могут уводить деньги, и клиенты будут терять свои
суммы, не зная об этом. Но впоследствии законопроект был скорректирован с
учетом позиций Банка России, а также Института законодательства и
сравнительного правоведения при правительстве.
-
Тем не менее, согласитесь, что доводы банкиров были резонны: все чаще мы узнаем
из полицейских сводок о хакерах, которые по поддельным карточкам воруют деньги
со счетов граждан.
Анатолий Аксаков: К сожалению,
криминал не отстает от времени, и некоторые граждане пытаются создать
мошеннические схемы, которые с кредитных карт могут уводить деньги. Надо быть
реалистом и понимать, что принятие закона в том или ином виде не станет панацеей
от, например, разного рода сомнительных сделок. Также безналичные платежи могут
цинично использоваться и в коррупционных операциях, и трудно доказать, что это
- форма платежа или взятка за посредничество в выигрыше тендера. Здесь нужны
новые законодательные акты и эффективные меры по пресечению нелегальных схем.
Также необходимо повышать и финансовую грамотность среди граждан, особенно
старшего поколения, чтобы они не боялись карточек и привычно ими пользовались.
Например, надо уделять внимание сохранению тайны пин-кода. Бывают случаи, когда
пожилые люди просят незнакомцев помочь им снять деньги с терминала по карточке,
показывая им все коды и цифры. То есть надо сделать карточки более понятными и
доступными потребителю. Владелец карточки должен взять себе за правило
регулярно запрашивать банк о состоянии своего счета.
-
Будет ли принят этот закон о безналичном расчете в этом году?
Анатолий Аксаков: Не сомневаюсь в том,
что стимуляция безналичных расчетов в любом случае будет полезна и поможет
развитию экономики в целом. Однако нынешняя реальность в нашей стране
заставляет с осторожностью отнестись к таким мерам, учитывая неразвитость
платежных систем в России. Хотя работать в этом направлении надо активно, но не
отказываясь в одночасье от работы с наличными.
Ключевой
вопрос
- Сейчас в Госдуме готовится ко
второму чтению законопроект о банкротстве физических лиц. Как к нему относится
банковское сообщество?
Анатолий Аксаков: Есть опасение, что
принятие этого закона в той редакции, которая сейчас находится у депутатов,
может увеличить риски банковской системы, простимулировать массовое
банкротство. И создать проблему для добросовестных заемщиков, поскольку
массовое банкротство - это риск для банковской системы, а риск, как известно,
всегда включается в процентную ставку.
Поскольку у нас людей, которые не
возвращают кредиты, не более 4 процентов, получится, что 96 процентов
добросовестных заемщиков будут оплачивать возможные риски, включенные в
процентные ставки из-за принятия этого закона. Стоит ли нам создавать такую
ситуацию?
-
Значит, вы предлагаете сказать твердое "нет" проекту?
Анатолий Аксаков: Наоборот, очень
важно принять взвешенный закон о банкротстве физлиц, для того чтобы он, с одной
стороны, позволил тем, кто попал в объективно сложную ситуацию, объявить себя
банкротом, реструктурировать долг и в течение определенного промежутка времени
выполнить свои обязательства перед банком. А с другой стороны, не создавал
лазейку тем, кто свои обязательства не собирается выполнять либо выполняет их
недобросовестно.
Эти нормы будут строги, но
справедливы. Должнику придется доказывать свое банкротство в суде, и если
окажется, что он лукавит, то к нему будут применены жесткие санкции, в том
числе и уголовного порядка. Кроме того, в законопроекте будут прописаны
ограничительные меры для должников, к примеру, это статья о запрете выезда за
рубеж. Логика этого норматива проста: если ты банкрот и у тебя нет денег, чтобы
вернуть долг, то откуда у вас деньги на загранпоездки и отдых на шикарных
курортах? Эти поправки будут приняты ко второму чтению, которое ожидается в
конце весенней сессии.
СПЕЦ. ПРЕДЛОЖЕНИЕ: стоимость услуг посредством электронной связи (пишите нам на эл.
адрес: npcentr@bk.ru составляет
до 50% от цен
указанных в Прайс-листе с которым Вы можете ознакомится в
разделе ЦЕНЫ >>>.
По материалам http://xamstvu.net/
Комментариев нет:
Отправить комментарий