Согласно п. 4 ст.
58 ГК РФ при выделении из состава юридического лица одного или нескольких
юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности
реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Как установлено
п. 1 ст. 59 ГК РФ, передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве
по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его
кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также
порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава,
стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и
обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после
даты, на которую составлен передаточный акт.
Передаточный акт
утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом,
принявшим решение о реорганизации юридического лица, и представляется вместе с
учредительными документами для государственной регистрации юридических лиц,
создаваемых в результате реорганизации, или внесения изменений в учредительные
документы существующих юридических лиц. Непредставление вместе с учредительными
документами передаточного акта, отсутствие в нем положений о правопреемстве по
всем обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в
государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате
реорганизации (п. 2 ст. 59 ГК РФ).
Статья 11
Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете",
далее - Закон N 402-ФЗ (в отличие от утратившего силу Федерального закона от
21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"), не содержит перечня
случаев обязательного проведения инвентаризации, отсылая к другим актам
законодательства РФ, федеральным и отраслевым стандартам бухгалтерского учета.
При этом согласно части 1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ до утверждения федеральных и
отраслевых стандартов, предусмотренных настоящим Федеральным законом,
применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской
отчетности, утвержденные до дня вступления в силу настоящего Закона N 402-ФЗ.
На основании п.
1.3 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых
обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее -
Методические указания по инвентаризации), инвентаризации подлежит все имущество
организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых
обязательств. Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и
материально-ответственному лицу.
В случае
реорганизации организации перед составлением ликвидационного (разделительного)
баланса проведение инвентаризации обязательно; в этом случае не применяется
правило о возможности установления руководителем организации количества
инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения и перечня имущества и
финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них (п.п. 1.5 и 2.1
Методических указаний по инвентаризации).
Правила
формирования в бухгалтерской отчетности информации об осуществлении
реорганизации юридических лиц установлены Методическими указаниями по
формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации
организаций, утвержденными приказом Минфина России от 20.05.2003 N 44н (далее -
Методические указания) (п. 8 ч. 3 ст. 21, ч. 1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ). О том,
что при формировании бухгалтерской отчетности, возникшей в результате
реорганизации организации, следует руководствоваться Методическими указаниями,
сообщено также в письме Минфина России от 05.08.2013 N 03-05-05-01/31412.
На основании п. 4
Методических указаний формирование бухгалтерской отчетности при осуществлении
реорганизации производится при наличии в том числе передаточного акта или
разделительного баланса, которые, в соответствии с решением (договором)
учредителей, могут в составе приложений включать акты (описи) инвентаризации
имущества и обязательств реорганизуемой организации, проведенной в соответствии
с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами
перед составлением передаточного акта или разделительного баланса,
подтверждающих их достоверность (наличие, состояние и оценку имущества и
обязательств).
Эта норма
корреспондирует с п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и
бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина
России от 29.07.1998 N 34н, и п. 1.5 Методических указаний по инвентаризации,
согласно которым перед составлением передаточного акта необходимо провести
инвентаризацию для выявления фактического наличия имущества и обязательств,
подлежащих приемке-передаче. Стоимость имущества, отраженного в передаточном
акте, должна совпадать с данными, приведенными в приложениях (описях,
расшифровках, в том числе в актах инвентаризации, первичных учетных документах)
к нему в соответствующей стоимостной оценке (п. 7 Методических указаний).
С учетом этого
получается, что значения в передаточном акте должны подтверждаться актами
инвентаризации и в случае спора о принадлежности имущества данные
инвентаризации могут подтвердить факт владения ими, стоимость передаваемого
имущества или величину передаваемых обязательств (постановления ФАС Северо-Кавказского
округа от 01.10.2012 N Ф08-5549/12 по делу N А63-7804/2011, ФАС Московского
округа от 22.09.2010 N КГ-А41/9858-10-1,2 по делу N А41-6973/10 и от 21.08.2003
N КГ-А41/5876-03). В то же время при установленной законодательством норме об
обязательном проведение инвентаризации имущества и обязательств юридического
лица при его реорганизации возможность произвести инвентаризацию лишь в части
имущества, подлежащего передаче в процессе реорганизации, не предусмотрена
(смотрите также сообщение ИМНС РФ по Ленинскому району г. Ижевска УР от
26.09.2002 N 07-43/20808 "Типичные ошибки, допускаемые предприятиями и
организациями при их реорганизации").
Ответственность
за несоблюдение порядка проведения обязательной инвентаризации действующим
законодательством РФ не предусмотрена.
В общем случае
несоответствие данных бухгалтерского учета фактическим сведениям обуславливает
возможность привлечения организации к ответственности в соответствии со ст. 120
НК РФ и ст. 15.11 КоАП РФ.
Одновременно с
этим следует иметь в виду, что в силу ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997
N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и
сделок с ним" государственная регистрация прав приостанавливается
государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии
оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности
представленных документов или достоверности указанных в них сведений.
Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению
дополнительных сведений и (или) подтверждению подлинности документов или
достоверности указанных в них сведений (смотрите также постановление ФАС
Западно-Сибирского округа от 12.02.2007 N Ф04-7914/2006(28805-А03-26)).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена
8(905)
703-14-15 или 8(919) 728-50-31
Почти бесплатно: стоимость услуг по электронной
почте составляет до 50% от цен
указанных в Прайс-листе с которым Вы можете
ознакомится в разделе ЦЕНЫ >>>.
E- Mail: npcentr@bk.ru
Помощь и защита в
суде. Адвокат. Суд городской, Арбитражный, Третейский суд..
Комментариев нет:
Отправить комментарий