Pages

29 ноября 2011 г.

Ученые проанализировали истинные причины аварийности на дорогах


Исследователи Кардиффского университета утверждают, что культура и отношение участников дорожного движения к риску являются основополагающими факторами, влияющими на безопасность дорожного движения в той или иной стране.
Ученые сопоставляли показатели смертности и травм, вызванных дорожно-транспортными происшествиями, с готовностью в принципе соблюдать правила в разных странах. Например, ими доказано, что государства с высоким уровнем «коррупции» (употребляется учеными в широком значении — «несоблюдение правил») имеют и высокий уровень травматизма и смертельных случаев на дорогах.

Англичане отмечают, что понимание правил и разработка более безопасных транспортных средств не обязательно приведут к повышению безопасности на дорогах. По статистике многие ДТП связаны с ошибками и ненужным риском.
В той же Великобритании, одной из самых безопасных стран в мире для водителей, пешеходов и велосипедистов, опасность в этом смысле проистекает от отдельных социальных групп. Например, это молодые люди, угоняющие машины, чтобы «испытать их на предельных скоростях», или байкеры, которые нечасто ездят на мотоциклах и утрачивают навыки. В обеих этих группах смертность в ДТП куда более высокая, чем обычно.
При этом отмечается, что не только субкультуры, но и целые культуры по-разному воспринимают норму поведения на дорогах. В каких-то странах, вроде России, правила соблюдаются далеко не всегда, причем любыми участниками дорожного движения.
Специалисты по подготовке водителей говорят: то, как человек ездит — «по понятиям» или по правилам, — во многом зависит от того, как он воспитывался, в каких условиях он сформировался как личность. И если человек в силу своего воспитания и поведения в жизни не настроен соблюдать правила, он не будет этого делать и за рулем. «То, что в стране творится, то происходит и на дороге», — отмечает председатель правления Гильдии автошкол Сергей Лобарев.
По словам британцев, кампании по изменению «сердец и умов» всех участников дорожного движения в неблагополучных с точки зрения статистики ДТП странах важны не менее инженерных усовершенствований транспортных средств и достижений в области технологии безопасности.
«Результаты кардиффских исследователей о том, что культура поведения участников дорожного движения во многом определяет уровень безопасности на дорогах, подтверждаются многими другими исследованиями. При этом речь идет о культуре поведения не только на дороге, но и вообще в жизни. Ведь водитель, который пытается всех обогнать и проехать, куда ему нужно, с нарушением правил дорожного движения, подвергает повышенным рискам окружающих, о которых он мало заботится, проявляя своеобразный социальный эгоизм», — говорит заведующий отделом социологии фонда ИНДЕМ Владимир Римский.
Сформировавшаяся у нас социально-культурная среда поддерживает и такой эгоизм, и массовое нежелание соблюдать не только правила дорожного движения, но и любые другие правила и законы. Более того, в силу массовости такого поведения на российских дорогах водители, старающиеся соблюдать правила, создают помехи всем остальным. Поэтому на таких «правильных» водителей социально-культурная среда оказывает сильное давление, чтобы они стали ездить «как все». И очень немногие водители оказываются способными такое давление выдержать.
По словам социолога, исправлять ситуацию нужно не только и не столько штрафами и повышением уровня безопасности транспортных средств, что, конечно, тоже важно. Но еще важнее создавать на дорогах условия, помогающие ездить по правилам. А кроме того, необходимо менять в нашей стране и всю социально-культурную среду в сторону повсеместного, а не только на дорогах, соблюдения правил и норм, снижения уровня социального эгоизма и расширения уважения к окружающим. Тогда наша социокультурная среда будет способствовать снижению аварийности на дорогах.
По материалам сайта  www.rbcdaily.ru
Закон. Новости. Законы. Новый правовой центр. Московская область.

Комментариев нет:

Отправить комментарий