23 ноября 2011 г.

ВОПРОС: Главный бухгалтер подписывает от имени организации акт о передаче права пользования товарным знаком (или иной первичный документ), действуя на основании доверенности. Обязательно ли в такой доверенности указывать должность главного бухгалтера, а также указывать должность в подписываемых им документах?


Доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами (п. 1 ст. 185 ГК РФ). Предметом действия представителя может быть, в частности, подписание от имени доверителя различных документов. Законодательство не устанавливает специальных ограничений относительно круга лиц, которым может быть выдана доверенность. Следовательно, в качестве представителя может выступать любое лицо, как являющееся работником доверителя (в том числе главный бухгалтер), так и не являющееся таковым.

Согласно п. 1 ст. 182 ГК РФ сделка, совершенная представителем по доверенности от имени другого лица (представляемого), создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого. Каких-либо дополнительных условий для этого не предусмотрено. Лишь при превышении полномочий, предоставленных доверенностью, сделка считается заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица (представителя по доверенности, если только представляемый впоследствии прямо не одобрит данную сделку (п. 1 ст. 183 ГК РФ).
Таким образом, если сделка совершена (документ подписан) представителем по доверенности, предусматривающей полномочие на совершение такого действия, для представляемого - юридического лица, выдавшего доверенность, наступают соответствующие юридические последствия.
Законодательство не предусматривает необходимости указания в доверенности, а также в подписываемых на ее основании документах должности представителя (в тех случаях, когда представителем является работник доверителя). Вместе с тем следует учитывать, что наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, является обязательным реквизитом первичного учетного документа (пп. "е" п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", далее - Закон о бухучете). В рассматриваемом случае таким первичным документом является акт передачи.
В соответствии с п. 3 ст. 9 Закона о бухучете перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером. Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами.
Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это учредительными документами, с приложением печати организации (п. 5 ст. 185 ГК РФ). В рассматриваемом случае представителем является главный бухгалтер. В связи с этим требование Закона о бухучете о необходимости согласования руководителем и главным бухгалтером лица, имеющего право подписи первичных документов, также фактически выполняется.
На практике суды обращают внимание на то, указано ли в доверенности, что поверенный имеет право подписывать первичные документы бухгалтерского и налогового учетов (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 19.08.2008 N Ф08-4797/2008, ФАС Поволжского округа от 30.01.2009 N А12-9801/2008-С60).
По материалам  службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Закон. Новости. Законы. Новый правовой центр. Ксерокопирование документов. Юрист. Суд. Ксерокопии.

Комментариев нет:

Отправить комментарий