Официальные доходы обслуживающего персонала в российском общепите ничтожно малы, львиная доля дохода приходится на чаевые. Правда, эти деньги официально нигде не зафиксированы, поэтому отсудить чаевые, как это случилось в Бостоне, российскому официанту не дано
Бостонский федеральный суд недавно удовлетворил иск, поданный 2500 бариста американского Starbucks, которые не хотели делиться чаевыми с начальниками смены. Они утверждали, что компания нарушает закон штата о распределении чаевых. Иск был подан еще в 2008 г., но судебный процесс затянулся почти на три года. Все это время Starbucks пыталась доказать, что начальники смены законно получали чаевые, так как не являются менеджерами, а выполняют ту же работу, что официанты и бариста, — они работают неполный рабочий день и получают оплату на почасовой основе, в то время как менеджеры работают полный рабочий день и получают фиксированную зарплату. Однако судья пришел к выводу, что начальники смены имеют
(см.ниже: Дальше – читать полностью)
управленческие полномочия, а следовательно, не являются официантами в полном смысле этого слова. Компания Starbucks суд проиграла.
Другой коленкор
Американцы ежегодно заполняют декларации о доходах и вносят туда в том числе и чаевые — таким образом, чаевые в США облагаются налогом и являются официальным доходом, рассказывает Елена Перепелица, гендиректор консалтинговой компании в области ресторанного бизнеса RestCon. «В России чаевые не включаются в счет и не проводятся через кассу. Если бы работодатели стали вносить чаевые в официальные документы, они были бы вынуждены платить с них налоги», — говорит Дмитрий Кофанов, гендиректор и юрист компании NS Consulting. По его мнению, в России такой суд, как в Бостоне, был бы просто невозможен.
«Российская Starbucks — белая компания. В связи с этим чаевые у нас запрещены», — заявляет один из менеджеров кофейни Starbucks в TPЦ «Метрополис». По ее словам, во время найма на работу компания предупреждает бариста о том, что чаевые брать воспрещается, так как в кофейнях принято самообслуживание. Директор по маркетингу компании эту информацию не подтверждает, так как просто не подходит к телефону. Зато посетители кофеен Starbucks утверждают, что неоднократно видели у кассы коробочку для чаевых.
«Чаевые являются важным источником дохода в российском ресторанном бизнесе, правда не для бариста, а для официантов», — говорит Перепелица. «У нас неконтактные барные стойки. Гости не общаются напрямую с бариста. Их обслуживают официанты, и именно официантам они оставляют чаевые», — рассказывает Екатерина Архипова, PR-директор сети «Кофемания». По ее словам, средний размер чаевых с заказа составляет около 200 руб.
В России официанты зарабатывают мало — от 15 000 до 20 000 руб. в месяц. Львиная доля их дохода приходится на чаевые, которые могут доходить до 1000 руб. в день, объясняет Перепелица.
Известный ресторатор Дмитрий Ицкович, владелец кафе «Нейтральная территория» на Старой площади и «Пироги» на Маросейке, говорит, что чаевые составляют две трети заработка его официантов. Вместе с чаевыми сумма их месячного дохода приближается к 40 000-50 000 руб.
По словам Перепелицы, легализовать доход от чаевых не выгодно ни работодателю, ни работнику — оба не хотят платить налог. «Мы не указываем чаевые в приходных документах», — сообщает Ицкович.
Отсутствие четко разработанного законодательства в отношении чаевых привело к тому, что у ресторанов стали возникать проблемы, когда клиенты расплачиваются по счету кредитными картами. «Например, клиент просит: снимите чаевые с моей карточки. А никто не знает, как их провести через кассу. Такой статьи дохода сверх суммы, указанной в счете, не предусмотрено», — продолжает Перепелица.
Что важнее
Мария Вуль, в прошлом бариста кофейни «КофеIn» на Большой Дмитровке, рассказывает, что в свое время получала мизерные чаевые, но все равно была вынуждена делиться ими с кондитерами и поварами, работавшими в ту же смену. «После распределения чаевых я получала на руки очень маленькую сумму», — вспоминает она. Как в большинстве российских кофеен, работающих по системе самообслуживания, клиенты оставляли чаевые в банке у кассы. Эта сумма делилась на равные части между всем обслуживающим персоналом.
«У нас официанты тоже делятся чаевыми с кухонными работниками и бариста. Они все вместе обслуживали клиента и вместе заслужили благодарность клиента», — говорит Архипова из «Кофемании».
В российском общепите есть два основных способа делить чаевые, рассказывает Перепелица. Первый — официант отдает 30% чаевых кухонным работникам и барменам. «В отличие от Запада у нас в ресторанах не принято сидеть у барных стоек и одаривать чаевыми барменов», — говорит она. По ее наблюдениям, бармены, которые не получали своей доли чаевых, начинали через некоторое время обворовывать заведение — ведь зарплаты у них такие же низкие, как и у официантов. Поэтому рестораны часто заинтересованы в том, чтобы весь обслуживающий персонал получал дополнительные доходы. Это нигде не записано, но существует как негласное правило, говорит эксперт.
Второй способ дележа чаевых похож на тот, с которым столкнулась Вуль. Все заработанные деньги складываются в коробочку и распределяются поровну между обслуживающим персоналом, рассказывает Перепелица. Участвуют ли в дележе начальники смены и администраторы, зависит от заведения. Менеджеры контролируют происходящее, но сами чаевых не получают, так как не принимают участия в обслуживании. Процесс дележа никак в официальных документах не зафиксирован. Просто в заведении так принято.
Официально уволить официанта за то, что он не поделился чаевыми, конечно, невозможно. Но в нашем ресторанном секторе, особенно в небольших частных ресторанчиках, людей часто увольняют незаконно, подчеркивает юрист Кофанов. «Именно из-за незаконных увольнений работники общепита чаще всего подают иски в суд, — говорит он и добавляет: — В России официанты не смогли бы выиграть суд из-за чаевых, подобный тому, что прошел в Бостоне, но часто выигрывают суды по незаконному увольнению. Для нашей действительности это более актуально».
У нас Вы можете получить юридические услуги, помощь и защиту в суде, по имущественным, налоговым спорам и банковскому законодательству и кредитам. Помощь при ДТП и в случаях нарушения безопасности движения и эксплуатации транспорта. Решаем проблемы со страховыми компаниями. Взыскание задолженности. Представительство в АРБИТРАЖНОМ СУДЕ - взыскание задолженности.
Юридическое обслуживание предприятий и предпринимателей. Налоговое планирование и оптимизация. Услуги Адвоката Уголовные и гражданские дела.
Звоните по тел.: 8 (905) 703-14-15 или 8 (919) 728-50-31
пишите вопросы по эл. почте: npcentr@bk.ru (указав в письме ВОПРОС – ОНЛАЙН).
Комментариев нет:
Отправить комментарий