Полностью искоренить коррупцию невозможно, но можно создавать эффективные механизмы ее обуздания, заявил председатель Счетной палаты Сергей Степашин на конференции «Государство и бизнес против коррупции». «Если таких механизмов нет или они работают плохо, то коррупция начинает мешать экономическому развитию», — подчеркнул он.
Это как раз российский случай, указывают эксперты. По данным многочисленных исследований, Россия – одна из самых коррумпированных стран мира. По уровню взяточничества в списке из 139-ти стран она заняла 111-е место, отмечает директор Центра изучения новых вызовов и угроз национальной безопасности при Приморском институте государственного и муниципального управления Александр Сухаренко, ссылаясь на данные Всемирного экономического форума. «Ниже нас располагаются лишь страны Африки и Латинской Америки», – сетует он.
Неутешительные показатели страна демонстрирует и в исследованиях других экспертных организаций. В списке из 22 ведущих стран-экспортеров (на них приходится 75% мирового экспорта и прямых инвестиций), составленном Transparency International, Россия занимает последнее место с рейтингом в 5,9 балла по 10-балльной шкале, где 10 баллов — наименьшая вероятность использования взяток для продвижения своего бизнеса за рубежом. Российские бизнесмены оказались более склонными давать взятки, чем их коллеги из других стран БРИК — Бразилии (7,4 балла), Индии (6,8 балла) и Китая (6,5 балла).
(см.ниже: Дальше – читать полностью)
Согласно исследованию компании Ernst & Young, 43% сотрудников крупных компаний в России считают взятку «самым действенным способом получения контрактов и сохранения бизнеса в условиях кризиса». В целом в Европе (всего было опрошено 2,2 тыс. сотрудников из 22 европейских стран) такого мнения придерживаются лишь 25% респондентов.
Высокий уровень коррупции – одна из главных причин низкого качества госуправления в России, заключили эксперты Института Всемирного банка. По сводным индексам эффективности госуправления (включают оценки мнений населения, подотчетности госорганов, политической стабильности, эффективности работы правительства, качества нормативно-правового регулирования, верховенства закона и борьбы с коррупцией), Россия соседствует с африканскими странами и «такими одиозными режимами, как Венесуэла и Иран», замечает Сухаренко.
Полностью победить коррупцию в России невозможно, соглашается со Степашиным директор Центра макроэкономических исследований и стратегических разработок компании «БДО» Елена Матросова. «Некоторые сферы экономики как места работы без коррупции не интересны, – поясняет она. – Например, на госслужбе мало платят, так что она становится привлекательной, только если у служащего появляется возможность брать взятки. Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов человеческий фактор».
Ущерб, который коррупция наносит экономике, оценить очень сложно, констатируют экономисты. Возможно, самое очевидное следствие этого явления для развития страны – это разгон инфляции, поскольку взятки чиновникам представляют собой дополнительный коррупционный налог на бизнес. Тот перекладывает выросшие издержки на конечного потребителя, что и приводит к ускорению роста цен.
По словам профессора Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ Елены Румянцевой, 60-80% расходов на производство и продажу любого товара в России занимает «коррупционная составляющая», которую бизнес платит регулирующим органам за согласование разрешительной документации, при проведении проверок и так далее.
Сложнее поддается калькуляции ущерб от решений, принятых коррумпированными чиновниками под давлением лоббистов, или от некомпетентных решений купивших свои должности служащих. Непросто подсчитать и сумму, которую страна теряет из-за уклонения чиновников от добросовестного выполнения должностных инструкций. «Зарплата и прочие расходы на содержание такого контингента платятся из средств налогоплательщиков», – напоминает Румянцева.
По ее мнению, смерти людей от травм на дорогах, самоубийств, отравлений, нарушения техники безопасности на производстве, при пожарах происходят в том числе по причине недостатка госконтроля из-за коррумпированности чиновников. Людские потери из-за этих причин в России составляют около 300 тыс. человек в год, рассказывает профессор, а по европейским стандартам жизнь трудоспособного человека оценивается по его вкладу в ВВП примерно в 1 млн евро. Таким образом, 300 тыс. смертей из-за коррупции ежегодно – это примерно 1,2 трлн рублей ущерба для российского ВВП, заключает она.
А Матросова, в свою очередь, добавляет, что коррупция отвлекает ресурсы от решения общесоциальных задач и тормозит экономическое развитие, особенно если взятки, откаты и вырученные в результате «распила» бюджетных средств деньги вывозятся за рубеж. Помимо этого, коррупция создает изъяны в распределении доходов в экономике в пользу коррупционных сегментов. «В связи с высокой доходностью деятельности в этих сегментах в них перераспределяются ресурсы, в том числе людские», – добавляет экономист.
Для эффективной борьбы с коррупцией России нужно прежде всего ратифицировать ряд международных конвенций в этой сфере, убежден Сухаренко. В частности, России необходимо присоединиться к Конвенции Организации экономического сотрудничества и развития по борьбе с подкупом должностных лиц иностранных государств при проведении международных деловых операций (1997) и к Конвенции Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию (1999). Кроме того, нужно криминализировать такие деяния, как дача взятки в виде нематериальных ценностей, злоупотребление влиянием, незаконное обогащение, а также восстановить конфискацию имущества в качестве вида наказания. Все эти требования содержатся в конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (1999) и конвенциях ООН: против транснациональной организованной преступности (2000) и против коррупции (2003), подчеркивает эксперт.
Он также считает важным принять закон о регулировании лоббистской деятельности в органах власти и полностью устранить коррупционные нормы в законах о госзакупках и о приватизации, упростить процедуру привлечения к уголовной ответственности лиц, обладающих особым правовым статусом (глава 52 Уголовно-процессуального кодекса РФ) и усилить контроль за расходованием бюджетных средств и использованием госсобственности.
По мнению исследователя, для эффективной борьбы с коррупцией Россия должна также ускорить принятие Кодексов этики и служебного поведения госслужащих, обеспечить надлежащий контроль за их доходами, установить полный запрет на их участие в деятельности коммерческих организаций и определить госорган, уполномоченный на доверительное управление ценными бумагами, принадлежащими госслужащим.
Антикоррупционной деятельности помогло бы и развитие международно-правового сотрудничества, особенно по вопросам сроков исполнения запросов, экстрадиции, поиска, конфискации и возврата коррупционных доходов, уточняет Сухаренко. Он напоминает, что властям Гонконга, Сингапура и Южной Кореи удалось минимизировать изначально высокий уровень коррупции в своих странах. Россия могла бы перенять их опыт.
«Цена ущерба от коррупции – вся наша жизнь, в которой мы недополучаем ни честно заработанных денег, ни привилегий, ни безопасности, ни качественных товаров и услуг, ни доступного комфортного жилья, – резюмирует Румянцева. – Мы ограничиваем себя в труде и сами встаем на путь развития коррупции. В этом и заключается ее порочный элемент растления общества».
У нас Вы можете получить юридические услуги, помощь и защиту в суде>>>>,
Комментариев нет:
Отправить комментарий