15 мая 2011 г.

Донатас БАНИОНИС: «Приятно, что в России меня помнят и узнают»

Знаменитый артист полон сил, радуется письмам поклонников и вниманию близких людей

Народному артисту СССР Донатасу Банионису - 85. Прославленный актер живет в Вильнюсе. В его квартире царит дух кино: на полках теснятся призы и награды, а стены увешаны плакатами и портретами молодого Криса из «Соляриса»

Живу ещё, представляете? Назло статистике, утверждающей, что мужчины в 66 лет умирают. 28-го апреля отпраздную день рождения. Не курю, к рюмке прикасаюсь лишь по праздникам. Сплю до десяти утра, читаю. По телевизору смотрю только новости. Другие передачи меня не интересуют из-за низкого художественного качества.

- Жалеете, что не утопаете в деньгах, как это делают ваши «коллеги» из Голливуда?

Не думаю, что смог бы. Хотя... Моё богатство - это моя жена Онуте, которой нет уже среди нас, сыновья, внуки и правнуки. Младший сын Раймундас - режиссёр. Его творение, художественный фильм «Дети из гостиницы «Америка»», купил Голливуд, но он не стал богаче. Деньгами. Зато радуется любимой работе, семье.

- Кто помог Вам сохранить ценные призы, книги, плакаты?

(см.ниже: Дальше – читать полностью)

(Далее)

Супруга. Сколько времени потратила, подписывая книги, альбомы, плакаты. Она знала, что моя история нужна нам и зрителям. Ведь за фотографиями, надписями - путь признания и славы. Вместе побывали почти во всех странах.

Этапы большого пути

- Соскучились по временам, когда пришли в большое кино?

А зачем скучать? Правда, в те времена государство не жалело денег для индустрии идеологии. Все режиссёры получали деньги. Но если что не так, фильм запрещали. Теперь всё можно, но не все способны создать хорошее кино. Думаю, что раньше художники работали более изобретательно, ведь порой приходилось мысли маскировать.

Помню, когда с Тарковским навестили великого Федерико Феллинни, Андрей пожаловался, что не может делать то, что хочет. Тогда итальянец усмехнулся и объяснил, что испытывает похожие проблемы. Но с продюсерами. А Андрей имел в виду власть! Жалко, что Тарковский, попав в обетованный Запад, не раскрылся в полную силу.

- Помните ли свой путь в большое кино?

В Москву попал благодаря режиссёру Витаутасу Жалакявичусу и картине «Никто не хотел умирать». После этого фильма обо мне заговорили в СССР. Правда, ленту пытались запретить в Литве, но от награды на фестивале в Карловых Варах не «уберегли».. Так началась моя артистическая карьера в союзном кино. Из 88 мною сыгранных картин любимых пять. – «Никто не хотел умирать», «Берегись автомобиля», «Солярис», «Мёртвый сезон», «Красная палатка». На первый «большой» фильм, послужившим трамплином в элиту кино, пригласил Эльдар Рязанов.

- В своих мемуарах пишете, что между Вами и Рязановым произошла неувязка?

Как же. В 1968 году ко мне приехали из Одессы, где начались съёмки фильма «Берегись автомобиля». Когда Рязанов меня увидел, его лицо вытянулось - ведь надеялся, что претендент на роль пастора высок, светловолос и голубоглаз. Но деваться некуда - на роль взяли скрепя сердце, потом радовались. Такое случалось не раз. Даже мой персонаж Ладейникова из фильма «Мёртвый сезон» не устраивал руководство киноиндустрии. Но его прототип, опытный разведчик, убедил всех, что Банионис играет так, как было в жизни, а не по стереотипам, созданным бюрократами.

- Ходят легенды, что Президент России Владимир Путин, поздравляя Вас с 80-летием, нарёк Крёстным отцом?

- Путин, вручая мне орден Славы, признался, что фильм «Мёртвый сезон» повлиял на выбор им профессии. Его идеалом стал сыгранный мною персонаж советского разведчика Ладейникова. Орденом наградил и Борис Ельцин. На моё 75-летие. Литовские власти тогда меня забыли.

- Как Вас нашёл Андрей Тарковский для своего «Соляриса», внимание которому уделил даже Каннский фестиваль в далёком 1971 году?

До сих пор не знаю, почему Тарковский выбрал меня. Когда судьба нас свела, уговорил перед съёмками показать запрещённый шедевр «Андрей Рублёв». Режиссер нехотя, но всучил ключик от монтажной комнаты, приказал сидеть там тише воды. Если бы в те времена узнали, что я смотрю, неприятностей бы не избежать.

Долго не мог прийти в себя после просмотра. Был ошарашен тем, что увидел. Когда «Рублёва» посмотрел режиссёр театра, где я играл с семнадцати лет, Йозас Мильтинис, он сказал: «Езжай, Донатас к Тарковскому. «Солярис» - твой фильм». Позже последовал триумф в Каннах.

- Как перенесли критику, которая обрушилась на Вас и Тарковского после триумфа?

До сих пор помню строки из письма поклонницы. Женщина от имени всех зрителей советовала никогда не сниматься в такой «халтуре» как «Солярис». Тогда я разозлился и порвал лист бумаги. Теперь думаю, может она права? Как и один юный коллега из тогдашнего Ленинграда, где я играл в театре Баха.

Он дотошно расспрашивал, зачем я трачу силы на такие роли, уверял, что искусство надо делать для 20 тысяч на стадионе, а не избранных 300 зрителей. В залах. Это правило и сейчас живо. Деньги делают искусство, а искусство - деньги.

Разбитые мечты

- С кем из ранних коллег поддерживаете связь?

К сожалению, с немногими. Большинства нет уже на этом свете. С некоторыми созваниваюсь, дружу с Натальей Бондарчук, сыгравшую роль жены Криса в «Солярисе». На днях она посетит меня и снимет документальную картину.

- Что пишут поклонники? Много ли их у Вас?

В Литве, к сожалению, меня меньше узнают, чем в России. Помню, во время съемок фильма «Пьющая кровь» в 1991 году, я и Марина Влади заглянули на рынок. Все, кто там находился, бросились ко мне, заговорили. Когда сообщил, кто стоит рядом, сбежался весь базар. В метро, на улицах узнавали. И сейчас не проходят мимо, здороваются.

Поклонники пишут поэмы, стихи, желают добра. Да и почта исправно работает: доставляет письма с лаконичной надписью - Народному артисту СССР Донатасу Банионису. Без названия города и улицы. Пишут из бывших союзных республик. В начале марта меня приятно удивила поклонница из Черкасс. Написала прекрасные стихи в мою честь.

- А как на Родине, где вы на сцене с 1941 года?

Не могу похвастаться. Недавно позвонили из страхового агентства. Спрашивают, как ваша фамилия. Говорю - Банионис. Какая первая буква? Б? Бурак? Отрубил - огурец.

Конечно, нечего удивляться, ведь я провёл немало времени в России. Интересно, что даже министр культуры Литвы поинтересовалась на мероприятии, кто я такой, и почему задаю ей вопросы. Тогда прикинулся посторонним и извинился. И такое бывает в жизни.

- Раньше государство на кино давало много денег. Теперь кинотворцы просят у тех, кто заказывает «музыку». Может это к лучшему?

Не забывайте, что в советские времена кино служило идеологии. Теперь деньги тоже делают искусство. Ради денег. Жалко только, что не все такое искусство воспринимают или даже понимают.

- Многие в Литве живут ниже уровня бедности. Не чувствуете ли Вы ностальгию по временам, когда были почти Богом?

То, что сейчас происходит - безобразие. То, о чём мечтали - разбилось на мелкие куски, обнажив злость, желчность и жадность. Никогда бы не подумал, что страна опустится на «дно», а на пенсию не удастся прожить месяц.

Я стараюсь, по завету Мильтиниса, не лезть в политику, но иногда не могу молчать.

Я артист. И всегда им буду. В роскоши не купался, но жил нормально. Не только в советские годы, но и в первые годы Независимости Литвы. Сейчас всё меняется. К сожалению.

Беседовала Ниёле СТАБИНГИТЕ Вильнюс

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Донатас Юозасович Банионис родился 28 апреля 1924 года в Каунасе.

Во время учебы (на керамиста) в Каунасском ремесленном училище посещал драматический кружок. После окончания училища в 1940 году был принят в труппу Паневежисского театра, где в 1944 году окончил студию.

На сцене Паневежисского театра Банионис создал более ста образов. Но всесоюзную славу актеру принесло кино. Наиболее известные фильмы с его участием: «Никто не хотел умирать», «Берегись автомобиля», «Операция «Трест», «Красная палатка», «Мертвый сезон», «Король Лир», «Гойя, или Тяжкий путь познания», «Солярис», «Бегство мистера Мак-Кинли», «Жизнь и смерть Фердинанда Люса», «Николо Паганини», «Ниро Вульф и Арчи Гудвин».

Многократный лауреат всесоюзных и международных кинофестивалей и премий. Командор ордена Великого князя Литовского Гедиминаса и Большого креста «За заслуги перед Литвой», кавалер российских орденов Дружбы и Почета.

У нас Вы можете получить юридические услуги, помощь и защиту в суде>>>>,

Ø Оказываем помощь строительным и проектным организациям для вступления в СРО

Ø Оказываем услуги: Экспертиза отчетов по оценке (Центр судебных и негосударственных экспертиз)

Ø Услуги Арбитражного Управляющего при проведении процедур банкротства.

Ø Свадебная видеосъемка и свадебный фотограф. Тамада.

Ø Создание и Раскрутка Сайтов и Блогов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий