Непрерывный трудовой стаж ранее имел значение при определении размера пособий по временной нетрудоспособности. Теперь размер пособия зависит от суммарной продолжительности страхового стажа, т.е. периодов уплаты взносов в фонд социального страхования. Перерывы в страховом стаже и их продолжительность, так же как и причины на порядок его исчисления не влияют.
Какое-то время назад можно было говорить о том, что непрерывный стаж имеет значения для выплаты надбавок за выслугу лет там, где такие надбавки были установлены. Ранее на федеральном уровне такая надбавка была, например, установлена для медицинских работников. С первого же декабря
(см.ниже: Дальше – читать полностью)
2008 года работники бюджетных учреждений переведены на новые системы оплаты труда, которые утверждаются этими учреждениями самостоятельно. Поэтому теперь, каждый конкретный работодатель вправе сам решать устанавливать ему такую надбавку или нет, а если устанавливать то на каких условиях ее выплачивать, в том числе и определять порядок исчисления стажа, необходимого для его получения.
Непрерывный трудовой стаж является самостоятельной оценочной категорией трудовой деятельности работника, характеризующей не общую продолжительность времени работы, а конкретный промежуток трудового стажа работника.
Непрерывный трудовой стаж никак не связан с назначением государственной пенсии и имеет значение только при получении работником дополнительных благ такими благами могут быть:
· повышенные пособия по временной нетрудоспособности (в том числе дневное (часовое) пособие);
· надбавки к заработной плате (в том числе процентная надбавка);
· надбавки к пенсии;
· единовременное вознаграждение;
· пособия по государственному социальному страхованию;
· право на получение отраслевого негосударственного пенсионного обеспечения за выслугу лет;
· право на предоставление субсидии на приобретение жилья;
· дополнительные отпуска;
· право на санаторно-курортное лечение;
· исчисление выслуги лет для присвоения очередного специального звания, в том числе квалификационного класса;
· право на преимущественное оставление на работе при сокращении штата работников.
Эти блага являются мерой поощрения за длительные отношения работника со своим работодателем. Они призваны обеспечить устойчивость трудовых отношений, повысить стабильность в сфере труда. На достижение этих целей неизбежно потребуются некоторые затраты. Это, естественно, противоречит коммерческим интересам работодателя. Но следует учесть, что эти издержки небесполезны. Обеспеченная благами материальная заинтересованность в продолжении трудовых отношений с работодателем и качественном выполнении работы станет причиной того, что трудовой коллектив предприятия или организации будет включать максимальное количество квалифицированных работников. Квалифицированный рабочий персонал сможет обеспечить высокий уровень качества работ и услуг. А это при прочих равных условиях неизбежно повлечет повышение конкурентоспособности предприятия, а следовательно, и его прибыльности. Таким образом, дополнительные меры поощрения по результатам непрерывной работы могут обеспечить не только материальные интересы работников, но и высокую рентабельность организации или предприятия.
С 1 января 2007 года непрерывный трудовой стаж утратил юридическое значение.
Значение трудового стажа
В данной статье рассматриваются все виды трудового стажа, как он определяется, как его правильно оформить и др. Для чего нужен трудовой стаж и чем грозит его отсутствие. Какие документы являются подтверждением стажа. Каким должен быть трудовой стаж для получения права на трудовую пенсию. Приводятся определения непрерывного, общего и специального трудового стажа, как они рассчитываются. А также уделяется внимание прерыванию трудового стажа. О чем стоит позаботиться сегодня, чтобы обеспечить себя после прекращения активной трудовой деятельности.
В течение своей трудовой деятельности каждый человек сталкивается с необходимостью в получении пособий по временной нетрудоспособности, а с годами – в получении пенсии по старости или по выслуге лет. Современные правовые отношения в сфере социального обеспечения базируются на таком понятии, как трудовой стаж, отсутствие которого лишает прав на получение социальных выплат.
Трудовой стаж включает в себя продолжительность всей трудовой или иной общественно полезной деятельности и определяется по документам, выданным с места работы, а также службы или учебы, если они зачисляются в стаж. В России основным документом для подтверждения стажа работы является трудовая книжка, которая содержит сведения о работнике, о выполняемых им служебных обязанностях, а также о поощрениях за успехи в работе. При отсутствии трудовой книжки подтверждением трудового стажа могут служить различные выписки из приказов, ведомости на выдачу заработной платы, трудовые договоры, расчетные книжки с отметками о выплате заработной платы, а также свидетельские показания.
Понятие трудового стажа является обобщенным, так как существуют следующие его разновидности: страховой стаж, общий и специальный трудовой стаж и непрерывный стаж. Порядок исчисления трудового стажа установлен действующим законодательством, согласно которому существуют общие и отдельные правила исчисления для разных видов трудового стажа. Расчет трудового стажа производится в календарном порядке: каждые 30 дней переводятся в месяцы, а каждые 12 месяцев - в полные годы. Существует, в частности, перечень отраслей промышленности, в которых работа в течение полного сезона засчитывается в стаж для назначения пенсии как за год работы (торфяная, лесозаготовительная, рыбная, плодоовощная промышленность, лесное хозяйство и пр.).
СТРАХОВОЙ СТАЖ рассчитывается на основании продолжительности периодов деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы. К данным видам деятельности относится любая работа по трудовым договорам, военная или гражданская служба, работа в качестве индивидуального предпринимателя и пр.
По сегодняшним законам, для получения права на трудовую пенсию по старости достаточно 5-ти лет страхового стажа, на протяжении которых производились обязательные выплаты в Пенсионный фонд. Если страховой стаж составляет 8 и более лет, пособия по временной нетрудоспособности выплачиваются в размере 100% от среднего заработка, при стаже от 5-8 лет - в размере 80% и при стаже менее 5-ти лет – 60% от среднего заработка. Согласно вступившему в силу Федеральному закону от 29.12.2006 N 255-ФЗ, размер пособия не может превышать минимальный размер ежемесячной оплаты труда, если страховой стаж работника составляет менее 6-ти месяцев. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком на сегодняшний день составляет 40% от среднего заработка за последние 12 календарных месяцев до момента ухода в отпуск по уходу за ребенком.
ОБЩИЙ ТРУДОВОЙ СТАЖ включает в себя все периоды трудовой или общественно полезной деятельности, вне зависимости от имевших место перерывов в работе по трудовому договору. В общий трудовой стаж также включаются: военная служба; временная нетрудоспособность, наступившая в период работы; инвалидность 1-й и 2-й группы по причине профессионального заболевания или увечья, полученного на производстве; уход за инвалидом 1-й группы и уход неработающей матери за ребенком в возрасте до 3 лет, и пр. Для получения права на пенсию по старости продолжительность трудового стажа для мужчин составляет 25 лет, для женщин - 20 лет.
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ТРУДОВОЙ СТАЖ рассчитывается по продолжительности трудовой или иной общественно полезной деятельности в специфических условиях. Это может быть работа на вредных производствах, в суровых природно-климатических условиях, на территориях, подвергшихся радиоактивному излучению. На основании специального трудового стажа устанавливается пенсия по старости в связи с особыми условиями труда, работой на крайнем Севере, а также пенсия за выслугу лет. Существует и понятие стажа по специальности, включающего в себя период времени, в течение которого приобретался профессиональный опыт.
НЕПРЕРЫВНЫЙ ТРУДОВОЙ СТАЖ определяется продолжительностью последней непрерывной работы у одного либо нескольких работодателей. До принятия Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ, непрерывный трудовой стаж учитывался при определении размера пособий по временной нетрудоспособности, который мог составлять 100%, 80% или 60% от заработка работника, в зависимости от продолжительности непрерывного трудового стажа. Однако с 1 января 2007 года размер пособий по временной нетрудоспособности (расчет оплаты по больничным) перестал зависеть от непрерывного стажа и стал рассчитываться на основании страхового стажа. Замена непрерывного трудового стажа на страховой стаж отразилась на размере выдаваемого пособия, так как в страховой стаж входят не все периоды трудовой деятельности, а лишь те, в течение которых происходила выплата страховых взносов.
Непрерывный трудовой стаж отличается от страхового и специального стажа по двум существенным пунктам:
· при определении размера пенсии и момента ее выплаты непрерывность стажа не учитывается;
· промежутки времени, в течение которых трудоспособный работник не занимался трудовой деятельностью, ограничены.
Непрерывный трудовой стаж сохраняется в случае, если при переходе с одного места работы на другое перерыв в трудовой деятельности не превышает одного месяца. Если имеет место увольнение по собственному желанию без уважительных причин, то для сохранения непрерывного трудового стажа перерыв в работе не должен превышать 3-х недель. Существуют также отдельные пункты, согласно которым непрерывный трудовой стаж может сохраняться, если перерыв в работе достигает 2-х и 3-х месяцев. При расторжении трудового договора стаж сохраняется для беременных женщин и матерей, имеющих детей в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет, до момента достижения ребенком указанного возраста.
Вне зависимости от продолжительности перерыва в работе, непрерывный трудовой стаж сохраняется при увольнении по собственному желанию по причине перевода одного из супругов в другую местность, а также по причине выхода на пенсию. У работников, уволившихся в связи с выходом на пенсию по старости, при последующем поступлении на работу продолжительность перерыва в трудовом стаже для исчисления непрерывного стажа не учитывается.
При поступлении на работу после прекращения трудового договора непрерывный трудовой стаж не сохраняется по причине совершения виновных действий, за которые, согласно существующему законодательству, предусмотрено увольнение с работы. Таковыми действиями считаются неоднократное неисполнение трудовых обязанностей без уважительных причин и однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей. Руководители и главные бухгалтеры организаций и предприятий могут быть уволены за нанесение финансового ущерба организации и за принятие неверных или незаконных финансовых решений.
В непрерывный стаж, помимо работы по трудовому договору в качестве рабочего или служащего, засчитывается также:
· служба в армии и в органах Комитета государственной безопасности, если перерыв между днем окончания службы и днем поступления на работу или учебу не превысил 3-х месяцев;
· период работы или производственной практики на оплачиваемых рабочих местах во время обучения в высшем или среднем специальном учебном заведении, вне зависимости от продолжительности перерывов, вызванных данной учебой;
· период учебы в училищах и школах профтехобразования, если перерыв между днем окончания учебы и днем поступления на работу по трудовому договору не превысил 3-х месяцев;
· период вынужденного прогула при незаконном увольнении, если работника впоследствии восстанавливают на работе.
Таким образом, трудовой стаж дает каждому человеку гарантии на выплату пособий по временной нетрудоспособности и пенсий по старости и выслуге лет. Несмотря на недостатки законодательства о пенсионном обеспечении, трудовой стаж на сегодняшний день продолжает оставаться основным способом обеспечения своего существования после прекращения активной трудовой деятельности.
Как считать страховой стаж
С 1 января 2007 года действуют новые правила выплаты социальных пособий, установленные Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ*. Вместо непрерывного трудового стажа для расчета размера пособий теперь берется страховой стаж - время, в течение которого человек подлежал обязательному социальному страхованию. Как рассчитывать такой стаж, до сих пор было не ясно. Наконец, Минздравсоцразвития России издало приказ от 06.02.2007 № 91. Им утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий. Комментирует новый документ Л.П. Фомичева, аудитор, член Палаты налоговых консультантов РФ.
Как считать страховой стаж
До появления приказа Минздравсоцразвития России от 06.02.2007 № 91 (зарегистрирован приказом Минюста России 14.03.2007 № 9103) было непонятно, как рассчитать страховой стаж. Телефоны региональных отделений ФСС просто раскалились от звонков бухгалтеров. Поэтому ФСС РФ издало 11.01.2007 специальное письмо № 02-18/07-132. В нем было рекомендовано до утверждения Минзравсозразвития России Правил подсчета и подтверждения страхового стажа устанавливать страховой стаж работнику в соответствии с записями в трудовой книжке.
Приказом Минздравсоцразвития России от 06.02.2007 № 91 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам (далее по тексту - Правила).
Правила устанавливают порядок подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе определяют документы, подтверждающие страховой стаж.
Остановимся подробнее на основных положениях Правил.
Кто и когда считает страховой стаж
Страховой стаж определяет тот, кто назначает пособие. Если пособие назначается работодателем, стаж считает его представитель. В случаях, определенных Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ (далее - Закон № 255) пособие назначает территориальное отделение ФСС, тогда стаж подсчитывает отделение.
Поскольку право на пособие по новому порядку имеют и иностранные граждане, то в пункте 6 Правил сказано следующее. Если международным договором РФ установлены иные правила подсчета и подтверждения страхового стажа, то применяются правила международного договора России.
Страховой стаж определяется при назначении пособия на день наступления соответствующего страхового случая (временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам).
Периоды работы по трудовому контракту
Закон № 255-ФЗ определил, что в страховой стаж включаются периоды работы застрахованного лица по трудовому договору, государственной гражданской и муниципальной службы, а также периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Закон не связывает страховой стаж с фактической уплатой обязательных платежей в ФСС РФ, если работник работал по трудовому контракту. Согласно статьям 21 и 22 Трудового кодекса РФ лицо, оформленное по трудовому договору, с первого дня работы подлежит обязательному социальному страхованию.
Согласно пункту 2 Правил в страховой стаж включаются периоды работы по трудовому договору и периоды государственной гражданской или муниципальной службы.
Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, периоды государственной гражданской или муниципальной службы, а также периоды исполнения полномочий членом (депутатом) Совета Федерации Федерального Собрания РФ, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ, является трудовая книжка установленного образца (п. 8 Правил).
Трудовую книжку работодатель ведет (заполняет) каждому работнику, который проработал у него более 5 дней, если работа является для работника основной. Такое правило установлено статьей 66 ТК РФ.
В случае, когда трудовая книжка не ведется, периоды работы по трудовому договору подтверждаются письменным трудовым договором, оформленным в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений (п. 9 Правил).
Периоды работы у отдельных граждан по договорам (домашние работницы, няни, секретари, машинистки и другие) за время до заключения трудовых договоров подтверждаются договором между работодателем и работником, зарегистрированным в профсоюзных органах, и документом работодателя об уплате за период этой работы платежей на социальное страхование (п. 10 Правил).
При отсутствии трудовой книжки, при наличии в ней неправильных или неточных сведений, пропусков отдельных периодов работы, стаж можно подтверждать другими письменными документами. К ним относятся трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действующим на день возникновения соответствующих правоотношений, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Подтверждающие документы должны содержать номер и дату выдачи, фамилию, имя, отчество застрахованного лица, которому выдается документ, число, месяц и год его рождения, место работы, период работы, профессию (должность), основания их выдачи (приказы, лицевые счета и другие документы). Документы, выданные работодателями застрахованному лицу при увольнении с работы, могут приниматься в подтверждение страхового стажа и в том случае, если не содержат основания для их выдачи (п. 25 Правил).
Имя, отчество или фамилия гражданина в документе о страховом стаже могут не совпадает с его именем, отчеством или фамилией, указанными в паспорте или свидетельстве о рождении.
Такое бывает, к примеру, при заключении брака, перемене фамилии и др. В таком случае факт принадлежности документа о стаже данному гражданину устанавливается на основании свидетельства о браке, свидетельства о перемене имени, справок компетентных органов (должностных лиц) иностранных государств или в судебном порядке (п. 26 Правил).
Если организация выплачивает пособие внешнему совместителю, то в обоснование своего страхового стажа, по мнению автора, работник вправе представить копию трудовой книжки, а также другие документы, подтверждающие его страховой стаж.
Осуществление иной деятельности
В страховой стаж включаются также периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Эти периоды перечислены в статье 2 Закона № 255-ФЗ и пункте 2 Правил. Среди них периоды индивидуальной трудовой деятельности, в т. ч. в качестве индивидуального предпринимателя, нотариусов, детективов, частных охранников, адвокатов, членов колхоза и кооперативов, священнослужителя и др.
Напомним, что в соответствии со статьей 4 Закона № 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам выплачиваются также лицам, осужденным к лишению свободы и привлеченным к оплачиваемому труду. Поэтому в страховой стаж включатся периоды привлечения к оплачиваемому труду лица, осужденного к лишению свободы (при условии выполнения им установленного графика работы, после 1 ноября 2001 года).
Для таких застрахованных важен факт платежей в ФСС. Под такими платежами понимают:
- взносы на государственное социальное страхование, которые осуществлялись до 01.01.1991;
- страховые взносы в ФСС РФ (в период с 01.01.1999 по 31.12.2000);
- налоги, перечисляемые в ФСС после 01.01.2001 (единый социальный налог, единый налог, уплачиваемый организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими УСН, ЕНВД, ЕСХН);
- после 01.01.2003 - страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемые адвокатами, индивидуальными предпринимателями, в том числе членами крестьянских (фермерских) хозяйств, физическими лицами, не признаваемыми индивидуальными предпринимателями, родовыми, семейными общинами малочисленных народов Севера в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2002 № 190-ФЗ.
Периоды, которые включаются в стаж при иной деятельности, могут быть подтверждены:
- документами территориальных органов ФСС, удостоверяющими факт уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование (в виде специальных налоговых режимов, в добровольном порядке) с 01.01.1999 по 31.12.2000 и после 01.01.2003;
- об уплате взносов на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 года - документами финансовых органов или справками архивных учреждений;
- документами колхоза, производственного кооператива, религиозной или иной организации (физического лица) об уплате после 1 января 2001 года за застрахованное лицо указанных налогов и др.
Процесс подсчета стажа
1. Нового Минздравсозразвития России ничего не придумал, и применил тот порядок, который установлен в Правилах подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий.
Фактически порядок подтверждения страхового стажа для ФСС аналогичен порядку подтверждения стажа для расчета трудовой пенсии. Однако в данный стаж заcчитываются только те периоды, когда работник подлежал обязательному социальному страхованию. То есть время работы по трудовому договору, государственная гражданская служба и т. п. А время обучения в ПТУ, институте, пребывание в армии (когда заработная плата не начислялась, и взносы в ФСС с нее по умолчанию не уплачивались) в страховой стаж не включается.
2. Исчисление периодов работы (службы, деятельности) производится в календарном порядке из расчета полных месяцев (30 дней) и полного года (12 месяцев). При этом каждые 30 дней указанных периодов переводятся в полные месяцы, а каждые 12 месяцев этих периодов переводятся в полные годы (п. 21 Правил).
Пример
Рассчитаем страховой стаж работника, поступившего на работу 5 января 2006 года на момент начала больничного 5 марта 2007 года:
- с 05.01.2006 по 04.01.2007 - 1 полный год;
- с 05.01.2007 по 04.02.2007 - 1 полный месяц.
При этом не важно, сколько фактически будет в нем дней: в некоторых месяцах будет 30 или 31 день, как в данном случае. А в периодах, когда проходящим месяцем будет февраль, дней может быть и меньше.
С 05.02.2007 по 04.03.2007 фактически полный месяц, но если считать в днях, то получится 29 дней. Поскольку в Правилах сказано, что полный месяц должен содержать 30 дней, получается, что данный месяц не полный и считать его нельзя.
Итог - страховой стаж составил 1 год 1 месяц.
Впрочем, очень большая точность важна при пограничных процентных периодах. Например, один день может быть важен, когда решается, платить ли работнику 80 или 100 % заработка. В этом случае лучше не рисковать или письменно проконсультироваться в соответствующем региональном отделении ФСС.
Совет автора - для всех сотрудников лучше посчитать страховой стаж по состоянию на 01.01.2007. Его можно зафиксировать в личной карточке работника (форма № Т-2). На второй странице формы пункт 8 называется "Стаж работы (по состоянию на "__" _______ 20___ г.)". Правда, в типовой форме отведены места для указания общего, непрерывного стажа, и стажа, который дает право на надбавку за выслугу лет. Можно ниже добавить новую графу "страховой стаж" и вписать по состоянию на 01.01.2007 соответствующее количество лет, месяцев и дней.
Затем на день наступления соответствующего страхового случая в 2007 году к указанному стажу нужно прибавить соответствующее количество целых месяцев и количество дней в неполном месяце текущего года.
Если работник имеет страховой стаж более 8 лет, и дальнейший подсчет его является не актуальным, поскольку пособие выплачивается в размере 100 % заработка, предлагаю в пункте 8 указать "более 8 лет".
3. Если из документов следует, что в один и тот же период человек работал на двух работах, и данные пересекаются, то следует учесть только одно место работы. Для того, чтобы определить, какое именно, нужно спросить работника. Учитывается тот период, который он указал в специально для этого случая написанном заявлении (п. 22 Правил и ст. 16 Закона № 255-ФЗ).
4. Иногда встречаются документы, в которых стаж указывается не посредством дат, а без указания точных дат. Такие сведения могут содержаться в трудовой книжке или иных документах, составленных до 14.12.1962. Например, в справке может быть сказано, что с 1957 по 1961 года человек работал в колхозе. В таком случае и при расчете пенсии, и при расчете больничного за дату принимается 1 июля соответствующего года, а если не указано число месяца, то таковым является 15 число соответствующего месяца.
Учтем особенности
При подсчете страхового стажа иногда нужно будет сравнивать его с непрерывным трудовым стажем работника по состоянию на 1 января 2007 года.
И если страховой стаж окажется меньше непрерывного, то размер пособия надо будет определять исходя из непрерывного стажа (ст. 17 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).
Непрерывный стаж может превысить страховой в целом ряде случаев. Так, в соответствии с пунктом 8 Правил исчисления непрерывного трудового стажа работников при назначении пособий по государственному социальному страхованию (утв. Постановлением Совета Министров СССР от 13.04.1973 № 252) и с учетом положений письма ФСС РФ от 25.10.2002 № 02-18/05-7418 в непрерывный трудовой стаж кроме времени работы засчитывались:
- служба в составе Вооруженных Сил СССР и РФ;
- служба в органах КГБ СССР, ФСБ России и МВД СССР и России, в народном ополчении и партизанских отрядах, если перерыв между днем освобождения от службы и днем поступления на работу или учебу в высшее или среднее специальное учебное заведение (в том числе на подготовительное отделение), в аспирантуру, клиническую ординатуру, на курсы, в училище или школу по повышению квалификации, переквалификации и подготовке кадров не превысил трех месяцев;
- время работы или производственной практики на оплачиваемых рабочих местах и должностях в период обучения в высшем или среднем специальном учебном заведении, пребывания в аспирантуре и клинической ординатуре независимо от продолжительности перерывов, вызванных обучением;
- время обучения в училищах и школах профессионально-технического образования (технических, профессионально-технических училищах, мореходных школах, школах фабрично-заводского обучения и т.д.), если перерыв между днем окончания училища или школы и днем поступления на работу не превысил трех месяцев;
- время обучения на курсах и в школах по повышению квалификации, по переквалификации и подготовке кадров, если направлению на курсы или в школу непосредственно предшествовала работа либо поступлению на эти курсы или в школу предшествовала служба в составе Вооруженных Сил СССР и РФ, в органах КГБ, ФСБ России и МВД СССР и России, народном ополчении и партизанских отрядах.
В соответствии со статьей 51 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции РФ, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 20.05.1993 № 4991-1, сотрудникам, уволенным со службы в органах налоговой полиции и поступившим в течение трех месяцев на работу или учебу (не считая времени проезда к постоянному месту жительства в случае его изменения), время их службы в органах налоговой полиции засчитывалось в непрерывный трудовой стаж.
На основании статьи 64 Положения о службе в органах внутренних дел РФ (утв. Постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992 № 4202-1) время нахождения сотрудников на службе в органах внутренних дел засчитывалось в их общий и непрерывный трудовой стаж на следующих льготных условиях: один год службы за полтора года трудового стажа.
Согласно пунктам 13, 14 и 16 Положения об организации общественных работ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.07.1997 № 875, время, в течение которого гражданин принимает участие в оплачиваемых общественных работах, засчитывалось в общий трудовой стаж.
В соответствии с пунктом 3 статьи 10 и пункта 5 статьи 23 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывалось в непрерывный трудовой стаж из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву - один день военной службы за два дня работы.
Согласно статье 25 Федерального закона от 08.05.1994 № 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" срок полномочий депутата засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы, стаж работы по специальности. Супругу депутата Государственной Думы (на основании п. 5 ст. 25 названного Закона), уволенному в связи с переездом депутата для осуществления им своих полномочий в Государственной Думе, перерыв в работе засчитывается в общий непрерывный трудовой стаж работы (службы).
В соответствии со статьей 256 ТК РФ отпуск женщине по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается в непрерывный трудовой стаж.
Кроме того, при исчислении непрерывного стажа принимался во внимание трудовой стаж граждан России и СНГ, ранее занятых трудовой деятельностью на территории следующих государств-участников СНГ: Белоруссия, Казахстан, Таджикистан, Киргизия (согласно ст. 40 Договора от 26.02.1999 "О таможенном союзе и едином экономическом пространстве").
У данных категорий работников эти периоды, включавшиеся ранее в непрерывный трудовой стаж, в страховой стаж теперь не входят. По этой причине им следует сравнивать непрерывный трудовой стаж и страховой.
Не следует забывать о гражданах, которые поступили на работу до 1 января 2007 года и имели право на пособие по временной нетрудоспособности в размере, превышающем размер пособия, полагающийся по новым нормам (в процентном выражении от среднего заработка). В этом случае оно выплачивается в прежнем более высоком размере. В статье 17 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ сохранены для этих лиц установленные ранее льготы по выплате пособий по временной нетрудоспособности в размере 100 % заработка, независимо от продолжительности страхового или трудового стажа.
Например, в соответствии с подпунктом "б" пункта 30 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984 № 13-6, работникам из числа круглых сирот, не достигшим 21 года, имеющим непрерывный трудовой стаж до 5 лет, пособие начислялось исходя из 80 % среднего заработка, а не из 60 %. На основании же статьи 24 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1 в случае временной нетрудоспособности лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пособие выплачивалось в размере полного заработка с учетом районного коэффициента и процентной надбавки (но не выше максимального размера пособия) независимо от стажа работы.
Подобные льготы сохраняются и впредь при условии, что работник начал работать до 1 января 2007 года.
Ø Здесь Вы можете получить СКИДКУ на НАШИ УСЛУГИ.
У нас Вы можете получить юридические услуги, помощь и защиту в суде>>>>,
Ø Оказываем услуги: Экспертиза отчетов по оценке (Центр судебных и негосударственных экспертиз)
Ø Услуги Арбитражного Управляющего при проведении процедур банкротства.
В Советское время - время учёбы входило в трудовой стаж, в настоящее время закон не может менять трудовой стаж за прошедшее время - это уже беззаконие
ОтветитьУдалитьСоветское пенсионное законодательство о трудовом стаже должно НЕУКОСНИТЕЛЬНО ВЫПОЛНЯТЬСЯ т.к.Россия является преемником СССР!!!Это обязатество -растоптано!!!
ОтветитьУдалитьВ Советское время - время учёбы входило в трудовой стаж.....
ОтветитьУдалитьПотому что люди реально учились ( трудились). А нынче... вокруг одни "академики". Только Современная Гуманитарная Академия каждый год их штампует больше, чем выпускали снаярядов во время ВОВ. А таких академий, университетов по стране как грибы после дождя. Тут никаких финансов не хватит