Все
что не некролог – PR. Этот банальный, но неизменно актуальный тезис хорошо
известен тем, кто именует себя политической элитой Украины. Поэтому в
знаменателе любого события обязательно
всплывает слово «пиар». Из свежего. Давеча Юрий Луценко в интервью
УНИАНу заявил, что новое уголовное дело против г-жи Тимошенко является
пиар-кампанией Банковой по дискредитации своего оппонента. Дословно:
«Насколько я понимаю, в окружении
Януковича под давлением Европы прорабатывался вариант декриминализации статьи
за превышение служебных полномочий. Вероятность такого маневра в период
незавершенности торгов за ГТС с Россией была достаточно высокой. В этом случае
для нейтрализации фактора лидерства Юлии Владимировны и ее триумфальных поездок
по Украине планировалось возбудить дело, снова привязать ее подпиской о
невыезде и бесконечными допросами в здании ГПУ на киевском Подоле. В нынешнем
варианте – при продолжении содержания лидера оппозиции в тюрьме – новое дело
Тимошенко объясняется попыткой администрации президента провести PR-кампанию по
дискредитации своего оппонента».
Прав
он или нет - вопрос, скорее, риторический. Однако факт состоит в том, что на
так называемом «деле Тимошенко» пиарятся все, кому не лень. «Все понимают, но
по этическим соображениям об этом мало кто говорит – на теме ареста Тимошенко и
вынесения ей приговора нужно пиариться, с тем, чтобы демонстрировать свою
оппозиционность. И как ни крути, и «Фронту Змін», и «Свободе», объективно
выгодно, чтобы Тимошенко оставалась в тюрьме. Ведь в таком случае можно будет
полакомиться частью электората «Батьківщини». Кроме того, появляется шанс стать
ведущей оппозиционной политической силой и т.д.», - сказал на днях в интервью
«Обозревателю» политолог Владимир Фесенко.
Объективности ради отметим, что активно
пиарились на деле Тимошенко не только ее реальные и потенциальные
союзники, но и оппоненты, в частности отдельные одиозные персонажи,
представляющие Партию регионов.
Украинская
публика привыкла к перманентным пиар-войнам с участием отечественных политиков.
Хотя… не привыкла даже – активно формирует запрос на подобные явления. Итог?
Чем громче выстрелы на поле пиар-боя, тем выше рейтинги у шоу Шустера и
Киселева. А то, что программы эти не имеют ничего общего с интеллектуальными ценностями никого, похоже,
не волнует. Телевизионщики думают о рейтинговом формате, политики – о пиаре.
Между
тем, далеко не всегда внутренние
пиар-войны формируют внешние пиар-волны (то есть, оценку ситуации в нашей
стране иностранными политиками и чиновниками наивысшего звена).
Тут, кстати, вспомнился старый еврейский
анекдот:
- Вы знаете, у Хаима дочь - проститутка.
- Но у него четыpe сына и нет дочери.
- Я высказал свое мнение, а вы уже сами
решайте.
Европейцы
уже решили. Свое мнение о «деле Тимошенко» высказали, пожалуй, все западные
медиа. Ключевой вывод? Европейцы
убеждены, что уголовное дело, арест, заключение Юлии Тимошенко – это месть ее
вчерашнего конкурента на президентских выборах.
Все. Точка. И пусть некоторые оценочные суждения, (зачастую построенные
не на сухих фактах - на горячих эмоциях),
влиятельных европейских СМИ вызывают улыбку, пиар-войну международного
масштаба команда Тимошенко выиграла. Цель достигнута. Вопрос лишь в том, какими
средствами?
Сразу
оговоримся: методы информационной активности различных политических команд на внешней
арене – практически идентичные. Во-первых, формировать мнение европейцев о
ситуации в Украине – обязанности отдельных нардепов, имеющих не только деловые
связи в европолиттусовке. Такие «засланные казачки» есть и в ПР, и в БЮТ-Б, и в
других партийных лагерях. Однако более мощное (хотя и более дорогостоящее)
информоружие – иностранные пиар-конторы, лобби-фирмы и прочие структуры,
которые, пусть не за спасибо, но выполнят любое задание заказчика и сформируют
«нужную» атмосферу вокруг того или иного события/персоны. Другой вопрос, что
из-за пиар-войн международного масштаба часто-густо страдает имидж государства.
Но это, похоже (к огромному сожалению), мало кого волнует… Как, кстати, мало
кого волнует и тот факт, что действующие еврочиновники являются негласными
участниками пиар-войн украинских политиков. Приведем конкретный пример.
Не
далее чем месяц назад бывший советник
Верховного представителя ЕС - Даррен Эннис стал руководителем
лоббистской компании МХП. На протяжении
последних двух лет Эннис трудился на посту главного советника г-жи Эштон. Его
ключевые задачи – стратегические коммуникации и работа с медиа. При этом, что
примечательно, на должности он имел право читать материалы ЕС, которые
квалифицированы как секретные.
В
компании МХП он будет отвечать за создание офиса в Брюсселе. Примечательно, что
одним из клиентов МХП является
олигарх-бютовец Константин Жеваго. Раньше в работе с ЕС команда «сердечных»
полагалась на услуги сотрудников небольшой
PR-компании Ridge Consulting,
офис которой расположен в британском Гемпшире. Стоит ли говорить о том, как
возрастут пиар-активы Тимошенко, после создания близким соратником и вчерашним
подчиненным Верховного представителя ЕС Кетрин Эштон офиса в Брюсселе? К слову,
г-жа Эштон не единожды ставила в один ряд освобождение экс-премьера и
евроинтеграционные перспективы государства Украина. Можно себе только
представить, о чем будут говорить еврочиновники после глубокой информационной
обработки пиарщиков МХП. Прибытие Даррена Энниса в компанию МХП является, по сути,
финальным эпизодом в длительной информвойне (с участием брюссельских лоббистов
с обеих сторон) между оппозиционерами и
украинским правящим режимом.
Теперь
о лобби-партнерах правящего класса. Банковая
работает с Glocal Communications, которую возглавляет турецкий бизнесмен
Демир Мурат Сейрек. Вместе с тем, отдельные соратники президента Януковича имеют собственных лоббистов в Брюсселе. В их
числе, Ринат Ахметов (пользуется услугами Burson-Marsteller) и новоиспеченный
регионал Александр Фельдман (имеет контракт с Apco). Понятно, что при
необходимости, лоббисты этих господ подставят лобби-плечо и Януковичу. К слову,
лидер «Фронта Перемен» Арсений Яценюк, который и на внутриполитической
площадке, и на международной арене, позиционирует себя как альтернативу
«вчерашних» Тимошенко и Януковича, также имеет своих пиар-агентов в Брюсселе.
Арсений Петрович плотно работает с европейским офисом Weber Shandwick. Данная
компания недавно работала над тем, чтобы «отбелить» топ-мена Яценюка в Донецке – Александра Ярошенко.
В сентябре его, напомним, арестовали за
подлог и мошенничество. Депутат
мариупольского горсовета, председатель донецкой облорганизации ФП Александр Ярошенко семь лет работал
главврачом Мариупольского дермовенерологического диспансера, где, по мнению
налоговиков, он и нарушил закон. Как
сообщила облГНА, в отношении депутата
возбуждены дела по трем статьям УК - по ч.2 ст. 366 («Служебный подлог»), ч. 2
ст. 222 («Мошенничество с финансовыми ресурсами») и по ч.3 ст. 191
(«Присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления
служебным положением»). Сейчас г-н
Ярошенко находится на подписке о невыезде.
Пресс-служба
ФП, между тем, настаивает, что причины «наездов» на г-на Ярошенко лежат
исключительно в политической плоскости.
Вышеупомянутая компания Weber
Shandwick с офисом в Брюсселе также
пыталась преподнести широкой аудитории, что история с главным донецким
«фронтовиком» - ни что иное, как попытка режима Януковича запугать
оппозиционера Яценюка и его соратников.
Комментарий
для «Обозревателя»
Константин
Бондаренко, политолог, Глава правления Института украинской политики:
-
Внешние лоббисты Украины и украинских политиков играют различные функции - в
зависимости от тех задач, которые ставят перед ними клиенты. В любом случае,
многое определяют цель и средства. Если стоит вопрос о необходимости
позиционировать власть, то одновременно акцентируется внимание на достижениях,
на победах и позитивах. От этого выигрывает в целом страна, поскольку
формируется положительный имидж государства на уровне СМИ, политиков и
институтов власти других государств.
По материалам
сайта obozrevatel.com - Елена Славина
Теги: Новости,
Общество, Московская область, Серпухов, юридические услуги, Новый правовой
центр.
Комментариев нет:
Отправить комментарий