Следовательно, право на осуществление данного
вида деятельности предоставляется лицу исключительно в отношении адресов,
указанных в лицензии в качестве мест осуществления лицензируемого вида деятельности.
Президиум
Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел заявление Межрайонной
инспекции Федеральной налоговой службы № 24 по Ростовской области о пересмотре
в порядке надзора решения Арбитражного суда Ростовской области от 19.01.2010 по
делу № А53-29140/2009, постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного
суда от 11.05.2010 и постановления Федерального арбитражного суда
Северо-Кавказского округа от 20.08.2010 по тому же делу.
Заслушав
и обсудив доклад судьи Березия А.Е., а также объяснения представителей
участвующих в деле лиц, Президиум
Установил следующее.
В
ходе проверки соблюдения требований законодательства по организации и
проведению азартных игр, проведенной Межрайонной инспекцией Федеральной
налоговой службы № 24 по Ростовской области (далее – инспекция) 13.11.2009 по
адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Стачки, 203, установлено, что по этому адресу
осуществляется деятельность пункта приема ставок букмекерской конторы общества
с ограниченной ответственностью «Фортуна» (далее – общество); на момент
проверки в помещении находились посетители; на стенах развешена информация о деятельности
общества и результатах спортивных событий; также имеется информация о режиме
работы обособленного подразделения № 25 (пункта приема ставок).
Однако
в имеющейся у общества лицензии от 30.06.2009 № 5 на осуществление деятельности
по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и
тотализаторах обособленное подразделение № 25 не указано в качестве места
осуществления лицензируемого вида деятельности.
По
результатам проверки составлены протокол осмотра от 13.11.2009 № 13/11-1 и
протокол об административном правонарушении от 16.11.2009 № 33.
Полагая,
что общество осуществляет этот вид деятельности с нарушением условий,
предусмотренных лицензией, инспекция обратилась в Арбитражный суд Ростовской
области с заявлением о привлечении его к административной ответственности,
установленной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Решением
Арбитражного суда Ростовской области от 19.01.2010 в удовлетворении заявленного
требования отказано.
Постановлением
Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2010 решение суда первой
инстанции оставлено без изменения.
Федеральный
арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановлением от 20.08.2010 решение
суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставил без
изменения.
В
заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре
в порядке надзора названных судебных актов инспекция просит их отменить,
ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными
судами норм права.
В
отзыве на заявление общество просит оставить оспариваемые судебные акты без
изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив
обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях
присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум
считает, что упомянутые судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Отказывая
в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того,
что в обособленном подразделении, являющемся пунктом приема ставок, общество не
осуществляло деятельность по организации и проведению азартных игр, поэтому его
не следовало указывать в приложении к лицензии, в связи с чем сделал вывод о
том, что инспекцией не доказан факт совершения обществом вмененного административного
правонарушения.
Суды
апелляционной и кассационной инстанций поддержали вывод суда первой инстанции.
Между
тем судами не учтено следующее.
Частью
3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за
осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий,
предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В
соответствии с подпунктом 104 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от
08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»
деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и
тотализаторах подлежит лицензированию.
В
силу статьи 2 названного Закона лицензиат обязан выполнять лицензионные
требования и условия при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Согласно
пункту 9 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном
регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о
внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» под
лицензией на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр
в букмекерских конторах и тотализаторах понимается документ, выдаваемый в
соответствии с этим Законом и предоставляющий организатору азартных игр право
осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в
букмекерских конторах и тотализаторах вне игорных зон, с обязательным указанием
в приложении к нему количества и места нахождения филиалов или иных мест осуществления
деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и
тотализаторах.
В
пункте 4 Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению
азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, утвержденного
постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2007 № 451, также
установлено, что лицензионные требования и условия должны соблюдаться по
каждому адресу места осуществления лицензируемой деятельности.
Следовательно,
право на осуществление данного вида деятельности предоставляется лицу
исключительно в отношении адресов, указанных в лицензии в качестве мест
осуществления лицензируемого вида деятельности.
Общество
же фактически осуществляло деятельность по организации и проведению азартных
игр в обособленном подразделении, не значащемся в лицензии.
Деятельность
по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и
тотализаторах, фактически осуществляемая в обособленном подразделении, не
указанном в лицензии в качестве места осуществления лицензируемого вида
деятельности, образует состав административного правонарушения, установленного
частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Таким
образом, вывод судов об отсутствии в действиях общества состава
административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП
РФ, является необоснованным.
При
названных обстоятельствах оспариваемые судебные акты подлежат отмене в силу
пункта 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными
судами норм права.
Вместе
с тем согласно пункту 6 статьи 24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающих
производство по делу об административном правонарушении, является истечение
сроков давности привлечения к административной ответственности.
На
момент рассмотрения настоящего дела в Президиуме истек трехмесячный срок
давности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
Поскольку
этот срок не подлежит восстановлению, в случае его пропуска суд принимает
решение об отказе в удовлетворении требования о привлечении к административной
ответственности в соответствии с частью 2 статьи 206 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации.
Содержащееся
в настоящем постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит
применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
Учитывая
изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей
306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум
Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
решение
Арбитражного суда Ростовской области от 19.01.2010 по делу № А53-29140/2009,
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2010 и
постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от
20.08.2010 по тому же делу отменить.
В
удовлетворении заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №
24 по Ростовской области от 27.11.2009 № 04-16/042714 о привлечении общества с
ограниченной ответственностью «Фортуна» к административной ответственности, предусмотренной
частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях, отказать.
Председательствующий
А.А. Иванов
По материалам Российского налогового портала TaxHelp.RU
Теги: Юридические
услуги. Серпухов. Юристы. Адвокат. Консультации. Юридическая
консультация. Помощь. Защита в суде Ипотека. Налоги. Алименты. Семейные
жилищные споры.
Реклама: Нотариус.. Экспертиза. Саморегулируемая
организация строителей. СРО. Охрана. ЧОП, Триколор. ТВ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий