В России стоимость 1 км дороги доходит до 4,8 млрд
руб., что в 38 раз дороже, чем в Канаде. Причём за эти деньги мы получаем
трассы худшего качества. Почему?
Поговорив с представителями нескольких дорожных
компаний, приходишь к одному важному выводу: главный враг дорог в нашей стране
— вовсе не холод и даже не частые перепады температуры воздуха, чем любят
прикрываться чиновники. Магистрали разбивают лень и жадность.
— Подрядчикам невыгодно реагировать на каждую
трещину, вот и ждут, когда их будет много, чтобы попросить побольше денег на
ремонт , — признался нам Николай, сотрудник одной из подрядных организаций.
А когда это «побольше» выделяют, часть уходит на
задабривание дружественных чиновников, а оставшаяся часть делится на прибыль
строителей и собственно ремонтные работы. Вот и получается, что сверху дорожное
покрытие хоть иногда, но латают, а внутри-то оно продолжает трескаться.
Схалтурил?
Заплати!
— В нашей стране инженер несёт полную
ответственность за свой расчёт, — рассказал «АиФ» Николай Данилов, в прошлом
российский инженер, а ныне эксперт по проектированию и строительству дорог Канады. — Если дорога разрушается
преждевременно, заказчик вправе получить компенсацию в несколько миллионов
канадских долларов за ущерб (ремонт) через суд с конкретного человека
(лицензированного инженера), допустившего ошибку. Если расчёт был правильным,
но использовались некачественные материалы, то ответственность будет нести
производитель смеси. Если подрядчик уложит смесь в условиях недопустимо низкой
температуры и на следующий год образуются трещины, то спрос будет уже с
подрядчика — с него берётся гарантия устранить дефекты за свой счёт. И очень
важно: контроль качества готовой дороги проводят независимые эксперты. Это
исключает возможность сговора между компаниями — участниками строительства
дорог.
В такой «круговой поруке» вряд ли кто-то захочет
схалтурить — без штанов останется. А как в России?
Во что
одевают магистрали.
Бездарь?
Зато свой!
—
Появление дорожных трещин обычно списывают на плохой климат, — констатировалз авкафедрой
автомобильных дорог одного из российских вузов на условиях анонимности. — Такой
дефект в укладке, как «недоуплотнение», стал чуть ли не нормой. А битум для
дорог вообще производят по остаточному принципу: всё, из чего можно выжать
выгоду, извлекают из нефтепродуктов, а то, что остаётся после этого, и идёт на
изготовление битума. В итоге российские дороги служат в 1,5-2 раза меньше
канадских, хотя согласно стандартам им отведён такой же срок, как и в Стране
кленового листа. Заводы по производству асфальта у нас считались неплохими. Но
нагрузки на дороги со временем увеличились, и это потребовало более совершенных
покрытий, для производства которых в свою очередь необходимо современное
оборудование. Но дорожники не хотят вкладывать деньги в модернизацию
производства, ведь это уменьшит их сверхприбыль.
Поэтому
даже использование зарубежных дорожных технологий не гарантирует повышения
качества строительства, признался Глеб Евгеньев, эксперт Московского
автомобильно-дорожного техуниверситета, ведь в процессе задействована вся
технологическая цепочка.
Сказать,
что в России нет добросовестных компаний, которые могут строить дороги с соблюдением всех технологий, было бы
неверно. Но несовершенная система проведения конкурсов на проведение
строительных работ и сопутствующие им откаты и сговоры не допускают
добросовестных к своей кормушке. В Канаде же эта проблема на сегодняшний день
решена.
—
Большую роль в этом вопросе сыграл тот факт, что информация о компаниях,
которые получили заказ на строительство дорог, становится достоянием
общественности, — пояснил нам источник в Министерстве транспорта Канады. — Плюс
на торги допускаются только те организации, которые прошли специальный, так
называемый предквалификационный отбор.
Деньги
есть! Опять мало?
С учётом того, что нам с вами в наследство досталась дорожная
сеть, построенная большей частью ещё в 60-70-е гг., и даже предположив, что
строили её по всем правилам, она всё равно исчерпала свой ресурс. И сегодня в
лучшем случае треть федеральных магистралей приближена к нормативам. По
территориальным и муниципальным дорогам ситуация намного плачевнее. Даже
высокопоставленные чиновники не скрывают, что раньше на ремонт дорог денег
выделялось меньше необходимого. Да и те в регионах порой не доходили до
адресата (пускались на другие соцпроекты, приносящие более быстрые политические
дивиденды). Разработанная Транспортная стратегия России даёт надежду на то, что
финансирование строительства и содержания дорог позволит довести число
качественных трасс до 80%. Но! Остаётся открытым вопрос о том, будет ли у них
«добрый хозяин», вовремя заделывающий дыры.
Будущее
лучше! Насколько?
Стоимость
километра дороги берётся с потолка, землеотводы — поле для коррупции, а у
подрядчиков психология временщиков. Такую правдивую картину нарисовал в своём
выступлении Владимир Путин, глава кабинета министров России, на недавнем
совещании в Твери по дорожным проблемам. По его словам, из федерального бюджета
с 2002 по 2010 г. на решение дорожных вопросов было выделено 2,7 трлн руб.
— В
нынешнем году ещё 700 млрд руб. потратим — это плюс 40% к 2010 г. Нужно жёстко
контролировать расходы, — заявил премьер-министр.
Отдельное
внимание он обратил на то, что нужен качественный прорыв (особенно в отношении
новых строек в Сибири), а не только отдельные успешные проекты, например, как
трасса Чита — Хабаровск. Согласно госпроектам до 2020 г. планируется построить
18 тыс. км современных дорог.
—
Нужно добиваться того, чтобы цены за 1 км дороги не брались с потолка, а
качество отвечало лучшим мировым стандартам, — заявил В. Путин.
Отрадно,
что у нас увеличивают финансирование дорожного строительства. Замечательно, что
растёт километраж новых трасс. Но достаточно ли? Сравните: ежегодно на
аналогичные цели в Канаде выделяется порядка 18 млрд канадских долл., то есть
более 515 млрд руб. У нас по плану в этом году впервые будет больше. Но спасёт
ли это качество наших дорог? Хорошо бы, чтобы миллиарды, выделенные на дороги,
не разворовали и нам не пришлось бы опять ездить по колдобинам и разбитым
дорогам. И хорошо бы разобраться, почему наши дорожники дерут за свою работу в
десятки раз больше канадских.
По материалам
публикаций АИФ.
Теги: Юридические услуги. Серпухов. Юристы. Адвокат. Консультации. Юридическая консультация. Помощь. Защита в суде
Ипотека. Налоги. Алименты. Семейные жилищные споры. Ксерокопирование документов. Юрист. Суд. Ксерокопии.
Реклама: Нотариус.. Экспертиза. Саморегулируемая организация строителей. СРО. Охрана. ЧОП, Триколор. ТВ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий