16 ноября 2011 г.

Необходимые поправки. Без профобразования и МРОТа «по часам» не обойтись.


Дискуссия об изменении Трудового кодекса постепенно смещается из области идеологических заявлений в сферу практических вопросов, убеждён директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий.
Если мы хотим, чтобы законодательство действительно работало на трудящихся и на развитие страны, именно эти мелкие темы надо обсуждать особенно тщательно. Ведь, как говорит поговорка, дьявол прячется в деталях.
И урочные, и сверхурочные.

Один из таких вопросов - минимальный размер оплаты труда. Сейчас он рассчитывается помесячно, не будучи привязан ни к прожиточному минимуму, ни к стоимости базовой потребительской корзины. Между тем в большинстве западных стран минимальную оплату труда рассчитывают, взяв за основу не месяц, а 60 минут. Плата за час работы не может быть ниже определённого минимума. Это особенно важно для работников, занятых в течение неполного рабочего дня, у которых нет контрактов с чётко прописанным месячным окладом. В таких ситуациях проблемы возникают постоянно! Они связаны с возможностью двояко толковать нормы Трудового кодекса по установлению минимального размера оплаты труда, тарифных ставок, базовых окладов и т. д.
Индексация заработной платы должна также проводиться на почасовой основе, как и доплаты за работу в ночное время, сверхурочные и т. д. Как показывает опыт европейских стран, распространение такой системы ведёт к повышению базовой ставки и минимальной оплаты труда, а это только на пользу работнику. Минимальная стоимость часа рабочего времени становится критерием, на основе которого даже люди, не связанные с работодателем формальным соглашением, смогут оценить своё положение и требовать соблюдения своих прав.
Работать и учиться.
Другой интересный вопрос связан с законодательными гарантиями и компенсациями работникам, которые совмещают работу с обучением по профилю. Так, сегодня работодатель обязан сохранять рабочее место для сотрудника, проходящего обучение по нужной предприятию специальности, лишь тогда, когда он сам направил его на учёбу. И только в этом случае он должен будет компенсировать работнику потерю заработка, связанную с посещением занятий и сдачей экзаменов. В подобной ситуации Комитет Российского союза промышленников и предпринимателей по рынку труда и кадровым стратегиям предложил неожиданно выгодные для трудящихся поправки. Предполагается, что сотрудники предприятия, самостоятельно поступившие в учебные заведения начального или среднего профессионального образования, тоже получат право на поддержку, прежде всего на оплачиваемые учебные отпуска.
Другое дело, что оплачиваемые учебные отпуска таким работникам-студентам должны оговариваться или устанавливаться договорами - трудовым либо коллективным. Тут, кстати, появляется дополнительное поле деятельности для профсоюзов. Ведь сегодня на большинстве предприятий они подписывают изготовленные под копирку коллективные договоры, никому ничего не гарантирующие и никаких прав работнику не обеспечивающие.
Профессия должна стать выгодной.
В условиях, когда престиж профессионального образования упал до критической точки, а производство остро нуждается в квалифицированных рабочих, такая мера вполне оправданна. Российские работодатели начинают сознавать, что профессии, которые подчас не считаются модными, должны для начала стать выгодными. Совмещать работу и учёбу - это далеко не всегда оптимальное решение, но для многих видов производственной деятельности именно такой подход работает лучше всего.
Если в процессе реформирования Трудового кодекса эти и другие подобные им поправки получат путёвку в жизнь, это станет серьёзным достижением для тех, кто работает по найму.
По материалам публикаций АИФ.
Закон. Новости. Законы. Новый правовой центр. Московская область.

Комментариев нет:

Отправить комментарий