Банки выявляют мошенников среди своих сотрудников и
клиентов не только силами внутренних служб безопасности, но и с помощью
специальных IT-программ. На рынке даже стали появляться компании, которые
предлагают кредитным организациям вывести работу по оценке таких рисков на
аутсорсинг.
Представитель
консалтинговой компании, оказывающей услуги по оценке рисков мошенничества,
рассказывает, как к нему обратился банк с просьбой проверить потенциального
клиента.
«Была такая ситуация:
человек пришел в банк за крупным кредитом и хотел предоставить в залог свою
долю в одной компании, учредительные документы которой он предоставил, —
вспоминает он. — Однако потом выяснилось, что это старая версия документов — в
новой же потенциальный заемщик в числе владельцев не значился. Конечно же,
человеку было отказано в кредите».
Большинство банков
проверяют чистоплотность клиента через специальные IT-программы, например SAS
Oper Risk. Это общебанковские системы, но существует также специальное ПО, в
частности Hunter — продукт компании Experian-Scorex, входящей в группу
Experian, глобального поставщика информационных решений. Эту программу
использует большая часть крупных банков, работающих в розничном кредитовании, к
примеру Альфа-Банк, «Ренессанс Кредит», Связной Банк. В прошлом году ее взял на
вооружение Сбербанк. В данный момент она внедряется в Промсвязьбанке.
Как пояснили в
российском представительстве группы Experian, Hunter — это решение для
предупреждения мошенничества, помогающее выявить подозрительные данные в
кредитных заявлениях на стадии их подачи. В основном оно применяется при оценке
физлиц.
«Главное достоинство
таких систем — оптимизация трудозатрат, — считает заместитель начальника отдела
рисков мошенничества Промсвязьбанка Тимур Гимбатов. — По идее, организовать и
выстроить процессы получения сведений о реализации событий и последующий их
анализ можно и без специального ПО — это вопрос времени и денег».
В части внешнего
мошенничества такие системы выявляют фальшивые документы, негативную кредитную
историю, ложные данные (адреса, телефоны, информацию о работе, доходах и пр.).
«Кроме того, они позволяют определить признаки внутреннего мошенничества в
зависимости от настроек системы, например манипуляции данными заявителя с целью
выдачи кредита, повышения лимита, изменение данных заявителя при повторной
подаче заявки», — добавляет Гимбатов.
… и на аутсорсинге
Некоторые компании не
только продают банкам ПО, но и сами предлагают выполнить работы по проверке
сотрудников кредитной организации, ее клиентов. Среди таких фирм — «Андэк»,
Iris. В «Андэке» рассказывают, что используют систему оценки и управления
рисками мошенничества (СОУРМ), базирующуюся на технологии английской компании
i2 Limited.
Система дает возможность
раскрыть вовлеченность персонала в сомнительные финансовые манипуляции. Обобщая
информацию из различных источников, таких как ЕГРЮЛ, Росстат и данные компании,
она может проводить оценку клиентской базы и определять риски.
«Наиболее часто
выявляются такие случаи, когда, например, сотрудник банка создает свою фирму
для поставки оборудования в саму кредитную организацию. Товар поставляется по
завышенным ценам», — говорит начальник отдела аналитических решений компании
«Андэк» Данила Косенков.
По его словам, с
помощью СОУРМ можно также предотвратить вывод активов из банка. «Скажем, если
тот хочет выдать крупный кредит, однако у него есть подозрения в отношении
потенциального заемщика, можно не только проверить его самого, но и установить
его связи с сотрудниками кредитной организации или потенциальные конфликты
интересов, связанные со сделкой, — поясняет Косенков. — Также система способна
проверить контрагентов на предмет того, могут ли у них возникнуть проблемы с
налоговыми органами».
В крупных финансовых
учреждениях, которые опросил портал Банки.ру, сказали, что услугами внешних
компаний, выявляющих риски мошенничества, не пользуются. «Их нужно знакомить с
внутренней спецификой банка, особенностями, без которых что-либо сделать
достаточно проблематично, — комментируют в ВТБ 24. — Поэтому наш банк, как и
многие другие, решает вопросы противодействия мошенничеству с помощью
собственной службы безопасности».
То же самое
утверждают и в других банках. «Очень рискованно допускать посторонних лиц ко
всей внутренней информации, это нарушает закон о банковской тайне и может
привести к утечке важных данных», — указывают в кредитном учреждении из топ-50.
«Банки, которые давно
работают на рынке, и так знают все методы. Такие компании могут быть полезны
только в том случае, если кредитная организация выходит на новый рынок», —
полагает представитель крупного розничного банка.
Руководитель дирекции
оценки и методологии рисков ОТП Банка Сергей Капустин не исключает, что
услугами подобных компаний заинтересуются небольшие банки. «Вполне возможно,
что для них слишком дорого самостоятельно создать свою инфраструктуру, поэтому
они обращаются к внешним компаниям — например, когда нужно выдать крупный
кредит и есть сомнения в потенциальном заемщике», — замечает он.
По материалам
публикаций сайта banki.ru
Теги: Юридические
услуги. Серпухов. Юристы. Адвокат. Консультации. Юридическая
консультация. Помощь. Защита в суде Ипотека. Налоги. Алименты. Семейные
жилищные споры.
Реклама: Нотариус.. Экспертиза. Саморегулируемая
организация строителей. СРО. Охрана. ЧОП, Триколор. ТВ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий