5 декабря 2011 г.

Охота на мошенников или как Банки выявляют мошенников среди своих сотрудников и клиентов.


Банки выявляют мошенников среди своих сотрудников и клиентов не только силами внутренних служб безопасности, но и с помощью специальных IT-программ. На рынке даже стали появляться компании, которые предлагают кредитным организациям вывести работу по оценке таких рисков на аутсорсинг.

 Безопасники внутри…
Представитель консалтинговой компании, оказывающей услуги по оценке рисков мошенничества, рассказывает, как к нему обратился банк с просьбой проверить потенциального клиента.
«Была такая ситуация: человек пришел в банк за крупным кредитом и хотел предоставить в залог свою долю в одной компании, учредительные документы которой он предоставил, — вспоминает он. — Однако потом выяснилось, что это старая версия документов — в новой же потенциальный заемщик в числе владельцев не значился. Конечно же, человеку было отказано в кредите».
Большинство банков проверяют чистоплотность клиента через специальные IT-программы, например SAS Oper Risk. Это общебанковские системы, но существует также специальное ПО, в частности Hunter — продукт компании Experian-Scorex, входящей в группу Experian, глобального поставщика информационных решений. Эту программу использует большая часть крупных банков, работающих в розничном кредитовании, к примеру Альфа-Банк, «Ренессанс Кредит», Связной Банк. В прошлом году ее взял на вооружение Сбербанк. В данный момент она внедряется в Промсвязьбанке.
Как пояснили в российском представительстве группы Experian, Hunter — это решение для предупреждения мошенничества, помогающее выявить подозрительные данные в кредитных заявлениях на стадии их подачи. В основном оно применяется при оценке физлиц.
«Главное достоинство таких систем — оптимизация трудозатрат, — считает заместитель начальника отдела рисков мошенничества Промсвязьбанка Тимур Гимбатов. — По идее, организовать и выстроить процессы получения сведений о реализации событий и последующий их анализ можно и без специального ПО — это вопрос времени и денег».
В части внешнего мошенничества такие системы выявляют фальшивые документы, негативную кредитную историю, ложные данные (адреса, телефоны, информацию о работе, доходах и пр.). «Кроме того, они позволяют определить признаки внутреннего мошенничества в зависимости от настроек системы, например манипуляции данными заявителя с целью выдачи кредита, повышения лимита, изменение данных заявителя при повторной подаче заявки», — добавляет Гимбатов.

… и на аутсорсинге
Некоторые компании не только продают банкам ПО, но и сами предлагают выполнить работы по проверке сотрудников кредитной организации, ее клиентов. Среди таких фирм — «Андэк», Iris. В «Андэке» рассказывают, что используют систему оценки и управления рисками мошенничества (СОУРМ), базирующуюся на технологии английской компании i2 Limited.
Система дает возможность раскрыть вовлеченность персонала в сомнительные финансовые манипуляции. Обобщая информацию из различных источников, таких как ЕГРЮЛ, Росстат и данные компании, она может проводить оценку клиентской базы и определять риски.
«Наиболее часто выявляются такие случаи, когда, например, сотрудник банка создает свою фирму для поставки оборудования в саму кредитную организацию. Товар поставляется по завышенным ценам», — говорит начальник отдела аналитических решений компании «Андэк» Данила Косенков.
По его словам, с помощью СОУРМ можно также предотвратить вывод активов из банка. «Скажем, если тот хочет выдать крупный кредит, однако у него есть подозрения в отношении потенциального заемщика, можно не только проверить его самого, но и установить его связи с сотрудниками кредитной организации или потенциальные конфликты интересов, связанные со сделкой, — поясняет Косенков. — Также система способна проверить контрагентов на предмет того, могут ли у них возникнуть проблемы с налоговыми органами».
В крупных финансовых учреждениях, которые опросил портал Банки.ру, сказали, что услугами внешних компаний, выявляющих риски мошенничества, не пользуются. «Их нужно знакомить с внутренней спецификой банка, особенностями, без которых что-либо сделать достаточно проблематично, — комментируют в ВТБ 24. — Поэтому наш банк, как и многие другие, решает вопросы противодействия мошенничеству с помощью собственной службы безопасности».
То же самое утверждают и в других банках. «Очень рискованно допускать посторонних лиц ко всей внутренней информации, это нарушает закон о банковской тайне и может привести к утечке важных данных», — указывают в кредитном учреждении из топ-50.
«Банки, которые давно работают на рынке, и так знают все методы. Такие компании могут быть полезны только в том случае, если кредитная организация выходит на новый рынок», — полагает представитель крупного розничного банка.
Руководитель дирекции оценки и методологии рисков ОТП Банка Сергей Капустин не исключает, что услугами подобных компаний заинтересуются небольшие банки. «Вполне возможно, что для них слишком дорого самостоятельно создать свою инфраструктуру, поэтому они обращаются к внешним компаниям — например, когда нужно выдать крупный кредит и есть сомнения в потенциальном заемщике», — замечает он.
По материалам публикаций сайта banki.ru
Закон. Новости. Законы. Новый правовой центр. Ксерокопирование документов. Юрист. Суд. Ксерокопии.

Комментариев нет:

Отправить комментарий