18 января 2012 г.

Постановление ФАС Уральского округа от 01.08.2011 г. № Ф09-4559/11 - Текст годового отчета акционерного общества должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 3 лет с даты истечения срока для его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока – с даты его опубликования в сети Интернет.


Федеральный арбитражный суд Уральского рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе (ИНН: 1655029010, ОГРН: 1031624000320); (далее - Отделение, Федеральная служба по финансовым рынкам) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28.01.2011 по делу N А71-12879/2010 и "постановление" Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2011 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенные надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Открытое акционерное общество "Трасса" (ИНН: 1835029019, ОГРН: 1021801653862); (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отделения от 15.10.2010 N 11-10-341/пн о привлечении к административной ответственности, предусмотренной "ч. 2 ст. 15.19" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), в виде взыскания штрафа в сумме 700 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 28.01.2011 (судья Валиева З.Ш.) заявленные требования удовлетворены. Обществу объявлено устное замечание.
"Постановлением" Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2011 (судьи Варакса Н.В., Ясикова Е.Ю., Щеклеина Л.Ю.) решение суда изменено. Из резолютивной части исключен абзац второй следующего содержания: "Объявить открытому акционерному обществу "Трасса", г. Ижевск устное замечание".
В кассационной жалобе Отделение просит указанные судебные "акты" отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на обоснованность привлечения общества к административной ответственности по "ч. 2 ст. 15.19" Кодекса и неправомерность признания совершенного обществом правонарушения малозначительным.
Как следует из материалов дела, Отделением проведена проверка деятельности общества по вопросу соблюдения требований законодательства Российской Федерации о раскрытии информации на рынке ценных бумаг.
В ходе проверки установлено, что общество в нарушение "ст. 92", "93" Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - закон N 208-ФЗ), "п. 1.6", "1.9", "8.2.4", "8.2.5", "8.3.5", "8.3.6", "8.4.1", "8.4.2", "8.5.1", "8.5.2", "8.5.3", "8.5.4", "8.5.5", "8.7.1", "8.7.2" Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам России от 10.10.2006 N 06-117/пз-н (далее - Положение), не обеспечило по состоянию на 28.07.2010 раскрытие на странице в сети Интернет по адресу http://www.trassa.info/. Информации в форме банковских реквизитов расчетного счета (счетов) Общества для оплаты расходов по изготовлению копий документов, указанных в "п. 1.9" Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, в форме годовых отчетов Общества за 2007, 2008, 2009 годы, в форме годовой бухгалтерской отчетности за 2007, 2008, 2009 годы, в форме текстов списков аффилированных лиц, составленных на дату окончания 2, 3, 4 кварталов 2009 года, 1, 2 кварталов 2010 года, общество не обеспечило доступ на странице в сети Интернет к тексту устава общества со всеми внесенными в него изменениями и/или дополнениями.
Отделением в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 01.09.2010 N 11-10-314/пр-ап, на основании которого вынесено постановление от 15.10.2010 N 11-10-341/пн о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной "ч. 2 ст. 15.19" Кодекса, в виде взыскания штрафа в размере 700 000 руб.
Полагая, что привлечение к административной ответственности является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения, однако, применив положения "ст. 2.9" Кодекса, признал совершенное им правонарушение малозначительным, объявив обществу устное замечание.
Суд апелляционной инстанции, поддержав выводы суда первой инстанции о доказанности состава вменяемого административного правонарушения и о малозначительности совершенного обществом административного правонарушения, пришел к выводу об исключении резолютивной части решения суда первой инстанции, суждений об объявлении устного замечания.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных "актов".
"Частью 2 ст. 15.19" Кодекса установлена административная ответственность за нераскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации.
Порядок раскрытия соответствующей информации установлен "Приказом" Федеральной службы по финансовым рынкам Российской Федерации от 11.02.2010 N 10-7/пз-н "О порядке и сроках раскрытия профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также управляющими компаниями инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов информации о расчете собственных средств в сети Интернет".
Согласно "ст. 92" Закона N 208-ФЗ открытое акционерное общество обязано раскрывать: годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность; проспект эмиссии акций общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации; сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным "законом"; иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
В соответствии с "ч. 4 ст. 93" Закона N 208-ФЗ общество обязано вести учет его аффилированных лиц и представлять отчетность о них в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
На основании "Положения" вся информация, которую эмитент обязан раскрывать в соответствии с "Положением" и иными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг в сети Интернет, должна быть доступна в течение сроков, установленных этими нормативными правовыми актами, на одной странице в сети Интернет. Эмитент обязан предоставлять копию каждого сообщения, в том числе копию каждого сообщения о существенном факте, публикуемого эмитентом в соответствии с "Положением", а также копию зарегистрированных решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, проспекта ценных бумаг и изменений и/или дополнений к ним, отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, копию уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, копию ежеквартального отчета, копию иных документов, обязательное раскрытие которых предусмотрено "гл. VIII", "X" Положения, владельцам ценных бумаг эмитента и иным заинтересованным лицам по их требованию за плату, не превышающую расходы по изготовлению такой копии, в срок не более 7 дней с даты предъявления соответствующего требования. Банковские реквизиты расчетного счета (счетов) эмитента для оплаты расходов по изготовлению копий документов, указанных в настоящем "пункте", и размер (порядок определения размера) таких расходов должны быть опубликованы эмитентом на странице в сети Интернет ("п. 1.9" Положения).
В соответствии с "п. 8.2.4", "8.2.5" Положения акционерное общество обязано опубликовать текст годового отчета на странице в сети Интернет в срок не позднее 2 дней с даты составления протокола (даты истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) общего собрания акционеров, на котором принято решение об утверждении годового отчета акционерного общества.
Текст годового отчета акционерного общества должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 3 лет с даты истечения срока, установленного настоящим "Положением" для его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока, - с даты его опубликования в сети Интернет ("п. 8.2.5" Положения).
В силу "п. 8.3.5", "8.3.6" Положения акционерное общество, на которое в соответствии с настоящим "Положением" не распространяются требования о раскрытии информации в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, обязано опубликовать текст годовой бухгалтерской отчетности на странице в сети Интернет не позднее 45 дней с даты истечения установленного законодательством Российской Федерации срока представления годовой бухгалтерской отчетности.
Акционерные общества обязаны раскрывать информацию о содержании своих уставов со всеми внесенными в них изменениями и дополнениями. Акционерное общество обязано опубликовать текст устава акционерного общества на странице в сети Интернет не позднее 2 дней с даты государственной регистрации открытого акционерного общества ("п. 8.4.1" Положения).
Текст устава акционерного общества со всеми внесенными в него изменениями и/или дополнениями должен быть доступен на странице в сети Интернет (для открытого акционерного общества) до даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности (ликвидации) акционерного общества ("п. 8.4.2" Положения).
Согласно "п. 8.5.1" Положения акционерные общества обязаны раскрывать информацию, в частности, об аффилированных лицах общества в форме списка аффилированных лиц.
На основании "п. 8.5.2" Положения список аффилированных лиц акционерного общества должен быть составлен по форме согласно "приложению 26" к настоящему Положению. "Пунктом 8.5.3" Положения установлено, что акционерное общество обязано опубликовать на странице в сети Интернет текст списка аффилированных лиц, составленного на дату окончания отчетного квартала, не позднее 2 рабочих дней с даты окончания отчетного квартала.
В соответствии с "п. 8.5.4" названного Положения акционерное общество, обязанное в соответствии с настоящим "Положением" раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, должно опубликовать на странице в сети Интернет текст списка аффилированных лиц, составленного на дату окончания отчетного квартала, не позднее 2 рабочих дней с даты окончания отчетного квартала.
Текст списка аффилированных лиц акционерного общества должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 3 лет с даты его опубликования в сети Интернет ("п. 8.5.5" Положения).
Согласно "п. 8.7.1" и "п. 8.7.2". Положения акционерное общество, на которое в соответствии с настоящим "Положением" не распространяются требования о раскрытии информации в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, обязано раскрывать следующие дополнительные сведения: а) о приобретении акционерным обществом более 20 процентов голосующих акций другого акционерного общества; б) о раскрытии акционерным обществом на странице в сети Интернет годового отчета и годовой бухгалтерской отчетности; в) об изменении адреса страницы в сети Интернет, используемой акционерным обществом для раскрытия информации. Раскрытие информации, предусмотренной "п. 8.7.1" настоящего Положения, должно осуществляться акционерным обществом путем ее опубликования в ленте новостей не позднее 1 дня с момента наступления соответствующего события.
Судами обеих инстанций установлено и материалами дела подтверждено, что общество относится к профессиональным участникам рынка ценных бумаг, в связи с чем несет установленную законом обязанность по раскрытию надлежащей информации на странице в сети Интернет на сайте общества. Общество в нарушение вышеперечисленных норм права не обеспечило по состоянию на 28.07.2010 раскрытие на странице в сети Интернет по адресу http://www.trassa.info/. Информации в форме банковских реквизитов расчетного счета (счетов) общества для оплаты расходов по изготовлению копий документов, указанных в "п. 1.9" Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, в форме годовых отчетов Общества за 2007, 2008, 2009 годы, в форме годовой бухгалтерской отчетности за 2007, 2008, 2009 годы, в форме текстов списков аффилированных лиц, составленных на дату окончания 2, 3, 4 кварталов 2009 года, 1, 2 кварталов 2010 года, общество не обеспечило доступ на странице в сети Интернет к тексту устава общества со всеми внесенными в него изменениями и/или дополнениями.
При таких обстоятельствах вывод судов о наличии в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения является правильным.
Каких-либо нарушений Отделением процедуры привлечения к административной ответственности судами не выявлено.
Между тем "ст. 2.9" Кодекса установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
"Пунктом 18" постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотрено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Согласно "п. 21" постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Суды при рассмотрении спора по существу приняли во внимание характер и степень общественной опасности правонарушения, совершенное обществом правонарушение не причинило вред интересам граждан, общества и государства. Суды приняли во внимание то, что в целях устранения допущенного нарушения подлежащая раскрытию информация в полном объеме размещена на сайте www.trassa.izhnet.ru и доступ к ней обеспечен, ценные бумаги общества не обращаются на организованном рынке ценных бумаг и не имеют котировок, акции распределены между работниками общества.
Правильно применив нормы права, а также оценив в порядке, предусмотренном "ст. 65", "67", "68", "71" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства, суды в пределах предоставленных им действующим законодательством полномочий пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для применения в данном случае положений "ст. 2.9" Кодекса и признания совершенного обществом административного правонарушения малозначительным.
При таких обстоятельствах судами правомерно признано незаконным и отменено оспариваемое постановление Отделения о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной "ч. 2 ст. 15.19" Кодекса.
При этом судом апелляционной инстанции правильно указано, что объявление устного замечания не является мерой административной ответственности ("ст. 3.2" Кодекса), и не может рассматриваться как изменение арбитражным судом меры административной ответственности, допустимое в силу "п. 3 ч. 4 ст. 211" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности.
Объявление судом устного замечания, по мнению суда кассационной инстанции, возможно по той категории дел, по которой арбитражный суд, в силу "ст. 202" - "206" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, "абз. 3 ч. 3 ст. 23.1" Кодекса полномочен привлекать лицо к административной ответственности, если в ходе рассмотрения дела суд придет к выводу о малозначительности совершенного правонарушения.
Доводы заявителя кассационной жалобы отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку ранее уже были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку, основания для переоценки которой у суда кассационной инстанции в силу "ст. 286" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных "актов" ("ст. 288" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
Суд кассационной инстанции полагает, что исключение судом апелляционной инстанции из резолютивной части решения суда абзаца второго следующего содержания: "Объявить открытому акционерному обществу "Трасса", г. Ижевск устное замечание" не повлекло изменения решения суда, в связи с чем оба принятые по делу судебные "акты" считает законными, обоснованными и не подлежащими отмене.
С учетом изложенного обжалуемые судебные "акты" подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь "ст. 286", "287", "289" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28.01.2011 по делу N А71-12879/2010 и "постановление" Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе - без удовлетворения.
Председательствующий ПОРОТНИКОВА Е.А.
По материалам  Российского налогового портала taxpravo.ru
Закон. Новости. Законы. Новый правовой центр. Московская область.

Комментариев нет:

Отправить комментарий