16 января 2012 г.

Недоимка по налогам образовалась у ЗАО в 2006 году, а решение о ее взыскании принято в 2007 году. Одновременно было принято решение о взыскании с ЗАО пеней и штрафа. Данная задолженность оплачена не была. Налоговым органом больше никаких попыток для удержания задолженности не предпринималось. Какие меры нужно принять для списания данной задолженности? Возможно ли признание задолженности безнадежной?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемой ситуации сроки для принудительного взыскания недоимки налоговым органом пропущены, однако основания для списания задолженности перед бюджетом у налогоплательщика отсутствуют.
Задолженность по налогу, сбору, пени и штрафу подлежит отражению в учете налогоплательщика до ее погашения либо признания безнадежной и списания в порядке, установленном налоговым законодательством.

Необходимый для признания задолженности безнадежной судебный акт, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания соответствующих сумм, может быть принят и по инициативе налогоплательщика.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 74 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, отражаемые в бухгалтерской отчетности суммы по расчетам с банками, бюджетом должны быть согласованы с соответствующими организациями и тождественны. Оставление на бухгалтерском балансе неурегулированных сумм по этим расчетам не допускается. Таким образом, до наступления соответствующих обстоятельств кредиторская задолженность перед бюджетом не может быть списана.
На основании п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность организации по уплате налога прекращается, в частности, с уплатой налога, с ликвидацией налогоплательщика и с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора. Такое основание прекращения обязанности по уплате налога, штрафа и пени, как пропуск налоговым органом срока, установленного НК РФ для взыскания соответствующих сумм в принудительном порядке, законодательством не предусмотрено. Поэтому вне зависимости от того, пропущен ли налоговым органом указанный срок, до наступления обстоятельств, указанных в п. 3 ст. 44 НК РФ, обязанность налогоплательщика по уплате налога сохраняется.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика в банках (п. 1 ст. 46 НК РФ). Взыскание налога производится по решению налогового органа, которое принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога (которое, в силу п. 1 ст. 70 НК РФ, направляется налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки), но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения такого срока, считается недействительным и исполнению не подлежит (п.п. 2 и 3 ст. 46 НК РФ).
В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента - организации или индивидуального предпринимателя) причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (п. 3 ст. 46 НК РФ).
Иными словами, возможность взыскания недоимки по налогу зависит от момента выявления недоимки. Общий срок давности, в течение которого налоговым органом может быть выявлена недоимка, налоговым законодательством не установлен. Трехлетний срок, предусмотренный ст. 196 ГК РФ, в силу п. 3 ст. 2 ГК РФ на налоговые отношения не распространяется, а трехлетний срок давности, предусмотренный п. 1 ст. 113 НК РФ, применяется только в целях привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговое законодательство не содержит положений, из которых бы прямо следовало, что недоимка может быть выявлена налоговым органом только в пределах трех лет с момента ее образования.
В рассматриваемой ситуации недоимка образовалась в 2006 году, а решение о ее взыскании принято в 2007 году. Следовательно, сроки для ее принудительного взыскания налоговым органом в настоящее время пропущены. Это же касается возможности взыскания пени и штрафа (постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2009 N 08АП-1475/2009, Десятого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2010 N 10АП-6555/2009, ФАС Поволжского округа от 24.03.2009 N А55-11907/2008, ФАС Западно-Сибирского округа от 12.01.2009 N Ф04-8089/2008(18634-А45-26), ФАС Поволжского округа от 02.10.2008 N А55-3566/2008, ФАС Западно-Сибирского округа от 10.07.2008 N Ф04-4200/2008(7813-А46-31)).
В то же время, как уже отмечено, из п. 3 ст. 44 НК РФ следует, что сам по себе факт пропуска налоговым органом срока, установленного НК РФ для взыскания недоимки в принудительном порядке, не прекращает обязанности налогоплательщика по ее уплате.
Однако задолженность налогоплательщика перед бюджетом может быть признана безнадежной к взысканию. Согласно пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ таковыми признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам. Порядок списания такой задолженности, а также перечень документов, подтверждающих невозможность ее взыскания, установлен приказом ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@. Следовательно, при наличии судебного акта, указанного в пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ, налоговый орган обязан принять решение о признании недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и ее списании (письмо Минфина России от 15.11.2010 N 03-02-08/70).
Как показывает судебная практика, указанный в пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ судебный акт может быть принят и по инициативе налогоплательщика, обратившегося в суд с требованием, например, о признании незаконным действий налогового органа, выразившихся в выдаче справки о состоянии расчетов по налогам, содержащей данные о налоговой задолженности (смотрите, например, постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2011 N 17АП-4443/11, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2011 N 15АП-5017/11, Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2011 N 09АП-16016/11, Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2011 N 20АП-1907/11, Третьего арбитражного апелляционного суда от 08.06.2011 N 03АП-1688/11, решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.06.2011 N А60-12163/2011). При этом следует учитывать, что в случае обращения в суд непосредственно с требованием о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании в рассмотрении таких требований судом может быть отказано (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2011 N 17АП-2292/11).

По материалам  информационно-правовой системы " Гарант".
Закон. Новости. Законы. Новый правовой центр. Московская область.

Комментариев нет:

Отправить комментарий