15 января 2012 г.

Вправе ли перевозчик не допустить пассажира к перевозке (продать его место в поезде другому пассажиру), если пассажир садится в поезд не на станции отправления, указанной в его билете, а на станции по пути следования?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Перевозчик не вправе отказать пассажиру в перевозке на том основании, что пассажир производит посадку в поезд не в пункте отправления, указанном в его билете, а в другом пункте по пути следования.

Обоснование вывода:

Перевозка пассажиров осуществляется на основании договора перевозки, в соответствии с которым перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа - и за провоз багажа (п. 1 ст. 786 ГК РФ). Отношения по перевозке пассажиров регулируются главой 40 ГК РФ "Перевозка", а поскольку договор перевозки пассажира представляет собой один из видов гражданско-правовых договоров - также общими положениями гражданского законодательства (часть первая ГК РФ). Общие условия перевозки, в соответствии с п. 2 ст. 784 ГК РФ, определяются федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Закон N 18-ФЗ). Кроме того, порядок и условия перевозки пассажиров установлены Правилами оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 02.03.2005 N 111 (далее - Правила оказания услуг) и Правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденными приказом МПС РФ от 26.07.2002 N 30 (далее - Правила перевозок пассажиров).
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Если обязательство связано с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, то односторонний отказ от его исполнения и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства (ст. 310 ГК РФ).
Как следует из п. 1 ст. 786 ГК РФ, ст. 82 Закона N 18-ФЗ, пп. 12 и 29 Правил оказания услуг, обязанностью пассажира по договору перевозки поездом дальнего следования является оплата стоимости проезда от пункта отправления до пункта назначения, наличие проездного документа (билета) и его предъявление при посадке в поезд (вместе с документом, удостоверяющим личность, на основании которого приобретен билет, а при наличии права бесплатного проезда или права оплаты стоимости проезда со скидкой - также и с документом, подтверждающим указанное право). Однако, ни одним из вышеперечисленных нормативных правовых актов не установлено, что предъявить билет и произвести посадку в поезд пассажир вправе только на станции отправления, указанной в его билете.
Таким образом, договор перевозки сохраняет свою силу с момента приобретения пассажиром билета и, как правило, до момента исполнения договора, то есть до момента прибытия пассажира в пункт назначения. Так как договор перевозки не связан с осуществлением пассажиром предпринимательской деятельности, его одностороннее расторжение возможно только в случаях, предусмотренных законом. Посадка пассажира в поезд не на станции отправления, а на иной (промежуточной) станции на пути его следования не означает, что пассажир отказался от договора перевозки.
Отказ со стороны перевозчика доставить пассажира до станции назначения в том случае, когда пассажир садится в поезд на промежуточной станции его пути следования, означал бы расторжение перевозчиком договора перевозки в одностороннем порядке. Между тем законодательством, регулирующим порядок и условия перевозки пассажиров, ограничен перечень оснований, по которым пассажиру может быть отказано в перевозке. Абзац третий п. 29 Правил оказания услуг, п. 51 Правил перевозки пассажиров предоставляет перевозчику право не допустить пассажира к посадке в поезд дальнего следования (за исключением случаев, предусмотренных правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа) при несоответствии фамилии пассажира или номера документа, удостоверяющего личность, соответственно фамилии или номеру, указанным в предъявляемом проездном документе (билете), при отсутствии или изменении (исправлении) фамилии или номера документа, удостоверяющего личность, и иных сведений в проездном документе (билете). Кроме того, в соответствии с пп. "а" п. 36 Правил оказания услуг пассажир может быть удален из поезда работниками органов внутренних дел, если он при посадке в поезд или в пути следования нарушает правила проезда, общественный порядок и мешает спокойствию других пассажиров.
Иных оснований расторжения договора перевозки в одностороннем порядке не по инициативе пассажира законодательство не предусматривает.
Пунктом 16 Правил перевозок пассажиров установлено, что поездка пассажиров должна начинаться от станции, указанной в проездном документе (билете). Однако, как разъяснил ВС РФ в решении от 01.07.2004 N ГКПИ04-875, это означает лишь то, что пассажир не вправе осуществить посадку в поезд ранее пункта отправления, указанного в билете. Это не лишает пассажира права воспользоваться услугой перевозки начиная с любой следующей станции по пути следования.

По материалам  правовой системы Гарант
Закон. Новости. Законы. Новый правовой центр. Московская область.

t � e 1 ࿗ � t-family:"Arial","sans-serif"'>Как установлено судом, для внесения соответствующих изменений в учредительные документы ООО "Авиаком" представило в МИ ФНС России N 12 по Воронежской области полный пакет документов, предусмотренных "ст. 14" Закона о регистрации, в связи с чем у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, связанных с присоединением к нему вышеуказанных юридических лиц.
Представление недостоверных (по мнению ИФНС России по Советскому району г. Воронежа) сведений о местонахождении юридического лица не является основанием для признания недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, поскольку в соответствии с "п. 1 ст. 25" Закона о регистрации ответственность за представление недостоверных сведений для включения в государственные реестры несут заявитель и юридические лица.
За представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния "ч. 4 ст. 14.25" КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Иных последствий представления на государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, документов, содержащих недостоверные сведения, в частности, возложение ответственности на орган, осуществивший государственную регистрацию, путем предъявления требования об отмене принятого этим органом решения, действующим законодательством не предусмотрено.
С учетом изложенного, при отсутствии предусмотренных "ст. 198" АПК РФ условий для признания недействительными оспариваемых решений МИ ФНС России N 12 по Воронежской области (несоответствие решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение публичных интересов), суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы ИФНС России по Советскому району г. Воронежа, приведенные в кассационной жалобе, являлись обоснованием ее позиции по делу в ходе разрешения спора по существу, они не опровергают выводов суда, сделанных на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств в соответствии с положениями норм материального права, а по существу направлены на их переоценку, что в силу "ст. 286" и "п. 2 ст. 287" АПК РФ не допускается при рассмотрении жалобы в суде кассационной инстанции.
Нарушений требований процессуального законодательства не установлено.
Руководствуясь "п. 1 ч. 1 ст. 287", "ст. 289" АПК РФ, суд
постановил:
решение арбитражного суда Воронежской области от 17.02.2011 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2011 по делу N А14-128/2011 оставить без изменений, а кассационную жалобу ИФНС России по Советскому району г. Воронежа - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

По материалам  Российского налогового портала taxpravo.ru
Закон. Новости. Законы. Новый правовой центр. Московская область.

Комментариев нет:

Отправить комментарий