Федеральный
арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании
кассационную жалобу Хабаровского краевого Фонда обязательного медицинского
страхования на решение от 20.01.2011, постановление Шестого арбитражного
апелляционного суда от 26.05.2011 по делу N А73-13377/2010 Арбитражного суда
Хабаровского края.
Дело рассматривали: в
суде первой инстанции судья Збарацкая Л.А., в апелляционном суде судьи: Волкова
М.О., Иноземцев И.В., Малышева Л.Г.
По иску Хабаровского краевого Фонда обязательного
медицинского страхования к государственному учреждению здравоохранения
"Краевая клиническая больница N 2" Министерства здравоохранения
Хабаровского края о взыскании 5 096 889 руб. 31 коп.
Хабаровский краевой
Фонд обязательного медицинского страхования (ОГРН 1022700921880, место
нахождения: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Фрунзе, 69) (далее - ХК
ФОМС, фонд) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к
государственному учреждению здравоохранения "Краевая клиническая больница
N 2" Министерства здравоохранения Хабаровского края (ОГРН 1022701192470,
место нахождения: 680030, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Павловича, 1б)
(далее - ГУЗ "ККБ N 2", учреждение здравоохранения) о взыскании 5 096
889 руб. 31 коп. неосновательного обогащения.
Предъявленное требование основано на положениях
"статьи 1102" Гражданского кодекса Российской Федерации,
"Основах" законодательства Российской Федерации об охране здоровья
граждан, условиях договора на предоставление медицинской помощи от 11.02.2008 N
135/06-08 и мотивировано необоснованным выставлением ответчиком реестров для
оплаты медицинской помощи незастрахованным гражданам в 2008 году.
Решением суда от
20.01.2011, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного
апелляционного суда от 26.05.2011, требование фонда отклонено.
В кассационной жалобе
ХК ФОМС просит решение и постановление отменить и принять по делу новый
судебный акт. В обоснование жалобы приводит доводы о том, что взыскиваемая
сумма подлежит квалификации как нецелевое расходование средств, поскольку
направлена на цели оплаты медицинской помощи лицам не имеющим страхового полиса
ОМС.
Доводы кассационной
жалобы поддержаны представителем заявителя в судебном заседании в полном
объеме.
Учреждение
здравоохранения в отзыве на кассационную жалобу, поддержанном его
представителем в ходе судебного разбирательства, изложенные в ней доводы
отклонило, просило решение и постановление оставить без изменения как законные
и обоснованные, полагая, что в рассматриваемом случае материалами дела не
подтвержден факт неправомерного предъявления ответчиком к оплате спорной суммы
денежных средств.
Рассмотрев материалы
дела, обсудив изложенные в кассационной жалобе доводы с учетом отзыва на нее и
мнений представителей сторон, проверив в порядке и пределах "статей
284", "286" Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального
права, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения
жалобы заявителя.
Как установлено
судами и следует из материалов дела, 11.02.2008 между ХК ФОМС (заказчик) и ГУЗ
"ККБ N 2" (учреждение) заключен договор N 135/06-08 на предоставление
медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования с
обеспечением необходимыми лекарственными средствами отдельных категорий
граждан, предметом которого явилось предоставление учреждением лечебно -
профилактической помощи гражданам, застрахованным в системе обязательного
медицинского страхования, на условиях и в объеме Территориальной программы
обязательного медицинского страхования населения Хабаровского края,
утвержденной Постановлением Правительства Хабаровского края от 24.12.2007 N
246-пр "О Территориальной программе государственных гарантий оказания
гражданам Российской Федерации на территории Хабаровского края бесплатной
медицинской помощи на 2008 год", и ее оплата заказчиком.
Пунктом 7.1 договора
срок его действия установлен с 01.01.2008 по 31.12.2008.
В соответствии с
пунктом 2.1.7 договора учреждение здравоохранения обязано вести индивидуальный
(персонифицированный) учет оказанной медицинской помощи по объемам и стоимости
в соответствии с Программой обязательного медицинского страхования, формировать
реестры и счета за оказанную медицинскую помощь в соответствии с Порядком,
утвержденным Правлением ХК ФОМС, и предъявлять их к оплате заказчику
ежемесячно, в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным.
В течение 2008 года
ГУЗ "ККБ N 2" направляло в ХК ФОМС счета на оплату медицинских услуг,
оказанных по Программе ОМС пациентам, неидентифицированным в системе
обязательного медицинского страхования. Проведя медико - экономический контроль
представленных счетов, фонд принял и произвел оплату на сумму 5 096 889 руб. 31
коп.
Полагая, что оплата
медицинской помощи, оказанной больным, не имеющим полиса обязательного
медицинского страхования, не входит в предмет договора от 11.02.2008 N
135/06-08, фонд обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно "статье
1102" Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без
установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело
или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего),
обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное
имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных
в "статье 1109" Кодекса.
Предметом доказывания
по иску о взыскании неосновательного обогащения является факт приобретения или
сбережения ответчиком имущества за счет истца, а также отсутствие
предусмотренных правовыми актами или сделкой оснований для такого приобретения.
Отказывая фонду в
удовлетворении исковых требований, суды исходили из недоказанности последним
факта возникновения на стороне ответчика неосновательного обогащения.
"Статьей
41" Конституции Российской Федерации от 12.12.1993 гражданам Российской
Федерации гарантировано право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Способы
реализации прав граждан на охрану здоровья и получение медицинской помощи
закреплены в "Основах" законодательства Российской Федерации об
охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации
22.07.1993 N 5487-1.
В силу "статьи
20" данных Основ граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в
государственной и муниципальной системах здравоохранения. Гарантированный объем
бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с
"Программой" государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации
бесплатной медицинской помощи.
В соответствии с
"Постановлением" Правительства Российской Федерации от 15.05.2007 N
286 "О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской
Федерации бесплатной медицинской помощи на 2008 год" формирование тарифов
на медицинскую помощь, предоставляемую в рамках территориальной программы
обязательного медицинского страхования, осуществляется органом исполнительной
власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством
Российской Федерации и нормативами, определенными "Программой".
В целях обеспечения
граждан Российской Федерации на территории Хабаровского края бесплатной
медицинской помощью, Правительство Хабаровского края постановлением от
24.12.2007 N 246-пр утвердило Территориальную программу государственных
гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Хабаровского
края бесплатной медицинской помощи на 2008 год (далее - Территориальная
программа).
Вторым разделом
Территориальной программы установлено, что первичная медико-санитарная
медицинская помощь на территории Хабаровского края в рамках Территориальной
программы предоставляется бесплатно.
Как установлено
судами, лица, не имеющие страхового полиса, за лечение которых ХК ФОМС
перечислил спорную денежную сумму ответчику, поступили в лечебное учреждение по
экстренным показаниям, требующим обязательной госпитализации, и им была оказана
первичная медицинская помощь в больничном учреждении. Данное обстоятельство
сторонами не оспаривается.
Кроме того, суды
указали, что учреждение здравоохранения не вправе было отказать указанным лицам
в экстренной медицинской помощи, в том числе в связи с отсутствием документов
удостоверяющих личность больных или страхового полиса.
Так в пункте 2.1
Приложения N 1 к Территориальной программе предусмотрено, что медицинская
помощь оказывается гражданам Российской Федерации, проживающим на территории
Хабаровского края, при представлении документа, удостоверяющего личность и
страхового медицинского полиса обязательного медицинского страхования. При этом
отсутствие страхового полиса и документов, удостоверяющих личность, не является
причиной отказа в экстренной медицинской помощи.
"Законом" о
медицинском страховании также не предусмотрено обязательное наличие страхового
медицинского полиса для возникновения права на получение медицинской помощи.
В соответствии с
разделом III Территориальной программы медицинская помощь, предоставляемая в
рамках Программы ОМС, финансируется за счет средств обязательного медицинского
страхования.
При этом возмещение
расходов учреждениям здравоохранения, работающим по Программе ОМС,
осуществляется по тарифам за пролеченного больного или оказанную медицинскую
услугу, имеющую определенный объем, стоимость и самостоятельное законченное
значение в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи населению,
разработанными в соответствии с действующими нормативными правовыми актами
Российской Федерации и Хабаровского края.
Установив, что
спорные денежные средства подлежали оплате за счет средств ХК ФОМС, были
получены учреждением здравоохранения на основании закона и договора и
израсходованы на компенсацию расходов по оказанию экстренной медицинской
помощи, суды обеих инстанций пришли к правильному выводу об отсутствии на
стороне ответчика неосновательного обогащения.
Доводы заявителя
жалобы о нецелевом использовании денежных средств в результате оплаты
медицинской помощи неидентифицированным лицам, являются несостоятельными. В
силу указанных выше норм права у истца возникло обязательство по оплате спорных
расходов. Указанное не противоречит положениям Федерального "закона"
от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в
Российской Федерации", Бюджетного "кодекса" Российской Федерации
и "Закона" о медицинском страховании, на которые истец сослался в
жалобе.
По существу доводы
кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств и фактических
обстоятельств дела, исследованных судами и получивших надлежащую правовую
оценку, что в силу положений "статьи 286" Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда
кассационной инстанции.
Неправильного
применения норм материального права и положений процессуального
законодательства арбитражными судами не допущено, в связи с чем у суда
кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены обжалуемых по
делу решения и постановления.
Руководствуясь
"статьями 286" - "289" Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от
20.01.2011, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от
26.05.2011 по делу N А73-13377/2010 Арбитражного суда Хабаровского края оставить
без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление
вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий А.Н.Барбатов
По материалам taxpravo.ru
Теги: Юридические услуги. Юристы. Адвокат. Консультации. Юридическая консультация. Помощь. Защита в суде
Реклама: Нотариус.. Экспертиза. Саморегулируемая организация строителей. СРО. Охрана. ЧОП, Триколор. ТВ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий