13 июня 2012 г.

Уложили вслепую. Московские слепые начали жаловаться на тактильную плитку.


«Московские новости» и Николай Хлудов самостоятельно протестировали состояние тактильной плитки для незрячихВесной с разливом «реагентных» рек тротуарная плитка для слепых (зрячим заметить ее нетрудно — она окрашена в ярко-желтый цвет) в Москве искривилась больше прежнего. Ситуация осложнена тем, что изначально строители укладывали плитку, руководствуясь собственным художественным чутьем, а не ГОСТом. Из-за этого незрячие с трудом могут ориентироваться в городском пространстве. Некоторые вообще только подозревают о существовании «наземных тактильных указателей». «Московские новости» прошли по «желтым квадратам» со слепым человеком и записали его комментарии.

Утро Николая Хлудова начинается в Выхино. Ему нужно пройти 40 метров: от метро до автобусной остановки. Раньше Николай мог разглядеть номер на боку автобуса, а теперь видит только пятна света. В утренней толчее Выхино с нулевой видимостью и тростью разобраться сложно. «Мне нужно пересечь площадь — большое хаотичное пространство, где много отвлекающих моментов. Приходится прибегать к помощи окружающих, хотя я хожу там каждый день. Если бы эту площадь пересекала плитка, было бы замечательно», — сетует Николай.
Едем с Николаем до станции «Парк культуры». Рядом с метро — его работа, общественная организация «Перспектива». Чтобы перейти Комсомольский проспект, нужно миновать две «зебры», разбитые перешейком. Над ним — мост с гудящим траффиком. На первом переходе нужные «желтые» плитки лежат грудой, набегает лужа. «Это вообще из ряда вон. Непонятно, это развал дороги или плитка? Направляющая плитка положена вкривь и вкось и вообще утоплена. Мне кажется и для окружающих это проблема: никому не удобно по ямам ходить и вообще можно зацепиться и упасть. От нее уже куски отваливаются», — комментирует Николай.
«Направляющей» называют плитку с продольными и диагональными рифами, которую укладывают, чтобы указать незрячим, куда двигаться. Кроме направляющей есть предупреждающая плитка. «На ней — точки, которые говорят: «стоп, впереди опасность». Должна быть комбинация: сначала направляющая, а потом предупреждающая. Это нужно, чтобы незрячий человек вовремя остановился перед оживленным участком дороги. Сейчас же неясно, где заканчивается тротуар и начинается дорога», — объясняет Николай Хлудов.
Перемычка от одного перехода к другому проходит под мостом. От «зебры» к «зебре» уложили дорожку из направляющей плитки. Николай ведет по ней тростью. «А вот тут хорошо положили... Здесь сложный участок. Звук идет с моста и из-под него, поэтому сориентироваться, где реально находится дорога, очень сложно. По этой дорожке из направляющей плитки можно спокойно пройти от «зебры» до «зебры», — считает он.
Николай Хлудов вспоминает, где еще натыкался на плитку, которая была криво положена. «Возле храма Христа Спасителя есть направляющая плитка, которая идет в никуда. Можно сослепу, простите за каламбур, уйти в Москва-реку, — говорит Николай. — Есть «направляющая», кажется, на Комсомольском проспекте, которая упирается прямо в будку остановки. Есть такие плитки, которые обрываются на середине площади».
Николай обращает внимание не только на то, как положена плитка, но и на материал, из которого она изготовлена. «Есть резиновая плитка — она часто крошится, — поясняет Николай, простукивая плитку тростью. — Сегодня я постучал по одной — она вообще пустая. Те, что мы сегодня видели на переходах, уже разваливаются. Но главное — плитка сделана из разных материалов, мне трудно привыкнуть к ней». Внешний вид указателей тоже оставляет желать лучшего: краска на некоторых облупилась. Вообще плитку покрывают желтой краской не просто так. Желтый цвет — последний цвет спектра, который различают на грани потери зрения.
Однако главный недостаток, по словам Николая Хлудова, — это не состояние плитки, а то, что многие, в том числе сами слепые, не знают, что такая плитка существует: «Незрячие элементарно не информированы, как по такой плитке нужно ходить. Те, кто ее укладывает, не знают, зачем они это делают».

Оповещение слепых
Формально за состоянием плитки, которую начали внедрять в Москве еще в 2009 году, отвечает сразу несколько структур. Так, мониторинг общего состояния плитки для незрячих ведут в департаменте социальной защиты, который организует общественные городские инспекции из инвалидов и горожан. «Мы проверяем проектную документацию и реализацию проекта. Замечаний очень много. Мы постоянно устраиваем такие рейды», — пояснила «МН» Анна Шаповалова, пресс-секретарь департамента социальной защиты.
Укладка самой плитки и контроль за ее состоянием лежат в основном на плечах префектур. Частично съезды и спуски обслуживает предприятие столичного ЖКХ «Кольцевые магистрали». В мэрии уверяют, что узнать, какую сумму выделяют на обеспечение плитки для слепых никак нельзя: деньги выделаются в рамках программы ремонта московских дорог в целом.
Следить за тем, чтобы слепые знали о существовании такой плитки и умели ею пользоваться, пытается также институт «Риакомп» Всероссийского общества слепых, который вместе с ФГУП «Стандартинформ» разрабатывал ГОСТ плитки.
«Сейчас мы готовим специальную программу ознакомительных семинаров для слепых, говорит «МН» генеральный директор института «Риакомп» Сергей Ваньшин. — Кроме того, мы выпустим краткое пособие, как эту плитку правильно укладывать, и раздадим строителям».
В департаменте информационных технологий и вовсе считают, что помогать контролировать состояние плитки для слепых должны обычные москвичи.
«На сайте doroga.mos.ru и через мобильные платформы для Android и IPhone можно будет подать жалобу на плитку: сфотографировать и прислать, — объясняет Елена Новикова, представитель департамента информационных технологий. — Но для этого зрячие должны представлять, как идеально должна выглядеть плитка. В общем, проект в разработке».
Николай Хлудов считает, что неплохо бы этот процесс информирования ускорить: «Пока что желтая плитка — плохой помощник слепому человеку. Но идея, безусловно, здравая, главное — над реализацией поработать».

Какие еще ориентиры для незрячих есть в Москве?
Звуковые светофоры
Как работают: при появлении зеленого сигнала светофора включается прерывистый звуковой сигнал. Когда зеленый цвет сменяет красный, частота подачи звукового сигнала увеличивается.

Голосовые объявления станций в вагонах метро
Как работают: если поезд направляется в центр или по внутренней кольцевой линии, станции объявляет мужской голос. Женский голос озвучивает остановки на внешней кольцевой линии и в направлении от центра.

Тактильные указатели на турникетах в метро
Как работают: для того чтобы указать незрячим, куда прикладывать проездной документ, под валидатором шрифтом Брайля нанесена надпись «метро».

Черта безопасности у края платформы в метро
 Как работает: линия у края платформы обозначена контрастной краской или рядом ярких лампочек (для слабовидящих).

Звуковые «маяки»
Как работают: над входом в некоторые помещения размещается радиоприемник или музыкальный проигрыватель (такой есть, например, во Всероссийском обществе слепых). Слепой может по звуку определить, где находится вход.
Теги: Юридические услуги. Юристы. Адвокат. Консультации. Юридическая консультация. Помощь. Защита в суде
Ипотека. Налоги. Алименты. Семейные жилищные споры. Юрист. Суд. Ксерокопии.
Закон. Новости. Законы. Новый правовой центр. Московская область.
Реклама: Нотариус.. Экспертиза. Саморегулируемая организация строителей. СРО. Охрана. ЧОП, Триколор. ТВ

Комментариев нет:

Отправить комментарий