Весной с разливом «реагентных» рек
тротуарная плитка для слепых (зрячим заметить ее нетрудно — она окрашена в
ярко-желтый цвет) в Москве искривилась больше прежнего. Ситуация осложнена тем,
что изначально строители укладывали плитку, руководствуясь собственным
художественным чутьем, а не ГОСТом. Из-за этого незрячие с трудом могут
ориентироваться в городском пространстве. Некоторые вообще только подозревают о
существовании «наземных тактильных указателей». «Московские новости» прошли по
«желтым квадратам» со слепым человеком и записали его комментарии.
Утро Николая Хлудова начинается в
Выхино. Ему нужно пройти 40 метров: от метро до автобусной остановки. Раньше
Николай мог разглядеть номер на боку автобуса, а теперь видит только пятна
света. В утренней толчее Выхино с нулевой видимостью и тростью разобраться
сложно. «Мне нужно пересечь площадь — большое хаотичное пространство, где много
отвлекающих моментов. Приходится прибегать к помощи окружающих, хотя я хожу там
каждый день. Если бы эту площадь пересекала плитка, было бы замечательно», —
сетует Николай.
Едем с Николаем до станции «Парк
культуры». Рядом с метро — его работа, общественная организация «Перспектива».
Чтобы перейти Комсомольский проспект, нужно миновать две «зебры», разбитые
перешейком. Над ним — мост с гудящим траффиком. На первом переходе нужные
«желтые» плитки лежат грудой, набегает лужа. «Это вообще из ряда вон.
Непонятно, это развал дороги или плитка? Направляющая плитка положена вкривь и
вкось и вообще утоплена. Мне кажется и для окружающих это проблема: никому не
удобно по ямам ходить и вообще можно зацепиться и упасть. От нее уже куски
отваливаются», — комментирует Николай.
«Направляющей» называют плитку с
продольными и диагональными рифами, которую укладывают, чтобы указать незрячим,
куда двигаться. Кроме направляющей есть предупреждающая плитка. «На ней —
точки, которые говорят: «стоп, впереди опасность». Должна быть комбинация:
сначала направляющая, а потом предупреждающая. Это нужно, чтобы незрячий
человек вовремя остановился перед оживленным участком дороги. Сейчас же неясно,
где заканчивается тротуар и начинается дорога», — объясняет Николай Хлудов.
Перемычка от одного перехода к другому
проходит под мостом. От «зебры» к «зебре» уложили дорожку из направляющей
плитки. Николай ведет по ней тростью. «А вот тут хорошо положили... Здесь
сложный участок. Звук идет с моста и из-под него, поэтому сориентироваться, где
реально находится дорога, очень сложно. По этой дорожке из направляющей плитки
можно спокойно пройти от «зебры» до «зебры», — считает он.
Николай Хлудов вспоминает, где еще
натыкался на плитку, которая была криво положена. «Возле храма Христа Спасителя
есть направляющая плитка, которая идет в никуда. Можно сослепу, простите за
каламбур, уйти в Москва-реку, — говорит Николай. — Есть «направляющая»,
кажется, на Комсомольском проспекте, которая упирается прямо в будку остановки.
Есть такие плитки, которые обрываются на середине площади».
Николай обращает внимание не только на
то, как положена плитка, но и на материал, из которого она изготовлена. «Есть
резиновая плитка — она часто крошится, — поясняет Николай, простукивая плитку
тростью. — Сегодня я постучал по одной — она вообще пустая. Те, что мы сегодня видели
на переходах, уже разваливаются. Но главное — плитка сделана из разных
материалов, мне трудно привыкнуть к ней». Внешний вид указателей тоже оставляет
желать лучшего: краска на некоторых облупилась. Вообще плитку покрывают желтой
краской не просто так. Желтый цвет — последний цвет спектра, который различают
на грани потери зрения.
Однако главный недостаток, по словам
Николая Хлудова, — это не состояние плитки, а то, что многие, в том числе сами
слепые, не знают, что такая плитка существует: «Незрячие элементарно не
информированы, как по такой плитке нужно ходить. Те, кто ее укладывает, не
знают, зачем они это делают».
Оповещение
слепых
Формально за состоянием плитки,
которую начали внедрять в Москве еще в 2009 году, отвечает сразу несколько
структур. Так, мониторинг общего состояния плитки для незрячих ведут в
департаменте социальной защиты, который организует общественные городские
инспекции из инвалидов и горожан. «Мы проверяем проектную документацию и
реализацию проекта. Замечаний очень много. Мы постоянно устраиваем такие
рейды», — пояснила «МН» Анна Шаповалова, пресс-секретарь департамента
социальной защиты.
Укладка самой плитки и контроль за ее
состоянием лежат в основном на плечах префектур. Частично съезды и спуски
обслуживает предприятие столичного ЖКХ «Кольцевые магистрали». В мэрии уверяют,
что узнать, какую сумму выделяют на обеспечение плитки для слепых никак нельзя:
деньги выделаются в рамках программы ремонта московских дорог в целом.
Следить за тем, чтобы слепые знали о
существовании такой плитки и умели ею пользоваться, пытается также институт
«Риакомп» Всероссийского общества слепых, который вместе с ФГУП
«Стандартинформ» разрабатывал ГОСТ плитки.
«Сейчас мы готовим специальную
программу ознакомительных семинаров для слепых, говорит «МН» генеральный
директор института «Риакомп» Сергей Ваньшин. — Кроме того, мы выпустим краткое
пособие, как эту плитку правильно укладывать, и раздадим строителям».
В департаменте информационных
технологий и вовсе считают, что помогать контролировать состояние плитки для
слепых должны обычные москвичи.
«На сайте doroga.mos.ru и через мобильные
платформы для Android и IPhone можно будет подать жалобу на плитку:
сфотографировать и прислать, — объясняет Елена Новикова, представитель
департамента информационных технологий. — Но для этого зрячие должны
представлять, как идеально должна выглядеть плитка. В общем, проект в
разработке».
Николай Хлудов считает, что неплохо бы
этот процесс информирования ускорить: «Пока что желтая плитка — плохой помощник
слепому человеку. Но идея, безусловно, здравая, главное — над реализацией
поработать».
Какие
еще ориентиры для незрячих есть в Москве?
Звуковые
светофоры
Как работают: при появлении зеленого
сигнала светофора включается прерывистый звуковой сигнал. Когда зеленый цвет
сменяет красный, частота подачи звукового сигнала увеличивается.
Голосовые
объявления станций в вагонах метро
Как работают: если поезд направляется
в центр или по внутренней кольцевой линии, станции объявляет мужской голос.
Женский голос озвучивает остановки на внешней кольцевой линии и в направлении
от центра.
Тактильные
указатели на турникетах в метро
Как работают: для того чтобы указать
незрячим, куда прикладывать проездной документ, под валидатором шрифтом Брайля
нанесена надпись «метро».
Черта
безопасности у края платформы в метро
Как работает: линия у края платформы
обозначена контрастной краской или рядом ярких лампочек (для слабовидящих).
Звуковые
«маяки»
Как работают: над входом в некоторые
помещения размещается радиоприемник или музыкальный проигрыватель (такой есть,
например, во Всероссийском обществе слепых). Слепой может по звуку определить,
где находится вход.
По материалам http://mn.ru/moscow_people/20120321/313949994.html
Теги: Юридические услуги. Юристы. Адвокат. Консультации. Юридическая консультация. Помощь. Защита
в суде
Ипотека. Налоги. Алименты. Семейные
жилищные споры. Юрист. Суд. Ксерокопии.
Реклама: Нотариус.. Экспертиза. Саморегулируемая
организация строителей. СРО. Охрана. ЧОП, Триколор. ТВ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий