1. Управление многоквартирным домом
В настоящее время происходит
реформирование управления жилищно-коммунальным комплексом - осуществляется
переход от муниципальных унитарных предприятий (ЖЭКи, ДЭЗы) к другим формам
управления. В связи с этим собственники помещений в многоквартирном доме
обязаны выбрать один из трех способов управления своим домом:
- непосредственное управление
собственниками помещений (в том числе и нежилых) в этом доме;
- управление товариществом
собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным
потребительским кооперативом;
- управление управляющей организацией.
Выбор или изменение способа управления
домом осуществляется на общем собрании собственников помещений.
Помимо выбора способа управления
многоквартирным домом к компетенции общего собрания собственников относятся:
- принятие решений о реконструкции
многоквартирного дома, строительстве хозяйственных построек, ремонте общего
имущества;
- принятие решений о пределах
использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в
том числе введение ограничений пользования им;
- принятие решений о пользовании общим
имуществом иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и
эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации
предполагается использовать общее имущество;
- другие вопросы.
Общее собрание правомочно (имеет
кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме (или
их представители), обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов. Количество
голосов, которым обладает каждый собственник, пропорционально его доле в праве
общей собственности на общее имущество в доме.
Решение общего собрания по вопросу
выбора способа управления домом принимается большинством голосов от общего
числа голосов присутствующих. Это решение должно быть оформлено протоколом. Оно
является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме,
в том числе для тех, которые не участвовали в голосовании.
Собственник помещения в
многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием,
если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия
такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы.
Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение 6 месяцев со
дня, когда этот собственник узнал или должен был узнать о принятом решении.
Следует иметь в виду, что жильцы,
проживающие в этом доме по договору социального найма, не вправе
участвовать в голосовании. Участниками голосования могут быть только
собственники или их представители (в данном случае - представители
государственных или муниципальных органов).
Если жильцы не смогли договориться о
выборе способа управления, или если принятое решение о выборе способа
управления многоквартирным домом не было реализовано, то орган местного
самоуправления должен провести открытый конкурс по выбору управляющей организации.
По итогам конкурса собственники
помещений дома обязаны заключить договор с выигравшей конкурс управляющей
компанией. Если кто-либо из собственников уклоняется от заключения договора,
другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить
договор, при этом уклоняющийся от заключения договора собственник должен будет
возместить другой стороне причиненные убытки.
В случае конкурсного выбора
управляющей компании не позднее чем за месяц до окончания срока действия
договора управления орган местного самоуправления созывает собрание
собственников помещений в этом доме для решения вопроса о выборе способа
управления, если такое решение не было принято ранее.
2. Непосредственное управление
многоквартирным домом собственниками помещений
При непосредственном управлении многоквартирным
домом собственники помещений самостоятельно заключают договоры оказания
услуг по содержанию общего имущества и (или) выполнению работ по ремонту
общего имущества в таком доме с организациями или гражданами, осуществляющими
соответствующие виды деятельности. В качестве одной стороны подобных договоров
выступают все или большинство собственников помещений. Договор может быть
заключен лишь на основании решения общего собрания собственников.
Договоры холодного и горячего
водоснабжения,
водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления заключаются каждым
собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление
многоквартирным домом, от своего имени. Ответственность за неуплату
коммунальных платежей каждый собственник несет только за себя.
На общем собрании собственники могут
избрать уполномоченное лицо, которое будет действовать от их имени (например
заключать договоры на ремонт, уборку дома).
3. Товарищество собственников жилья
Одним из способов управления
многоквартирным домом является организация собственниками помещений в доме
товарищества собственников жилья.
Товариществом собственников жилья
признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в
многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого
имущества в этом доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения,
пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим
имуществом в этом доме.
Устав товарищества собственников жилья
принимается на общем собрании большинством голосов от общего числа голосов
собственников помещений в многоквартирном доме. Число членов товарищества
должно превышать 50% голосов от общего числа голосов собственников. Те
собственники, которые не захотели стать членами товарищества, заключают с
товариществом договор о содержании и ремонте общего имущества.
Товарищество собственников жилья
является юридическим лицом с момента его государственной регистрации.
Товарищество собственников жилья может
быть создано при объединении:
- нескольких многоквартирных домов,
помещения в которых принадлежат различным собственникам, с земельными
участками, расположенными на общем земельном участке или нескольких соседних
(граничащих) земельных участках, сетями инженерно-технического обеспечения и
другими элементами инфраструктуры;
- нескольких расположенных близко
зданий, строений или сооружений - жилых домов, предназначенных для проживания
одной семьи, дачных домов с приусадебными участками или без них, гаражами и
другими расположенными на общем земельном участке или нескольких соседних
(граничащих) земельных участках объектами, сетями инженерно-технического
обеспечения и другими элементами инфраструктуры.
Товарищество собственников жилья
вправе самостоятельно управлять многоквартирным домом или заключить договор с
управляющей компанией. Товарищество определяет смету доходов и расходов на год,
в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества,
затраты на капитальный ремонт и реконструкцию, специальные взносы и отчисления
в резервный фонд.
Товарищество может иметь
дополнительные доходы от сдачи в аренду нежилых помещений, находящихся в общей
собственности(технический этаж, подвал и т.п.), рационального использования
земельного участка, предоставления рекламных площадей и др.
Любой член товарищества имеет
возможность осуществлять контроль за расходованием средств товарищества, как
получаемых за счет платежей населения, так и за счет поддержки государства
(льготы, субсидии, компенсации).
Товарищество самостоятельно
устанавливает размеры платежей и взносов для каждого собственника в
соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в
многоквартирном доме. В случае неуплаты собственником обязательных платежей и
взносов товарищество вправе в судебном порядке потребовать принудительного
возмещения этих расходов, а также полного возмещения причиненных ему убытков в
результате неисполнения собственником обязательств по уплате обязательных
платежей и взносов и оплате иных общих расходов. Ответственность жильцов за
неуплату коммунальных платежей будет совместной, то есть от неоплаченных услуг
(тепло-, водо-, газо-, электроснабжение) будет отключен весь дом, в котором
создано это товарищество.
Если это не нарушает права и законные
интересы собственников помещений в многоквартирном доме, товарищество
собственников жилья вправе:
- в соответствии с требованиями
законодательства надстраивать, перестраивать часть общего имущества в
многоквартирном доме;
- получать в пользование либо получать
или приобретать в общую долевую собственность собственников помещений в
многоквартирном доме земельные участки для осуществления жилищного
строительства, возведения хозяйственных и иных построек и их дальнейшей
эксплуатации;
- осуществлять от имени и за счет собственников
помещений в многоквартирном доме застройку прилегающих к такому дому выделенных
земельных участков.
В целях создания благоприятных условий
для деятельности объединений собственников жилья в Москве ТСЖ (а также жилищные
кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные
потребительские кооперативы, созданные в целях удовлетворения потребностей
граждан в жилье) с 1 января 2007 г. освобождены от уплаты земельного налога.
4. Управляющая организация
Этот способ управления собственники
могут выбрать самостоятельно, выбрав при этом и саму управляющую компанию.
Кроме того, управляющая компания может быть определена путем проведения
открытого конкурса в ситуации, когда сами собственники не смогли выбрать способ
управления или управляющую компанию. Без проведения открытого конкурса выбрать
управляющую организацию можно только тогда, когда такой конкурс признан
несостоявшимся.
Договор управления многоквартирным
домом заключается либо с каждым из собственников помещений и обязательно на
одинаковых условиях, либо с товариществом собственников жилья, либо с ЖСК или
другим специализированным потребительским кооперативом (в лице своих органов
управления), созданным собственниками помещений этого дома.
По договору управления многоквартирным
домом управляющая организация в течение согласованного срока обязуется
оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества,
предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и пользующимся
помещениями в этом доме лицам. Кроме того, управляющая организация вправе
осуществлять и любую иную деятельность, направленную на достижение целей
управления этим домом. Эти услуги управляющая компания оказывает за плату.
Следовательно, при этом способе управления расходы собственников увеличиваются
- к коммунальным платежам и расходам на обслуживание и ремонт общего имущества
добавится фиксируемая раз в год плата за управление.
Собственники помещений в
многоквартирном доме вносят плату за обслуживание и ремонт общего имущества и
коммунальные услуги управляющей организации. Если часть собственников задолжает
за коммунальные услуги, то отключить от этих услуг (электро-, водо-,
газоснабжение) могут весь дом.
Договор управления может быть заключен
на срок не менее 1 года и не более 5 лет, а в случае конкурсного выбора
управляющей организации - на срок не более 3 лет. Если по истечении
установленного срока ни одна из сторон не заявила о прекращении договора, он
считается продленным на тот же срок и на таких же условиях.
Собственники помещений в
многоквартирном доме вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения
договора управления, заключенного по результатам открытого конкурса, по
истечении каждого последующего года со дня заключения этого договора в случае,
если до истечения срока его действия общим собранием собственников помещений
принято решение о выборе или об изменении способа управления этим домом.
Собственники могут отказаться от исполнения договора управления многоквартирным
домом и в случае, если управляющая организация не выполняет условий договора.
Для этого также потребуется решение общего собрания.
Управляющая организация представляет
собственникам помещений многоквартирного дома ежегодный отчет.
5. Коммунальные услуги
К коммунальным услугам относятся
осуществление холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения,
электроснабжения, газоснабжения и отопления в жилых домах.
При предоставлении коммунальных услуг
должна быть обеспечена бесперебойная подача коммунальных ресурсов надлежащего
качества в объемах, необходимых потребителю. Перерывы в предоставлении
коммунальных услуг для проведения ремонтных и профилактических работ, а также
работ по подключению новых потребителей допускаются после предварительного
уведомления (в письменной форме) потребителя. О плановых перерывах
предоставления коммунальных услуг жильцы должны быть проинформированы не
позднее, чем за 10 рабочих дней до начала перерыва. Допускаются также перерывы
в связи со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями.
Состав предоставляемых потребителю
коммунальных услуг определяется степенью благоустройства жилого дома.
Все коммунальные услуги должны
соответствовать установленным санитарным правилам, контроль за соблюдением
которых осуществляют органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Под холодным водоснабжением понимается
круглосуточное бесперебойное обеспечение потребителя холодной питьевой водой
надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в
жилое помещение либо до водоразборной колонки.Горячее водоснабжение должно
круглосуточно обеспечивать потребителя горячей водой надлежащего качества,
подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.
Услуга водоотведения обеспечивает бесперебойный отвод бытовых стоков из жилого
помещения.
Допустимая продолжительность перерыва
подачи холодной или горячей воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа
единовременно, а при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа. 1 раз в год
допускается перерыв в подаче горячей воды после письменного уведомления жильцов
для проведения профилактических работ. Температура горячей воды в точке разбора
должна быть:
- не менее 60 °С и не более 75 °С -
для открытых систем централизованного теплоснабжения;
- не менее 50 °С и не более 75 °С -
для закрытых систем централизованного теплоснабжения.
Давление в системе холодного
водоснабжения должно составлять от 0,03 МПа до 0,6 МПа, а в системе горячего
водоснабжения - от 0,03 МПа до 0,45 МПа.
Допустимая продолжительность перерыва
водоотведения должна быть не более 8 часов суммарно и не более 4 часов
единовременно в продолжение одного месяца.
Электроснабжение жилого помещения
предполагает круглосуточное бесперебойное обеспечение потребителя электрической
энергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по
присоединенной сети в жилое помещение. Напряжение и частота при этом должны
соответствовать действующим федеральным стандартам. Допустимая
продолжительность перерыва электроснабжения:
- 2 часа - при наличии двух
независимых взаимно резервирующих источников питания;
- 24 часа - при наличии одного
источника питания.
Газоснабжением является круглосуточное бесперебойное
обеспечение потребителя газом надлежащего качества, подаваемым в необходимых
объемах по присоединенной сети в жилое помещение, а также продажа бытового газа
в баллонах. Допускается перерыв газоснабжения, но не более 4 часов (суммарно) в
течение месяца. Давление сетевого газа должно быть в пределах от 0,0012 МПа до
0,003 МПа.
Предоставление услуги по отоплению
жилого помещения означает поддержание в жилом помещении, отапливаемом по
присоединенной сети, температуры воздуха не ниже +18°С (в угловых комнатах - +
20 °С), а также продажу твердого топлива при наличии печного отопления. В
районах со среднесуточной температурой - 31 °С и ниже температура воздуха в
жилых помещениях не должна быть ниже + 20 С. Такие требования применяются при
температуре наружного воздуха не ниже расчетной при проектировании системы
отопления и при условии выполнения обязательных мер по утеплению помещений.
Услуга по отоплению предоставляется в
течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха. В
домах, где нет автономной системы отопления, и тепловая энергия подается по
сети централизованного теплоснабжения, отопительный сезон начинается при
среднесуточной температуре наружного воздуха ниже +8 °С, а конец отопительного
периода - при среднесуточной температуре наружного воздуха выше +8 °С в течение
5 суток подряд. Отопительный период должен начинаться или заканчиваться со дня,
следующего за последним днем указанного периода. При наличии в доме автономной
системы отопления собственники жилых помещений сами вправе определить условия
определения даты, а также саму дату начала и окончания отопительного периода по
согласованию с исполнителем услуги по отоплению.
Допустимая продолжительность перерыва
отопления:
- не более 24 часов (суммарно) в
течение одного месяца отопительного периода;
- не более 16 часов единовременно при
температуре воздуха в жилом помещении от 12 °С до нормативной;
- не более 8 часов единовременно при
температуре воздуха в жилом помещении от 10 до 12 °С;
- не более 4 часов единовременно при
температуре воздуха в жилом помещении от 8 до 10 °С.
В ночное время (от 0.00 до 5.00)
допускается снижение нормативной температуры, но не более чем на 3°С.
Допустимое превышение нормативной температуры - не более 4°С.
Исполнителями коммунальных услуг в зависимости от
выбранного способа управления домом могут быть:
- управляющая организация, в
обязанности которой входит предоставление всех коммунальных услуг в зависимости
от имеющейся степени благоустройства многоквартирного дома;
- товарищество собственников жилья
(жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский
кооператив), в обязанности которого входит предоставление всех коммунальных
услуг в зависимости от имеющейся степени благоустройства многоквартирного дома;
- иная организация, производящая или
приобретающая коммунальные ресурсы (в том числе ресурсоснабжающая организация)
- только при непосредственном управлении собственниками помещений в
многоквартирном доме или при предоставлении коммунальных услуг собственникам
жилых домов.
Исполнитель коммунальных услуг обязан
самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые
инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные
услуги, устранять аварии, а также выполнять заявки потребителей в установленные
сроки.
6. Претензии к качеству коммунальных
услуг
При обнаружении неполадок в работе
внутридомовых инженерных систем и (или) инженерных коммуникаций и оборудования,
расположенных вне дома, исполнитель должен проинформировать потребителя в
течение суток (в случае его личного обращения - немедленно), о причинах и
предполагаемой продолжительности приостановки или ограничения предоставления
коммунальных услуг, а также о причинах нарушения качества предоставления
коммунальных услуг.
Куда обратиться?
Если жильцы не довольны качеством
предоставляемых коммунальных услуг, они могут обратиться к исполнителю с
жалобой (заявлением, требованием, претензией) на режим или качество
коммунальных услуг. Как правило, это осуществляется через
аварийно-диспетчерскую службу. Сообщение о неполадках может быть сделано в
письменной форме или устно (в том числе по телефону).
Сотрудник аварийно-диспетчерской
службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем заявку (фамилию,
имя и отчество), регистрационный номер заявки и время ее приема. Если
сотруднику аварийно-диспетчерской службы известны причины неполадок, он обязан
немедленно сообщить об этом потребителю и сделать соответствующую отметку в
журнале регистрации заявок. Эта отметка является основанием для признания
исполнителем факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления
коммунальных услуг ненадлежащего качества.
Если сотруднику аварийно-диспетчерской
службы не известны причины непредоставления коммунальных услуг или
предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан согласовать
с потребителем точное время и дату установления факта непредоставления
коммунальных услуг или проверки качества предоставления коммунальных услуг. По
результатам проверки составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или
предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается
потребителем и исполнителем (или его представителем). Если потребитель и
исполнитель не пришли к единому решению относительно качества предоставления
коммунальных услуг, то ими определяются новое время и дата оценки качества
предоставления коммунальных услуг, на которую приглашается представитель
государственной жилищной инспекции и представитель общественного объединения
потребителей. По результатам повторной оценки качества предоставления
коммунальных услуг составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг
или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который
подписывается потребителем и исполнителем (его представителем). Наряду с этими
лицами акт может быть подписан представителем государственной жилищной
инспекции и представителем общественного объединения потребителей.
В акте о непредоставлении коммунальных
услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества указываются
нарушения параметров качества, время и дата начала непредоставления
коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего
качества.
Датой начала непредоставления
коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества
считается:
- время подачи потребителем в
аварийно-диспетчерскую службу заявки о факте непредоставления коммунальных
услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества - если при
обращении потребителя в аварийно-диспетчерскую службу с жалобой данной службе
уже была известна причина неполадок;
- время, указанное в акте о
непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг
ненадлежащего качества, - в случае выявления при проверке исполнителем факта
предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества;
- время начала предоставления
коммунальных услуг ненадлежащего качества, зафиксированное коллективным
(общедомовым), общим (квартирным) или индивидуальным приборами учета, - в
случае фиксации предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества
приборами учета.
В случае причинения исполнителем или
третьими лицами ущерба жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя или
совместно проживающих с ним лиц, общему имуществу собственников помещений в
многоквартирном доме исполнитель (или его представитель) и потребитель (или его
представитель) составляют и подписывают акт, в котором фиксируется факт
причинения такого ущерба. Такой акт должен быть составлен исполнителем и
подписан его уполномоченным представителем не позднее 12 часов с момента
обращения потребителя в аварийно-диспетчерскую службу. В случае невозможности
подписания акта потребителем (или его представителем) он должен быть подписан
двумя очевидцами.
Акт о непредоставлении коммунальных
услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества или акт о
причинении ущерба жизни, здоровью и имуществу потребителя или совместно
проживающих с ним лиц, общему имуществу собственников помещений в
многоквартирном доме составляется в 2 экземплярах, один из которых передается
потребителю, второй - остается у исполнителя.
Период предоставления коммунальных
услуг ненадлежащего качества считается оконченным:
- со дня подписания потребителем акта
об устранении недостатков предоставления коммунальных услуг;
- с момента возобновления
предоставления коммунальных услуг надлежащего качества, зафиксированного
соответствующим прибором учета.
При непредоставлении коммунальных
услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, оформленных
надлежащим образом, потребители коммунальных услуг вправе требовать
соответствующего перерасчета платы за коммунальные услуги, уплаты исполнителем
неустоек (штрафов, пеней) в порядке и случаях, предусмотренных федеральными
законами и договором. Наряду с этим потребители вправе требовать от исполнителя
возмещения убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу
потребителя (проживающих совместно с ним лиц) вследствие непредоставления или
предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, а также возмещения
морального вреда. Если вред не будет возмещен в добровольном порядке, то спор
может быть разрешен только судом. Потребители вправе обратиться в
территориальные управления Роспотребнадзора с просьбой участвовать в судебной
защите их нарушенных прав. Потребитель вправе потребовать от исполнителя уплаты
неустойки (штрафов, пеней) в соответствии с договором и законодательством о защите
прав потребителей.
Исполнитель освобождается от
ответственности за ухудшение качества коммунальных услуг, если докажет, что оно
произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы. К таким обстоятельствам
не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов
исполнителя или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у
исполнителя необходимых денежных средств.
Исполнитель коммунальных услуг имеет
право требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время в занимаемое
им жилое помещение работников или представителей исполнителя (в том числе
работников аварийных служб) для осмотра технического и санитарного состояния
внутриквартирного оборудования и выполнения необходимых ремонтных работ, а для
ликвидации аварий - в любое время.
Потребителю запрещается:
- использовать бытовые машины
(приборы, оборудование) с паспортной мощностью, превышающей максимально
допустимые нагрузки, определяемые в технических характеристиках внутридомовых
инженерных систем, указанных в техническом паспорте жилого помещения;
- производить слив теплоносителя из
системы отопления без разрешения исполнителя;
- самовольно присоединяться к
внутридомовым инженерным системам или присоединяться к ним в обход коллективных
(общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборов учета, вносить
изменения во внутридомовые инженерные системы без внесения в установленном
порядке изменений в техническую документацию на многоквартирный дом или жилой
дом либо в технический паспорт жилого помещения;
- самовольно увеличивать поверхности
нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров,
указанных в техническом паспорте жилого помещения;
- самовольно нарушать пломбы на
приборах учета, демонтировать приборы учета и осуществлять действия,
направленные на искажение их показаний или повреждение.
7. Коммунальные платежи
Размер платы за коммунальные услуги
рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого
по показаниям приборов учета.
Приборы учета могут быть как для одной
квартиры (индивидуальные), так и для всего дома (коллективные).
При отсутствии в квартире
индивидуального прибора учета и наличии общедомового размер платы за
коммунальные услуги будет исчисляться исходя из показаний общедомового учета
и количества зарегистрированных жильцов в квартире. Таким
образом, две семьи с одинаковым количеством членов в такой ситуации будут
платить равную плату, даже если одна из них пользуется коммунальными услугами
(например холодной и горячей водой) намного больше другой. Показания
общедомовых приборов учета снимает 1 раз в месяц исполнитель коммунальных услуг
(его представители). Показания индивидуальных приборов учета снимают сами
жильцы. При этом не чаще, чем 1 раз в 6 месяцев исполнитель имеет право в заранее
согласованное с жильцами время требовать допуска в квартиру для снятия
показаний индивидуальных приборов учета.
В период осуществления ремонта прибора
учета, не превышающий 30 календарных дней, объемы (количество) потребления
соответствующих коммунальных услуг для расчета размера платы исчисляются как их
среднемесячное значение за последние 6 месяцев.
Если приборы учета не установлены, то размер платы определяется исходя
из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления
(в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом
государственной власти соответствующего субъекта), за исключением нормативов
потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению,
утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ. В отдельных случаях,
если это предусмотрено договором (например поставки газа), абоненты должны
передавать поставщику соответствующих услуг сведения о показаниях приборов
учета. Если это не было сделано в срок, то объем услуг за прошедший расчетный
период определяется также в соответствии с нормативами потребления. В
дальнейшем, если реальный объем оказался меньше норматива, возможен перерасчет.
Плата за коммунальные услуги вносится
ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который
производится оплата. Договором управления многоквартирным домом может быть
установлен иной срок. Плата за коммунальные услуги вносится на основании
платежных документов, представляемых исполнителем услуг не позднее 1-го числа
месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата.
Информация об изменении размера
платы за коммунальные услуги, тарифов или нормативов направляется исполнителем
потребителю (в письменной форме) не позднее, чем за 30 дней до даты выставления
платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за
коммунальные услуги по новым тарифам или нормативам (если иной срок не
установлен договором).
Если иное не установлено договором,
потребители вправе сами решать, каким способом производить оплату:
- оплачивать коммунальные услуги
наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов в
выбранных ими банках или переводом денежных средств без открытия банковского
счета;
- оплачивать коммунальные платежи
почтовыми переводами;
- поручать другим лицам внесение платы
за коммунальные услуги вместо них;
- вносить плату за коммунальные услуги
за прошедший месяц частями, не нарушая установленный срок окончания ее
внесения;
- осуществлять предварительную оплату
коммунальных услуг в счет будущих месяцев.
Жильцы, несвоевременно или не
полностью внесшие плату за коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить
пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей
на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки
начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день
фактической выплаты включительно.
Неиспользование жильцами коммунальных
услуг не является основанием невнесения платы за коммунальные услуги. При временном
отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг,
осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного
отсутствия граждан. Так, при отсутствии жильца в жилом помещении более 5 полных
календарных дней подряд осуществляется перерасчет платы за холодное
водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и
газоснабжение (если в жилом помещении нет соответствующих индивидуальных
приборов учета). Перерасчет осуществляется в течение 5 рабочих дней на
основании письменного заявления потребителя, поданного в течение месяца после
окончания периода временного отсутствия жильца. К заявлению прилагаются
документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия
потребителя и (или) проживающих совместно с ним лиц по месту постоянного
жительства. Документом, подтверждающим временное отсутствие потребителя, могут
являться:
- копия командировочного удостоверения
или справка о командировке, заверенные по месту работы;
- справка о нахождении на лечении в
стационарном лечебном учреждении;
- проездные билеты, оформленные на имя
потребителя (если имя потребителя указывается в таких документах в соответствии
с правилами их оформления), или их копии;
- счета за проживание в гостинице,
общежитии или другом месте временного пребывания или их копии;
- справка органа внутренних дел о
временной регистрации потребителя по месту его временного пребывания;
- справка организации, осуществляющей
охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал;
- иные документы, подтверждающие
временное отсутствие потребителя.
В некоторых регионах возможно
авансовое освобождение от платежей за вышеназванные коммунальные услуги, т.е.
неначисление платы за них. Например, в Москве авансовое освобождение допускается
в случае предоставления гражданами официального документа о призыве в армию,
направлении на работу за пределы города, осуждении и т.п. В этом случае в
документе, подтверждающем срок отсутствия по месту жительства, должны быть
указаны даты убытия и возвращения. Если временно выезжают все проживающие в
квартире граждане, выезжающими должно быть подано заявление о том, что в
освобождающейся квартире никто проживать не будет.
8. Льготы по оплате, субсидии,
компенсации
Если расходы на оплату жилого помещения
и коммунальных услуг превышают величину, соответствующую максимально допустимой
доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в
совокупном доходе семьи, то граждане, осуществляющие эти расходы, имеют право
на предоставление субсидии. При этом учитываются не реальные расходы, а
расходы, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной
площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера
регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг.
Во всех регионах для семей со
среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально
допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным
коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Орган местного самоуправления может установить для расчета субсидий стандарты,
отличные от региональных, если это улучшает положение граждан, получающих такие
субсидии.
Региональные стандарты и максимально
допустимая доля расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных
услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации.
Например, в Москве размер стандарта нормативной площади жилого помещения,
используемой при расчете субсидий, составляет для:
- одиноко проживающего гражданина - 33
кв. м общей площади жилого помещения;
- семьи, состоящей из двух человек, -
42 кв. м общей площади жилого помещения;
- семьи, состоящей из трех и более
человек, - 18 кв. м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
В 2011 г. в Москве действует следующий
стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг, используемый для расчета
субсидий для:
- одиноко проживающего гражданина в
размере 2 136,73 руб. в месяц;
- семьи, состоящей из двух человек, в
размере 1 733,61 руб. в месяц на каждого члена семьи;
- семьи, состоящей из трех и более
человек, в размере 1 637,58 руб. в месяц на каждого члена семьи.
Размер стандарта максимально
допустимой доли расходов москвичей на оплату жилого помещения и
коммунальных услуг в совокупном доходе семьи составляет при:
- среднедушевом доходе семьи или
доходе одиноко проживающего гражданина свыше 800 руб. в месяц, но не более 2
000 руб. в месяц, - 3%;
- среднедушевом доходе семьи или
доходе одиноко проживающего гражданина свыше 2 000 руб. в месяц, но не более 2
500 руб. в месяц, - 6%;
- среднедушевом доходе семьи или
доходе одиноко проживающего гражданина свыше 2 500 руб. в месяц - 10%.
При среднедушевом доходе семьи или
доходе одиноко проживающего гражданина 800 и менее руб. в месяц гражданеосвобождаются от
оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в пределах нормативной площади
жилого помещения.
Право на субсидии имеют:
- пользователи жилых помещений государственного и муниципального
жилищных фондов;
- наниматели по договорам найма жилых
помещений частного жилищного фонда;
- члены жилищных кооперативов;
- собственники жилых помещений.
Примечание. Этот список исчерпывающий.
Например, рентополучатели, проживающие в жилом помещении частного жилищного
фонда на основании договора пожизненного содержания с иждивением, не могут
претендовать на получение субсидии.
Помимо перечисленных требований
гражданин, претендующий на получение субсидии, должен одновременно
соответствовать следующим условиям:
- наличие гражданства Российской
Федерации или распространение на иностранного гражданина соответствующего
международного договора Российской Федерации;
- наличие регистрационного учета
(регистрации) по месту постоянного жительства в жилом помещении, для оплаты
которого гражданин обращается за субсидией;
- отсутствие задолженности по оплате
жилого помещения и коммунальных услуг или заключение и (или) выполнение
гражданами соглашений по ее погашению.
Субсидии предоставляются органом
исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им
учреждением на основании заявлений заинтересованных граждан с учетом всех
постоянно проживающих совместно с ними членов их семей. Если
близкий родственник проживает в квартире не в качестве члена семьи, а по
договору безвозмездного пользования жилым помещением, то он не будет
учитываться при расчете субсидии, в том числе и при совокупном доходе семьи.
Пример
Бабушка прописала у себя внука. Если
регистрация внука осуществлялась как члена семьи, то все стандарты исчисляются
исходя из численности 2 человека. Если доходы внука значительные, то бабушка
субсидию получить не сможет.
К заявлению необходимо приложить
документы, перечень которых установлен Правительством РФ.
Необходимые документы
Для получения субсидии граждане или
лица, уполномоченные ими на основании доверенности, представляют в
уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении
субсидии с приложением следующих документов:
- копии документов, подтверждающих
правовые основания отнесения лиц, проживающих совместно с заявителем по месту
постоянного жительства, к членам его семьи (с предъявлением оригинала, если
копия нотариально не заверена). При наличии разногласий между заявителем и
проживающими совместно с ним по месту постоянного жительства лицами по вопросу
принадлежности к одной семье уполномоченный орган учитывает в качестве членов
семьи заявителя лиц, признанных таковыми в судебном порядке;
- копии документов, подтверждающих
правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в
котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства (с предъявлением
оригинала, если копия нотариально не заверена);
- документы, содержащие сведения о
лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту его постоянного
жительства. Если заявитель указал в заявлении о предоставлении субсидии в
качестве членов своей семьи не всех граждан, зарегистрированных совместно с ним
по месту его постоянного жительства, он обязан представить документы,
подтверждающие правовые основания проживания в этом жилом помещении граждан, не
указанных в заявлении;
- документы, подтверждающие доходы
заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении
субсидии;
- документы, содержащие сведения о
платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний
перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии
(отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Если заявитель указал в заявлении о предоставлении субсидии в качестве членов
своей семьи не всех граждан, зарегистрированных совместно с ним по месту его
постоянного жительства, он обязан представить документы, подтверждающие размер
вносимой ими платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные
услуги;
- копии документов, подтверждающих
право заявителя и (или) членов его семьи на льготы, меры социальной поддержки,
компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (с предъявлением
оригинала, если копия нотариально не заверена);
- копии документов, удостоверяющих
принадлежность заявителя и членов его семьи к гражданству Российской Федерации
и (или) государства, с которым Российской Федерацией заключен международный
договор, в соответствии с которым предусмотрено предоставление субсидий на
оплату жилого помещения и коммунальных услуг (с предъявлением оригинала, если
копия нотариально не заверена).
Субсидия назначается на
определенный срок (как правило, на 6 месяцев). По истечении
этого срока необходимо обновить все необходимые документы.
Субсидия начисляется с момента
обращения гражданина. Это значит, что если право на субсидию возникло раньше,
то выплаты субсидии за прошедшие месяцы осуществляться не будут.
Субсидии перечисляются гражданам на
банковские счета до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные
услуги. Если по состоянию здоровья, в силу возраста, из-за отсутствия
пешеходной или транспортной доступности получатели субсидий не имеют
возможности открывать банковские счета и пользоваться ими, то получить субсидию
можно на дом через организации связи.
При несвоевременном перечислении сумм
субсидий гражданин вправе потребовать их перечисления в судебном порядке и
начисления процентов, предусмотренных гражданским законодательством.
Наряду с субсидиями для отдельных
категорий граждан установлены льготы. Льготы устанавливаются отдельно на
оплату жилья в домах государственного, муниципального и общественного
жилищного фонда и на оплату коммунальных услуг (независимо
от принадлежности жилищного фонда). Льготы на оплату жилья частного жилищного
фонда, в частности в ЖСК, не предусмотрены.
Размер таких льгот устанавливается в
регионах, но часто федеральные власти определяют их минимальный размер.
Например, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка
не ниже 50% оплаты жилья (в домах государственного, муниципального и общественного
жилищного фонда) и коммунальных услуг (в любых домах). С 1 января 2011 г. 50%-ная скидка при оплате коммунальных услуг
представляется также членам семей инвалидов войны, проживающих совместно с ними
(в пределах нормативов).
Если гражданин имеет право на льготы
по двум или более основаниям, то по каждой услуге льготы начисляются по одному
из оснований в соответствии с выбором гражданина или исходя из максимальной
скидки с оплаты услуги. По разным услугам при этом могут применяться разные льготы.
Отдельным категориям граждан в порядке
и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов
Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного
самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату
жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Следует иметь в виду, что такие
компенсации включаются в совокупный доход семьи при расчете субсидий на оплату
жилых помещений и коммунальных услуг.
По материалам правовой
системы Гарант
Теги: Юридические услуги. Юристы. Адвокат. Консультации. Юридическая консультация. Помощь. Защита
в суде
Ипотека. Налоги. Алименты. Семейные
жилищные споры. Юрист. Суд. Ксерокопии.
Реклама: Нотариус.. Экспертиза. Саморегулируемая
организация строителей. СРО. Охрана. ЧОП, Триколор. ТВ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий