28 марта 2011 г.

«Хачу быть праграмистам». 70% компаний не примут на работу за неграмотное резюме.

Думаете, что ваше обаяние покорит любого рекрутера, а профессиональным достижениям просто нет цены? Тогда убедитесь, что сможете написать о своих достоинствах без единой грамматической ошибки

Даже обладая выдающимися личностными качествами и профессиональными достижениями, далеко не каждый соискатель получает шанс продемонстрировать их потенциальному начальству. Для начала надо попасть в те 20-30% кандидатов, которые не «зарезались» на стадии резюме, а это, оказывается, не так-то просто — учитывая особенную придирчивость некоторых кадровиков. Например, почти четверть российских компаний рассматривают наличие грамматических ошибок в резюме как однозначную причину для отказа в работе. Такие результаты показал опрос, проведённый рекрутинговым порталом Superjob.ru.

Как вы яхту назовёте

«Я не приглашаю таких людей на интервью». Так прокомментировал свой ответ один из 23% респондентов, заявивших, что безграмотное резюме — залог провала для любого кандидата. Причём это справедливо всегда, вне зависимости от специальности и должности, на которую претендует «соискатель-двоечник». «Я считаю, что это говорит о низком уровне развития», — констатирует ещё один респондент. «Уровень владения родным языком — показатель общего уровня культуры», — указывает другой.

Кроме того, многие работодатели считают, что отношение к написанию резюме — да и к письменной речи в общем — демонстрирует внимательность соискателя, его способность следить за деталями, привычка проверять себя, умение видеть недочёты и так далее. «Если человек не умеет грамотно выражать свои мысли, то и к своим профессиональным обязанностям он будет относиться соответственно». «Если человек невнимателен к собственному резюме, то каков он будет в работе.

? В таком случае можно ожидать постоянных ошибок, а значит, придётся скоро попрощаться». (см. ниже Дальше - читать статью целиком)

(Далее)

Впрочем, даже самые категоричные рекрутеры, принимавшие участие в опросе, иногда делают скидку на специфику работы. Как признал один из респондентов, неграмотным соискателям отказывают «почти всегда», «но есть исключения, чаще всего это касается людей физического, а не интеллектуального труда, например, грузчики, кладовщики». Зато для тех, кто собирается работать с людьми или с документами, правило действует как раз наоборот. Так, «менеджер по продажам обязан уметь излагать свои мысли грамотно в устной и письменной форме», указал один из участников исследования.

Начальник — тоже человек

Менее строго относятся к грамотности ещё 45% нанимателей. Однако и они признались, что могут «забраковать» неграмотного кандидата — в зависимости от вакансии, на которую он претендует.

Чаще всего в своём штате не хотят видеть неграмотных секретарей, личных помощников, ассистентов и офис-менеджеров. Естественно, исключены ошибки в резюме для претендентов на позицию журналиста, корректора, переводчика, копирайтера и учителя русского языка. Также, желательна грамотность для тех, кто занимается бухгалтерией, финансовым анализом и закупками. Ну и сами кадровые работники должны в этом смысле показывать остальным работникам и соискателям личный пример.

Что интересно, некоторые респонденты считают, что грамотность обязательна для всех менеджеров среднего звена, а также для желающих занимать руководящую должность. Один из участников исследования указал, что «для позиций, подразумевающих активную ежедневную переписку с коллегами и клиентами, подготовку презентаций и т. д.», знание правил русского языка также является обязательным требованием. Ну и в общем, «если работа связана с документами», кандидат не должен иметь проблем с правописанием.

Ошибка ошибке рознь

Нашлись среди российских работодателей и такие, для кого ошибки в резюме отнюдь не являются решающим фактором. Согласно опросу, 25% отечественных компаний готовы принять на работу кандидата, не обладающего отличным знанием родного языка; «главное, чтобы человек хорошо и ответственно работал», — считает один из этих респондентов. Впрочем, некоторые всё же отмечают, что ошибки в резюме могут «насторожить». «Это не является поводом для отказа, но уменьшает шансы кандидата на получение работы». «Это повод более тщательно присмотреться к кандидату». «Особенно для ИТР».

Затруднились дать однозначный ответ 7% участников опроса. Видимо, по их мнению, всё зависит от конкретного кандидата. «Только из-за того, что есть ошибки, не откажу, но буду сравнивать с другими кандидатами. Всё зависит от того, какую роль в работе кандидата играет грамотность». «Здесь важно количество ошибок и то, насколько они грубые. Но, к примеру, для грузчиков это не приоритетно». А один из участников опроса указал, что, «если одна-две ошибки допущены по невнимательности, то это не беда. А вот если ошибка содержится в названии желаемой должности, то такие резюме я даже не читаю».

Глазами рекрутера. Как оценивают кандидата?

Алена Владимирская Профессиональный хантер, создатель агентства по подбору кадров в Рунете «Талантинг»

— Лично я практически не оцениваю человека по резюме. Оценить способности человека можно а) при личной встрече и б) по тестовым заданиям и прошлому опыту работы. Если личная встреча невозможна, собеседование можно провести и в скайпе — там я вижу человека, его реакцию на мои вопросы и т.п. Плюс, я обращаю внимание на его предыдущую работу, смотрю на его сайты, на трафик прошлых проектов, пытаюсь вычленить его роль, обязательно спрашиваю рекомендации. Это вообще сейчас большой тренд — оценивать людей по рекомендациям. У нас, например, есть система платных рекомендаций (когда люди рекомендуют людей и получают за это деньги), и мы считаем ее правильной. Вряд ли вы на вакансию порекомендуете непрофессионального человека, если вы его знаете, а за каждую работу надо платить. Таким образом хантинг и рекрутинг в итоге должен стать «народным» делом.

Кстати, никогда нельзя спрашивать рекомендации с последнего места работы, потому что они чаще всего неправильные. Если о человеке говорят хорошо, есть вероятность, что человека хотят сбыть с этого места; если о человеке говорят плохо — то в реальности возможен личный конфликт или человека не хотят отпускать. Также важно оценить кандидата на публичность: по конференциям, докладам, статьям, которые он пишет и т.п. Но при этом рекрутер должен понимать, что люди, которые активно занимаются собой публично — довольно часто не тот «трудовой костяк». Они просто торгуют собой, а вот имеют ли реальные знания? Это остаётся под вопросом.

Разговор ни о чем

В английском языке есть такое понятие - smalltаlk, то есть короткий разговор двух случайно встретившихся людей. На интервью работодатель и соискатель, конечно, встретились не случайно, а с вполне определенной целью. Но собеседование может пройти в русле обычной дружеской беседы. Как построить этот маленький разговор, чтобы вас взяли на работу, читайте в данной статье.

Умение поддержать разговор, быть активным слушателем и собеседником высоко ценится как в западной культуре, так и у нас в России, отмечают специалисты кадрового агентства TomHunt старший партнер Владимир Якуба и Елена Старостина, пишет JOB.RU.

Прием "маленького разговора" работодатели используют не только для установления с вами эмоционального контакта, но и для получения важной информации. Такой разговор создает довольно полное представление о характере собеседника, принципах, которыми он руководствуется в жизни, о его ценностях. Этот тип интервью располагает вас к беседе, снимает напряжение, убирает "фильтры" и критичность.

О чем говорят "ни о чем"

На собеседовании с вами будут разговаривать на отвлеченные темы. Именно по этому принципу и строится техника интервью "ни о чем". Вас могут спросить о семье, отдыхе, домашних животных и хобби. На основе ваших ответов HR-менеджер сможет предположить, как вы ведете себя с коллегами и подчиненными, выявить основные черты характера и т.д. Итак, темы, на которые ведется интервью "ни о чем":

· Отпуск/отдых;

· Родители и дети;

· Домашние животные;

· Места нашего детства;

· Хобби.

Для того чтобы чувствовать себя уверенно на таком собеседовании и с легкостью поддерживать беседу, подготовьтесь к разговору заранее, дома. Продумайте свой образ, который вы покажете работодателю, подготовьте список тем, на которые вы сможете рассуждать "экспромтом", поищите информацию об истории компании, директоре и т.д.

Важными могут быть любые сведения, даже о секретаре! Представьте такую ситуацию - вы сидите в приемной в ожидании собеседования. О чем поговорить с секретарем? Стоять и молчать? Или познакомиться с ними, начав разговор "из ничего". Если вы подготовились заранее и выяснили его интересы, разговор будет живым и увлекательным, он увидит в вас отличного собеседника и дружелюбного нового сотрудника. Но даже если вы ничего не узнали, начните разговор, похвалив дизайн помещения или аккуратность на его столе. Постепенно, вопрос за вопросом, осторожно переходите к разговору о фирме, сотрудниках и директоре. Секретарь, у которого появилась свободная минутка, как правило, бывает рад отвлечься от рабочего процесса и с удовольствием ответит на ваши осторожные вопросы. Таким образом, вы не только познакомитесь с сотрудниками компании, но и узнаете много полезной информации.

Как говорят "ни о чем"

· Ваша задача сделать так, чтобы рассказ отображал все ваши лучшие качества и карьерные достижения.

· Используйте прием парафразы - тогда работодателю будет интересно с вами разговаривать. Он заключается в том, чтобы время от времени повторять значимые слова, которые произносит собеседник. Такой прием используют все психологи.

· Не давайте односложных ответов, постарайтесь проявить свои коммуникативные навыки в полной мере.

· Выберите ту информацию о себе, которую можно доверить собеседнику.

· Говорите о людях благосклонно, описывайте только позитивные моменты.

· Не стоит использовать на собеседовании пикантные остроты и анекдоты, как бы дружелюбно ни проходила беседа. Они хороши лишь в знакомой компании с предсказуемыми собеседниками, а работодатель может вас неправильно понять, и сальные шуточки окажутся совсем "не в тему".

· Не надо жаловаться на жизнь и "грузить" своими проблемами - это зарекомендует вас не в лучшем свете.

· Покажите именно те качества, которые необходимы для этой должности.

· Поищите "нужные" слова в интернете. Если человеку интересен футбол или живопись, ему будет приятно поговорить с вами на эти темы. В интернете вы найдете множество словарей или глоссариев с терминологией из практически любой области.

· Найдите точки соприкосновения. Например, общие интересы. А может быть, у вас даже есть общие знакомые?

· Слушайте! Умение слушать собеседника в наш суетливый век ценится на вес золота.

Под строгим запретом!

Ни в коем случае на собеседовании не стоит поднимать так называемые "запрещенные темы", в число которых входят:

· Работа (вернее, рассказы о прошлых местах работы в негативном ключе);

· Деньги;

· Имущество;

· Личная жизнь.

Не самым лучшим вариантом выбора темы будет разговор о религии. Не всем интересно выслушивать мнения других людей о сокровенном и достаточно личном. Также не торопитесь с политикой. Реакция собеседника на ваши взгляды может быть непредсказуемой.

Самое главное, что следует из работы с данной техникой: нет ответов правильных или неправильных - есть кандидаты, которые соответствуют или не соответствуют потребностям компании и особенностям ее корпоративной культуры.

Кстати!

Дополнительный плюс вам даст изучение информации о компании, ее корпоративной культуре, истории, сотрудниках. Изучите социальные сети и поисковые системы, зайдите на страничку HR-менеджера, узнайте, чем он увлекается и интересуется. Одним словом, составьте досье на каждого важного для вас сотрудника компании, включая генерального директора и даже секретаря. Ведь, как известно, лучшая импровизация - та, что заранее подготовлена.

Подготовлено по материалам печатных изданий и рассылок в интернете.

Комментариев нет:

Отправить комментарий