Высший арбитражный суд опубликовал на своем сайте проект изменений, вносимых в несколько разделов Гражданского кодекса РФ. Предлагаемые поправки столь многочисленны и существенны, что практически можно говорить о новой редакции Кодекса.
Работа по совершенствованию гражданского законодательства ведется на основании Указа Президента РФ от 18.07.2008 № 1108. Непосредственным инициатором и исполнителем правового реформирования стал Совет при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства. Отметим, что разработчики новелл постарались максимально облегчить их восприятие. Изменения, которые предлагается внести в разделы I, III и VI Гражданского кодекса РФ, в размещенном на сайте тексте показаны путем их наложения на действующий текст Кодекса. Обсудим некоторые из них.
«...но избави нас от лукавого…»
Нашумевшие дела, связанные с обманом вкладчиков и дольщиков, а также другие громкие авантюры, круто замешенные на самом бессовестном обмане, заставили разработчиков обратить внимание на добросовестность как принцип гражданского права. Эта нравственная категория и сейчас мельком упоминается в ГК РФ. Предлагаемая советом новая редакция ст. 1 ГК РФ относит добросовестность к основным началам гражданского законодательства. Согласно новелле при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей следует действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного или недобросовестного поведения. (см. ниже: Дальше - читать полностью)
Кардинально изменена ст. 10 ГК РФ, определяющая пределы осуществления гражданских прав. Сохранив установленную ею презумпцию добросовестности, разработчики сконцентрировали свое внимание на последствиях недобросовестных действий. В частности, новая редакция статьи предусматривает: если злоупотребление правом повлекло нарушение права другого лица, такое лицо вправе требовать возмещения причиненных этим убытков. Если сейчас, выявив в действиях лица злоупотребление правом, суд лишь может отказать такому лицу в защите его права, то новелла превращает право суда в его обязанность. И правильно!
Регистрационной вольнице придет конец
Передавая функции государственной регистрации юрлиц налоговым органам, законодатель стремился максимально сократить процесс создания субъектов предпринимательской и иной деятельности. Из содержания новой редакции ст. 51 ГК РФ следует, что все будет возвращено на круги своя. Регистрацией юридических лиц вновь займутся органы юстиции. Они же будут подвергать учредительные документы скрупулезной экспертизе.
Отмена широко разрекламированного принципа «одного окна», конечно, усложнит процесс создания организаций. Не отрицая этого, разработчики поправок считают введение потенциально непопулярного изменения необходимой мерой. По их мнению, простота процедуры регистрации и недостоверность реестра юрлиц способствуют рейдерским захватам и использованию фирм-однодневок.
С этим можно согласиться, лишь абстрагируясь от российских реалий. Рост коррупционности в нашей стране не только не остановлен, но и продолжает расти, опуская Россию на самое дно в мировых рейтингах по привлекательности инвестиционного климата. А это значит, что ужесточение процедуры регистрации только увеличит черные расходы всякого рода мошенников. Придется раскошеливаться и тем, кто захочет заняться честным бизнесом.
Положительным моментом надо признать оговорку в новой редакции ст. 52 ГК РФ. Она предусматривает использование для государственной регистрации юридических лиц их учредителями типовых уставов, образцы которых утверждаются уполномоченным органом юстиции, осуществляющим регистрацию юрлиц. Можно предположить, что буквальное следование таким образцам позволит избежать затрат на профессионалов, специализирующихся на подготовке соответствующих документов, и придирок чиновников, проводящих экспертизу уставов. Но это не относится к тем, кто захочет отразить в учредительных документах какие-либо особенности.
Новая градация юрлиц
Новая ст. 65.1 ГК РФ разделит юридические лица на корпоративные и унитарные. Юрлица, учредители (участники) которых обладают правом на участие в их деятельности (право членства), признаются корпорациями. Это хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации граждан, ассоциации и союзы.
Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них права членства, считаются унитарными организациями. К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, а также религиозные организации.
Подобное разделение, несомненно, способствует пониманию сути организационно-управленческих и финансовых аспектов деятельности двух больших категорий юридических лиц. А это, по нашему мнению, имеет не только теоретическое, но и практическое значение.
Кроме того, предлагается отойти от понятий «открытое акционерное общество» и «закрытое акционерное общество», полностью изменив содержание ст. 97 ГК РФ, которая определяла данные понятия. Новая редакция данной статьи посвящена так называемому публичному обществу.
В частности, публичным акционерным обществом признается АО, акции и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, которого публично размещаются (путем открытой подписки) и публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах.
Обратим внимание на особенности управления в ПАО. В таком обществе создается наблюдательный совет, число которого не может быть менее пяти, а также совет директоров, не менее одной четверти которого должны составлять независимые директора.
Кроме того, предусмотрено, что в ПАО не могут быть ограничены количество акций, принадлежащих одному акционеру, их суммарная номинальная стоимость, а также максимальное число голосов, предоставляемых одному акционеру. Исходя из содержания приведенного положения публичное акционерное общество может состоять только из одного акционера.
В соответствии с новой редакцией ст. 97 ГК РФ дополнительные требования к созданию и деятельности ПАО, а также условия, при которых такое акционерное общество может утратить этот статус, устанавливаются законом о хозяйственных обществах и законами о ценных бумагах. Закон о хозяйственных обществах упоминается и в иных новеллах. Следовательно, отдельные законы о таких обществах (в том числе действующие законы об АО и ООО) будут заменены на единый закон. Можно предположить, что закон о хозяйственных обществах будет содержать положения, общие для всех видов таких юрлиц, и положения, определяющие особенности видов хозяйственных обществ. По сути, речь идет о кодификации законодательства, которую можно только приветствовать.
Таким образом, на смену ОАО и ЗАО придут публичные акционерные общества и АО, не относящиеся к публичным.
Вынь да положь!
А вот новелла, которую российские бизнесмены наверняка встретят в штыки. Имеется в виду новая ст. 66.2 ГК РФ, в которой содержатся общие положения об уставном капитале хозяйственного общества, к которому относятся, в частности, АО и ООО. Предлагаемое разработчиками поправок увеличение уставных капиталов многим может показаться просто запредельным.
Судите сами. Указанная статья определяет, что размер уставного капитала ООО не может быть менее 500 000 руб., а для АО нижняя планка установлена на отметке 5 млн руб. Но это еще не все. Вернемся к новой редакции ст. 97 ГК РФ. В пункте 5 этой статьи предусмотрено, что размер уставного капитала публичного акционерного общества не может быть менее 100 млн руб.
Из статьи 66.2 ГК РФ также следует, что минимальный уставный капитал хозяйственного общества должен быть оплачен деньгами. Напомним, что действующее законодательство позволяет использовать для этих целей также иное имущество и права.
В данном случае можно констатировать попытку заставить бизнесменов извлечь денежные средства из так называемого теневого сектора экономики и избавиться от фирм, создаваемых лишь для прикрытия различных махинаций. Идея не лишена смысла. Деньги, извлеченные из тени, не только будут легализованы, но и повысят финансовую устойчивость хозяйственных обществ. Иное дело, все ли смогут изыскать требуемые суммы. Несомненно, многие представители среднего и малого бизнеса будут вынуждены «переквалифицироваться» в индивидуальных предпринимателей или вообще уйти из легального бизнеса. Что касается фирм-однодневок, то для серьезных махинаторов, оперирующих миллионами долларов, формирование уставного капитала не составит проблемы.
Хочется надеяться, что законодатель в отличие от разработчиков поправок будет не столь радикален и снизит минимальные размеры уставных капиталов хозяйственных обществ. При этом период перехода на новые условия хозяйствования будет достаточно длительным, что позволит бизнесменам адаптироваться и наскрести необходимые средства.
Из содержания вышеупомянутого Указа Президента РФ следует, что одной из причин проводимой реформы является несоответствие многих норм Гражданского кодекса РФ «новому уровню развития рыночных отношений». Однако многие предлагаемые новеллы и комментарии самих разработчиков ставят под сомнение официально обозначенную причину. Уместнее говорить не о развитии рыночных отношений, а о печальных реалиях российского бизнеса.
По материалам - Еженедельника "Экономика и жизнь
Комментариев нет:
Отправить комментарий