Работа над экранизацией главного русского романа ХХ века была завершена в 1994-м: тогда фильм Юрия Кары не вышел на экраны из-за разногласий режиссера с продюсерами. Сегодня срок давности вышел, причины ссор забыты. Никто не выясняет отношений — есть задача посложнее: выпустить на большие экраны двухчасовую версию картины, а потом пристроить на ТВ и полную, которая длится четыре часа. Что получится, никто не предскажет.
(см.ниже: Дальше – читать полностью)
В начале 1990-х кинопроката в России не было, да и с производством фильмов проблем хватало. Однако на «Мастера и Маргариту» нашлись немаленькие по тем временам деньги, и любой артист считал за честь сыграть там хотя бы крохотную роль. Молодой Кара, автор нашумевших экранизаций прозы Бориса Васильева («Завтра была война») и Фазиля Искандера («Воры в законе»), был на слуху: его фильм, возможно, ругали бы — но уж точно никто бы не пропустил. Сейчас с прокатом уже все в порядке, но и конкуренция нешуточная — новый «Служебный роман» и ворох голливудских ромкомов в придачу. Картине придется соперничать и с сериалом Владимира Бортко, прошедшим несколько лет назад.
Многих из тех, кто делал «Мастера и Маргариту», уже нет в живых: гениального Альфреда Шнитке, написавшего для фильма свой последний саундтрек, оператора Евгения Гребнева («Зеркало для героя»), исполнителей главных ролей Михаила Ульянова (Пилат) и Виктора Павлова (Бегемот), да и характерных второстепенных — Борислава Брондукова (Варенуха) и Спартака Мишулина (Арчибальд Арчибальдович). Однако интересно не перечисление имен артистов, а то, насколько многие из них оказались на своем месте. Разумеется, Александр Филиппенко — прирожденный Коровьев (а не Азазелло, как в сериале), а Валентин Гафт — посредственный гэпэушник, но очень недурной Сатана. У Кары — удивительное чутье в области кастинга: молодой Сергей Гармаш чудо как хорош в роли Ивана Бездомного, Виктор Раков — идеальный Мастер, а Анастасия Вертинская — не только трогательная, но и отважная Маргарита (по количеству откровенных сцен фильм не уступает роману). Отдельная история — Пилат и Иешуа: римская стать Ульянова, переигравшего немало правителей от Цезаря и Антония до Ленина и Сталина, была проверена годами театральной практики. А истовое безумие в глазах Николая Бурляева помогает хотя бы на время забыть о том, как смотрелось на кресте ладное мускулистое тело Сергея Безрукова.
Разумеется, это больше реликт, чем фильм, — причудливое ископаемое из недавней, будто призрачной эпохи, когда любая клубная вечеринка напоминала бал Воланда, а китч был неотделим от искусства. Спецэффекты смехотворны, грим смахивает на театральный, а картинный хохот Гафта-Воланда вызывает чувство неловкости, а не трепета. Впрочем, всем известно, что экранизировать роман Булгакова невозможно — и если был в истории отечественной культуры краткий период, когда это правило стоило ненадолго отменить, то он пришелся как раз на беззаботные и беззаконные 1990-е. Поэтому у Кары и получилась столь яркая иллюстрация — иногда даже адекватная книге, временами смешная, местами пронзительно-нежная, часто безвкусная. Точный портрет десятилетия.
Сегодня это, увы, сомнительный комплимент — так что сенсационного успеха в прокате у фильма, вероятно, не будет. Утешение одно: провал всегда можно списать на проклятие, якобы сопровождающее любого, кто возьмется за «Мастера и Маргариту».
Читать другие новости на http://www.facebook.com/notes.php?id=100002201389049
Комментариев нет:
Отправить комментарий