3 апреля 2011 г.

Вечная карта.

Если у вас закончился срок действия платежной карты, рано думать, что тем самым ваши отношения с банком завершены. Вам могут перевыпустить ее, списать за это комиссию и даже не поставить вас в известность.

При перевыпуске банковских карт многие граждане сталкиваются с проблемами — например, банки долго их изготавливают или могут вообще забыть это сделать. Другие держатели сетуют на то, что банк «втихую» перевыпустил карту, не сообщил об этом, но зато списал со счета стоимость годового обслуживания. Клиентка Альфа-Банка, которой несколько раз перевыпускали карту без ее согласия, спрашивает, имеет ли право кредитная организация так поступать. В самом банке утверждают, что ничего не нарушали: «Карта, выпущенная 13 августа 2006 года, по окончании срока действия была автоматически перевыпущена и доставлена в ДО «Кузьминки» 15 августа 2008 года». По истечении двух лет банк снова перевыпустил клиентке карту и доставил ее в то же отделение. В «Альфе» отмечают, что вправе выпустить карту на новый срок без дополнительного уведомления клиента, а также безакцептно списать с картсчета комиссию за годовое обслуживание. Если клиент откажется от получения выпущенной или перевыпущенной карты, то уплаченные банку комиссии не возвращаются.

По словам главы российского представительства MasterCard Ильи Рябого, платежная система не ограничивает срок действия карт и не предъявляет никаких требований к банкам в связи с их перевыпуском. Это инструменты банковской работы с рынком.

(см.ниже: Дальше – читать полностью)

(Далее)

Автоматически перевыпускают карты без уведомления клиента большинство банков, что отражено в соответствующих документах кредитных организаций. «В правилах предоставления и обслуживания международных банковских карт Промсвязьбанка для физических лиц прямо указано, что перевыпуск карты по истечении срока ее действия осуществляется автоматически до 20 числа месяца окончания этого срока (за исключением карт категорий Maestro Prepaid, Visa Electron Instant Issue и Visa Classic Instant Issue)», — отмечает начальник управления платежных карт банка Елена Биндусова.

«В Райффайзенбанке предусмотрен автоматический перевыпуск всех кредитных карт со льготным периодом кредитования, дебетовых карт со сроком действия два года и всех чиповых банковских карт», — рассказывает руководитель дирекции обслуживания физических лиц, член правления Райффайзенбанка Андрей Степаненко. Также автоматически перевыпустят карты в ЮниКредит Банке, «Петрокоммерце», Юниаструм Банке, «Авангарде» и многих других.

«Автоматически перевыпускаются все карты, по которым нет текущей просроченной задолженности и за последний год была совершена хотя бы одна операция», — говорит начальник управления платежных карт «Авангарда» Екатерина Володина.

«Некоторые категории карт, перевыпуск которых востребован клиентами (это, например, карты в рамках зарплатных проектов и большинство розничных карт), мы перевыпускаем автоматически, что определено нашими правилами обслуживания и использования банковских карт», — указывает начальник управления пластиковых карт ВТБ 24 Александр Бородкин. В колл-центре «Русского Стандарта» сообщили, что «если банк принимает решение перевыпустить карту, то она посылается по почте по адресу фактического проживания клиента».

Впрочем, автоматически выпустить пользователю новую дебетовую карту в некоторых банках обещают лишь при наличии на счете средств, достаточных для оплаты годового обслуживания. Такого правила по дебетовым картам придерживаются в ЮниКредит Банке, Юниаструм Банке, Промсвязьбанке, Райффайзенбанке. Что касается овердрафтных карт, они могут быть перевыпущены, даже если недостаточно собственных средств на счете. Для Альфа-Банка, ВТБ 24 и «Авангарда» это не служит причиной отказа от эмиссии карты. «Перевыпуск осуществляется без проверки наличия средств на счете. Списание очередной комиссии происходит при очередном внесении клиентом средств на счет», — уточняет Володина.

Очень часто клиенты жалуются, что банк, не предупреждая их, списывает со счета стоимость выпуска и обслуживания карты. Больше всего возмущаются те граждане, которые не то что ни разу не воспользовались этой перевыпущенной картой, но даже не забрали ее из отделения. Банкиры в ответ ссылаются на свои документы. «Условиями выпуска и использования карт предусмотрено, что клиент дает свое согласие на безакцептное списание со счета платы «за годовое обслуживание банковской карты за второй и последующий годы» в соответствии с тарифами», — поясняет директор департамента розничного бизнеса банка «Петрокоммерц» Владимир Вешняков.

В Альфа-Банке списание средств за годовое обслуживание по кредитным картам происходит после активации, по дебетовым — после выпуска (в обоих случаях — кроме карт с бесплатным первым годом обслуживания).

«В рамках договорных отношений банк оказывает клиенту определенные услуги, — объясняет Бородкин. — Основные услуги — это обслуживание карты и клиентских счетов. Так что комиссия может взиматься не только при наличии карты, но и при наличии незакрытого договора с клиентом. У ряда банков (в том числе и ВТБ 24) комиссия привязана к выпуску и обслуживанию карты, хотя, по сути, годовая плата компенсирует все обслуживание клиента в рамках договора (обслуживание как счета, так и карты). Банк несет расходы вне зависимости от того, выпущена карта или нет. То, что он заранее выпускает ее клиенту, это, по существу, добрая воля банка. Комиссии зачастую взимаются вне зависимости от того, пользуется клиент картой или нет. Если договор не закрыт, банк несет все операционные расходы по ведению этого договора».

Сообщать держателю о перевыпуске карты кредитные организации не должны, закон не обязывает их это делать, сами они такого требования к себе в своих документах также не прописывают. Озаботиться получением нужной информации должен сам клиент, позвонив в колл-центр. Там сообщают, когда карта будет перевыпущена и в какое отделение доставлена. В большинстве банков срок перевыпуска составляет пять дней. Если карты в обещанный срок не оказалось в отделении, следует позвонить в службу клиентской поддержки и выяснить, в чем дело.

Иногда клиенты жалуются на то, что не могут получить перевыпущенную карту, так как сменили место жительства. Банкиры, впрочем, в этом проблемы не видят. Главное — поставить банк в известность о своих перемещениях. Как правило, он отправляет карту в то отделение, которое клиент указал в договоре. «Если вы не уведомили банк о переезде, то перевыпущенная карта направляется в офис, в котором вы ранее получали карту. В этом случае пересылать карту в другой город никто не будет, — рассказывает Володина. — Когда клиент сообщает о переезде, он должен указать, в какой из банковских офисов направлять карту. В случае если он переехал в город, где нет присутствия нашего банка, вопрос перевыпуска карты рассматривается в индивидуальном порядке».

«Если у клиента меняется значимое условие договора (к примеру, адрес проживания) или он просто хочет обслуживаться в ином отделении ВТБ 24, необходимо сообщить об этом банку, — говорит Бородкин. — Если все же карта доставлена в отделение по вашему прежнему адресу, а вы находитесь в ином регионе, то по вашему заявлению банк готов обеспечить вам получение карты в новом месте».

Отказаться от автоматического перевыпуска карты, внеся соответствующий пункт в договор, невозможно, утверждают банкиры. Вместо этого во многих банках нужно как минимум за месяц до истечения срока действия карты написать заявление в отделение с отказом от нового выпуска. В банках рекомендуют сразу при подаче заявления получить его копию с отметкой о принятии документа в отделении. Но это все в теории, на практике же, оказывается, не так просто отказаться от пластика.

Клиенту Райффайзенбанка под ником ticketing пришлось не по душе обслуживание в этой кредитной организации, и он решил отказаться от перевыпуска своей кредитки. В банк он направился в декабре, срок действия карточки заканчивался в феврале. «В банке мне предложили два варианта действий: заблокировать карту немедленно или прийти в банк с аналогичным заявлением в феврале, — пишет ticketing в «Народном рейтинге» на портале Банки.ру. — Блокировать карту в мои планы не входило, т. к. терять 2,5 месяца уже оплаченного мною в начале года периода действия карты — как-то неправильно. Повторный визит — уж тем более. Со всех точек зрения выглядит совершенно бессмысленно повторно ходить в банк и тратить опять время только для того, чтобы уведомить банк опять о том же! Еще два часа драгоценного времени долой? Нет уж! Написал претензию в банке — взял копию с отметкой банка». По словам клиента, он обратился в январе в колл-центр Райффайзенбанка, где его заверили, что раз он оставил заявление в отделении, то карту не перевыпустят, комиссию не спишут. «Потому и не пошел я повторно в банк. Времени очень жалко, да и нервы тоже», — объясняет ticketing. В марте выяснилось, что годовую комиссию за использование карты банк списал. Как оказалось, отдавать заявление с отказом нужно было в строго отведенный для этого период времени — «до 20 числа месяца списания годовой комиссии за обслуживание кредитной карты».

«Отказаться от дальнейшего использования карты можно в любом отделении банка, написав заявление на ее закрытие. В этом случае карта действительно будет сразу же заблокирована. Это условие связано с техническими особенностями процесса перевыпуска именно кредитных карт, — отмечают в банке. — Вы захотели оставить карту, поэтому сотрудник предупредил вас, что поданное вами заявление об отказе от перевыпуска не будет обработано и для закрытия карты нужно будет обратиться не позднее 20 числа последнего месяца срока действия карты. Так как второй раз вы пришли уже после этой даты, карта была автоматически перевыпущена с одновременным списанием комиссии».

Как показывает практика, мало просто написать заявление, чтобы быть уверенным в прекращении автоматического перевыпуска. Нужно еще проследить судьбу этого заявления и удостовериться в том, что банк действительно не выпустил вам карту. Для этого необходимо проверить информацию с помощью интернет-банка, колл-центра или посетив отделение. Касается это не только карт, выпуск которых инициировал сам клиент, но и зарплатных продуктов. Ведь иногда работодатели забывают сообщить в банк, что некоторые сотрудники уже трудятся в других местах.

По материалам Banki.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий