Автор не претендует на бесспорность своих суждений. В рамках микропроекта Мобилизация членов инвалидного сообщества для отстаивания прав людей с ментальной инвалидностью«, проводимого СГООИ «Вольница» в г. Ставрополе, Ставропольском крае, проведены опросы людей, инвалидов имеющих психические заболевания с целью оценить у людей, имеющих психические заболевания, наличие проблемных социальных ситуаций, для решения которых необходимо привлечение правозащитных организаций.
В исследовании приняли участие респонденты, имеющие психические заболевания, проживающие в домашних условиях, а также находящиеся на лечении в медицинском стационаре.
Выборка респондентов, проживающих в стационаре (60 человек), была целевой, квотной по возрастному и половому составу. Среди них преобладали лица, проходившие лечение многократно (81,7 %). Поступивших на лечение первый раз было только 1,7 % (1 человек). Основная масса респондентов находится в стационаре меньше месяца (53 %) или в пределах 6 месяцев (31,7%).
Полученные результаты были проанализированы в соответствии с поставленными в исследовании целями.
(см.ниже: Дальше – читать полностью)
Все респонденты имеют инвалидность, т.е. проходили процедуру освидетельствования в МСЭ. 11,1 % респондентов, проживающих в домашних условиях, подтвердили, что у них были сложности с получением инвалидности. Из них 5,6 % указали, что их не хотели направлять на экспертизу. Примечательно, что в ответах на прямой вопрос о сложностях 25,9 % респондентов затруднились с ответами, а еще 14,8 % сделали пометку в варианте ответа «Другое». 5,6 % респондентов отметили, что их претензии вызваны тем, что их не устраивает группа инвалидности, 7,4 % — затруднились с ответом.
Это показывает, что проблемы при прохождении МСЭ затрагивали большую долю респондентов, чем отмечено в ответах. Такой вывод подтверждается тем, что 31,5 % респондентов не знакомы с процедурой обжалования решений МСЭ, что не дает им возможности предпринимать какие-либо шаги к обжалованию. Попытки обжалования делали только 3 человека, из них один — в суде.
Таким образом, можно считать, что прохождение МСЭ является ситуацией, в которой граждане с психическими заболеваниями нуждаются в поддержке правозащитников.
Из респондентов, находящихся на лечении в стационаре, только один заявил о том, что его госпитализировали без его согласия. Это означает, что лечение они проходят добровольно. Небольшая часть респондентов не знакома с тем, в чем состоит их заболевание и как их будут лечить, но это, возможно, обусловлено спецификой их заболеваний. Большинство респондентов ознакомлены с правилами нахождения в стационаре. В этом можно не сомневаться, так как респонденты находятся в этом стационаре не первый раз и имели возможность изучить эти правила.
Для граждан, живущих в домашних условиях, наиболее существенное значение в защите прав на получение медицинской помощи имеет обеспечение возможности выбирать учреждение и/или лечащего врача. В ответах на такой вопрос 70,4 % респондентов дали положительные ответы. Однако в этой весьма высокой цифре есть доля сомнения, т.к. сама система психиатрической помощи в г. Ставрополе не ориентирована на свободный выбор лечебного учреждения и лечащего врача, поэтому можно предположить, что здесь присутствует некоторая доля ошибочного представления респондентов о свободе выбора.
Удовлетворенность психиатрической амбулаторной помощью высказал 79,6 % респондентов. В качестве основных причин недовольства обозначены постоянные очереди в лечебном учреждении и частое отсутствие льготных медицинских препаратов. Нужно указать, что имеется некоторое расхождение между числом респондентов, которые озвучили свое недовольство психиатрической помощью, и числом респондентов, которые назвали причины недовольства (практически всегда в анкетах один респондент указывал одну причину). Такие ситуации нередки при проведении опроса среди не очень квалифицированных категорий граждан.
Для граждан с психическими заболеваниями могут возникать ситуации, когда в медучреждениях общего профиля им отказывают в лечении, перенаправляя в специализированные учреждения. В нашем исследовании 3 респондента указали такие факты. Нам представляется, что это, несмотря на небольшое количественное проявление в ответах респондентов, также должно стать предметом внимания правозащитников.
Обеспечение бытовых условий проживания часто является причинами нарушений прав граждан, особенно если они находятся в учреждении. Респонденты, проживающие в стационаре, знакомы с его уставом, и практически все удовлетворены условиями проживания.
На этом фоне ответы на вопрос о санкциях за нарушение правил проживания вызывает некоторую настороженность, потому что согласно этим ответам более 30-ти процентов респондентов так или иначе обозначили, что наказания существуют. Конечно, здесь не рассматриваются причины, вызвавшие наказания, наказания могут быть и справедливыми. Но необходимо внимательно относится к такой проблеме.
Кроме того, 15 % респондентов утверждают, что им разрешают носить только одежду и обувь, которую выдали в стационаре, что может быть связано со скрытым (неявным) давлением со стороны персонала.
Конечно, можно утешаться тем, что из респондентов не нашлось никого, кто бы обращался с жалобами к руководству стационара. Хотя это тоже вызывает сомнение, потому что в любом, даже самом благополучном сообществе, всегда есть повод и желания высказать свои претензии. Возможно, респонденты считали устные обращения с претензиями к персоналу незначительными и недостойными упоминания, а возможно, что респонденты не верят в эффективность жалоб и обращений, либо боятся это делать. В любом случае эту ситуацию необходимо рассмотреть более подробно и внимательно.
Среди респондентов, проживающих в домашних условиях, нормальное обеспечение жизни связано с теми людьми, которые их окружают. Материалы опроса показывают, что большинство респондентов не могут создать семьи (или потеряли семью — данный вариант не рассматривался). 7,5 % респондентов уточнили, что не имеют семью по причине инвалидности, причем один из них отметил вину в этом работников ЗАГСа.
Большинство респондентов проживают в семьях, лишь 14,8 % указали другие семейные статусы, в том числе одинокое проживание. 37 % респондентов показали, что по их собственной оценке, могут жить самостоятельно, остальным нужна внешняя помощь. 42,6 % хотели бы получать помощь от социальных работников. Не отказались бы от помощи общественной организации 63 % респондентов. Однако социальную помощь получают только 2 человека (3,7 %).
Из полученных результатов видно, что в общественной жизни и социальных контактах респонденты как проживающие в домашних условиях, так и находящиеся в стационаре, серьезных неудобств не испытывают. Не ограничены они и в избирательных правах.
Конечно, необходимо обратить внимание на то, что 8,3 % респондентов указали, что у них нет источников доходов. 10 % — показали, что их никогда не посещали родственники, 10 % респондентов не имеют друзей вне стационара, 50 % респондентов не нужен мобильный телефон (и это в ситуации, когда единственным и доминирующим средством коммуникации является мобильный телефон! Значит, не с кем разговаривать). Приведенные цифры показывают, что десятая часть пациентов нуждаются в помощи по установлению социальных контактов.
Проживающие на дому респонденты тоже не выделяют сложности в социальных контактах. В проведении досуга респонденты также не высказали тревожных тенденций. Проживающие дома респонденты могут выбирать свободно свои действия по отдыху. Они не дали никаких комментариев к ответам, что показывает низкую проблематику этой стороны жизни респондентов.
Проживающие в стационаре в определенной мере ограничены в выборе своего досуга, потому что не могут свободно покидать стационар. В этом нет нарушения, т.к. такой режим предусмотрен уставом учреждения. Они имеют возможность читать газеты, смотреть телевизор. Ответы показывают также, что пациенты могут заниматься творчеством, однако такое желание имеют только 41, 7 %.
Можно считать также, что проживающие в стационаре не испытывают больших проблем с юридической помощью. Только один указал, что к нему не допускают юриста. Наверное, это тоже не должно проходить мимо внимания правозащитников, но это не должно вызывать тревоги.
Более тревожна ситуация в среде респондентов, проживающих дома. Хотели бы получать помощь юриста 59,3%, при этом знают содержание основного закона, регулирующего социальную защиту граждан с психическими заболеваниями лишь 22,2 %. Конечно, надо иметь в виду, что интерес к юридической помощи вызван не только отношениями в сфере психиатрии.
В вопросах трудоустройства обращает на себя внимание то, что в стационарах, где трудовую занятость обеспечивают путем привлечения пациентов к работе в лечебно-трудовых мастерских, 16,7 % респондентов указали, что для них нет рабочих мест. Исходя из примечаний, которые были даны в анкете, такое положение сложилось у пациентов, проходящих лечение на территории филиала, где нет ЛТМ.
Интересно, что 26,7 % респондентов заявили о своем желании учиться, находясь в стационаре. Естественно, что лечебное учреждение со строгим режимом не может обеспечить процесс обучения, однако этот вопрос необходимо изучить дополнительно.
Значительно проблематичнее трудоустройство граждан с психическими заболеваниями, проживающими дома. Неработающие респонденты составили 66,7 %.
При этом 37,0 % указали, что их не принимают на работу по причине инвалидности, 1,9 % — по причине отсутствия работы рядом, у 3,7 % нет профессии.
Примечательно также, что только один указал, что у него противопоказания на трудовую деятельность (профессиональное обучение), двоих отчислили по причине заболеваемости. Т.е. большинство респондентов обладают способностью к трудовой деятельности.
В оценках контактов с администрацией у граждан с психическими заболеваниями нет большого опыта общения. Обращались в городскую администрацию только 18,5 % респондентов. При этом негативный опыт отметили только 12 респондентов (22,3%).
Живущие в стационаре граждане не демонстрируют большого желания покинуть учреждение, так как вполне осознают необходимость пребывания в нем.
В итоге можно отметить, что проведенный опрос показал, что граждане с психическими заболеваниями в г. Ставрополе серьезных проблем не обозначают (не озвучивают). Наиболее значимыми проблемами выступают проблемы с трудоустройством, с прохождением МСЭ, с получением социальной помощи на дому.
Однако некоторые ответы респондентов настораживают и дают основания для более внимательного отслеживания таких сторон жизнедеятельности как свобода выбора места лечения для людей, живущих в домашних условиях, укрепление контактов с внешней социальной средой для людей, проходящих лечение в стационарах.
У нас Вы можете получить юридические услуги, помощь и защиту в суде>>>>,
Ø Оказываем помощь строительным и проектным организациям для вступления в СРО
Ø Оказываем услуги: Экспертиза отчетов по оценке (Центр судебных и негосударственных экспертиз)
Ø Услуги Арбитражного Управляющего при проведении процедур банкротства.
Комментариев нет:
Отправить комментарий