1. Утверждены новые формы
персонифицированной отчетности
Постановление
Правления ПФР от 24.03.2011 N 59п "О внесении изменений в Постановление
Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31 июля 2006 г. N
192п"
Постановлением
Правления ПФР от 24.03.2011 N 59п (далее - Постановление) отчетность персонифицированного
учета дополнена новыми формами: СЗВ-6-3 и АДВ-6-4.
Форма
СЗВ-6-3 называется "Сведения о сумме выплат и иных вознаграждений,
начисляемых плательщиками страховых взносов - страхователями в пользу
физического лица". Ее необходимо будет представлять ежегодно на каждого
работника (за 2011 г. - не позднее 15 февраля 2012 г.). Такие правила
содержатся в новом п. 73 Инструкции по заполнению форм документов
индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного
пенсионного страхования, утвержденной Постановлением Правления ПФР от
31.07.2006 N 192п (далее - Инструкция).
В
данной форме указывается следующая информация (новый п. 74 Инструкции):
-
сведения о работодателе (регистрационный номер в ПФР, ИНН, КПП, краткое
наименование организации);
-
отчетный период (календарный год, сведения за который содержатся в форме);
-
тип сведений (исходные, корректирующие, отменяющие). Значение
"исходная" в форме отмечается, если сведения о работнике за отчетный
период представляются в первый раз. Значение "корректирующая" - если
необходимо изменить ранее поданные сведения за отчетный период,
"отменяющая" - для полной отмены ранее поданных сведений;
-
сведения о работнике (фамилия, имя, отчество, страховой номер его
индивидуального лицевого счета, код категории работника).
Напомним,
что код категории работника заполняется в соответствии с Классификатором
(Приложение 1 к Инструкции). Данный Классификатор также дополнен: в
соответствии с рассматриваемым Постановлением в него внесены новые коды
категорий работников тех плательщиков взносов, которые применяют пониженные
тарифы (ст. ст. 58, 58.1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Например,
работники IT-компаний обозначаются кодом ОДИТ, работники организаций и
предпринимателей, применяющих УСН, - ПНЭД, работники участников проекта
"Сколково" - ИЦС;
-
тип договора, заключенного с работником (трудовой или гражданско-правовой).
Следует отметить, что выбирается только один из указанных типов;
-
сведения о сумме выплат и иных вознаграждений. В форме отдельно указываются
суммы выплат, начисленных в пользу работника, и выплат, на которые начислены
страховые взносы. Данные значения указываются в рублях и копейках с помесячной
разбивкой. Обязательно вносится итоговый показатель.
Форма
СЗВ-6-3 сопровождается формой АДВ-6-4 (новый п. 73 Инструкции). Она называется
"Опись документов сведений о сумме выплат и иных вознаграждений,
начисляемых плательщиками страховых взносов - страхователями в пользу
физического лица". В ней указываются такие же сведения, что и в форме
СЗВ-6-3 (новый п. 77 Инструкции).
Следует
также отметить, что теперь реестр сведений о начисленных и уплаченных страховых
взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованных
лиц (СЗВ-6-2) можно будет формировать не более чем на 200 работников (ранее 32
000). Соответствующие изменения внесены в п. 72 Инструкции.
Постановление
Правления ПФР от 24.03.2011 N 59п вступает в силу 7 июня 2011 г. (опубликовано
в "Российской газете" 27.05.2011).
2.
Организация, применяющая УСН и выплачивающая дивиденды российским компаниям,
должна представлять декларацию по налогу на прибыль
Письмо
ФНС России от 17.05.2011 N АС-4-3/7853@ "О порядке исполнения
налогоплательщиком-организацией, применяющим УСН, обязанности налогового
агента"
Организации,
применяющие УСН, не уплачивают налог на прибыль (абз. 1 п. 2 ст. 346.11 НК РФ).
Однако из этого правила есть исключение - налог на прибыль следует перечислить
с доходов в виде дивидендов и процентов по ценным бумагам, указанным в п. 4 ст.
284 НК РФ.
Кроме
того, такие организации не освобождены от исполнения обязанностей налоговых
агентов, предусмотренных Налоговым кодексом РФ (п. 5 ст. 346.11 НК РФ).
В
частности, налоговыми агентами по налогу на прибыль признаются российские
организации, которые выплачивают дивиденды российским компаниям (п.п. 2, 3 ст.
275 НК РФ). Соответственно, если организации, применяющие УСН, выплачивают
дивиденды, они должны рассчитать и перечислить в бюджет налог на прибыль.
Кроме
того, в данном случае компания, применяющая УСН, обязана подавать в инспекцию
по месту своего учета декларацию по налогу на прибыль. Это необходимо делать по
истечении каждого отчетного (налогового) периода, в котором выплачивались
дивиденды российским организациям - плательщикам налога на прибыль (п. 1 ст.
289 НК РФ).
ФНС
России разъяснила порядок заполнения декларации по налогу на прибыль
плательщиками УСН в рассматриваемой ситуации (форма декларации утверждена
Приказом ФНС России от 15.12.2010 N ММВ-7-3-730@). В инспекцию надо представить
расчет, который состоит из:
-
титульного листа (лист 01);
-
подраздела 1.3 (для организаций, уплачивающих налог на прибыль организаций с
доходов в виде процентов, а также дивидендов) раздела 1 "Сумма налога,
подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика";
- листа
03 "Расчет налога на прибыль организаций, удерживаемого налоговым агентом
(источником выплаты доходов)".
3.
Разъяснен порядок применения с 1 июля 2011 г. ЕНВД в отношении деятельности по
реализации товаров через торговые автоматы
С
III квартала 2011 г. плательщики ЕНВД, реализующие товары через торговые
автоматы, при расчете единого налога должны применять физический показатель
"торговый автомат". Базовая доходность по данному виду деятельности
установлена в сумме 4500 руб. в месяц. Такие правила введены в п. 3 ст. 346.29
НК РФ Федеральным законом от 07.03.2011 N 25-ФЗ.
Минфин
России по этому вопросу разъяснил следующее. Для применения новых правил
представительным органам муниципальных образований не потребуется принимать
дополнительных решений о переводе на уплату ЕНВД деятельности по реализации
товаров через торговые автоматы. Это касается муниципальных образований, в
которых розничная торговля через стационарную торговую сеть, не имеющую
торговых залов, и нестационарную торговую сеть переведена на ЕНВД.
Кроме
того, финансовое ведомство разъяснило также порядок применения корректирующего
коэффициента К2 в отношении деятельности по реализации товаров через торговые
автоматы. Напомним, что значение К2 определяется не менее чем на календарный
год и может быть установлено в пределах от 0,005 до 1 включительно (п. 7 ст.
346.29 НК РФ). Если на 2011 г. значение коэффициента К2 для стационарной
торговой сети, не имеющей торговых залов, или для нестационарной торговой сети
уполномоченные органы утвердили, то в зависимости от того, к какому из
указанных видов розничной торговли относится торговый автомат, базовая
доходность (4500 руб. в месяц) корректируется на соответствующее значение К2.
4.
Предприниматели, приостановившие свою деятельность в связи с отпуском по уходу
за ребенком, не обязаны перечислять взносы в ПФР
Предприниматели
уплачивают за себя страховые взносы в ПФР и ФОМС (ч. 1 ст. 14 Федерального
закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, далее - Закон N 212-ФЗ). Размер платежа
определяется исходя из стоимости страхового года. При этом они не освобождаются
от данной обязанности, даже если по каким-то причинам временно не ведут
предпринимательскую деятельность.
Минздравсоцразвития
России считает, что предприниматели, приостановившие свою деятельность в связи
с отпуском по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, не обязаны
перечислять взносы в ПФР как до 1 января 2010 г., так и после этой даты.
Дело
в том, что до 2010 г. предприниматели перечисляли пенсионные взносы в виде
фиксированного платежа в соответствии с п. п. 1 - 3 ст. 28 Федерального закона
от 15.12.2001 N 167-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2010 г., далее -
Закон N 167-ФЗ). Конституционный Суд РФ в Определении от 12.05.2005 N 182-О
разъяснил: данные нормы не предполагают, что предприниматели должны уплачивать
взносы за период, когда они не осуществляли деятельность по причине отпуска по
уходу за ребенком до полутора лет. Этот период засчитывается в страховой стаж,
который дает право на пенсию (подп. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона от
17.12.2001 N 173-ФЗ, далее - Закон N 173-ФЗ). При этом в связи с зачетом такого
периода ПФР получает средства из федерального бюджета на возмещение расходов по
выплате трудовых пенсий (ст. 17 Закона N 167-ФЗ).
Положения
ст. 11 Закона N 173-ФЗ и ст. 17 Закона N 167-ФЗ не изменились. В связи с этим
Минздравсоцразвития России считает, что такое освобождение необходимо закрепить
в Законе N 212-ФЗ.
Отметим, что разъяснения
Минздравсоцразвития России касаются только пенсионных взносов. Медицинские
взносы в рассматриваемой ситуации уплачиваются по-прежнему.
Комментарии
1.
Признается ли после окончания договора аренды стоимость полученных неотделимых
улучшений, произведенных без согласия арендодателя, его доходом?
Арендодатель
не возмещает стоимость неотделимых улучшений арендованного имущества, если
арендатор произвел их без согласования с арендодателем (п. 3 ст. 623 ГК РФ).
После окончания срока аренды неотделимые улучшения передаются арендодателю
вместе с объектом. Возникает вопрос: как их учитывать для целей налога на
прибыль?
Минфин
России разъяснил, что арендодатель может амортизировать неотделимые улучшения
арендованного имущества, только если давал согласие на их осуществление и после
прекращения договора аренды компенсировал арендатору их стоимость (п. 2 ст. 623
ГК РФ, п. 1 ст. 256 и п. 1 ст. 258НК РФ). Соответственно, если эти условия не
соблюдены, то неотделимые улучшения, полученные безвозмездно от арендатора,
амортизируемым имуществом признаваться не будут.
Неотделимые
улучшения, которые произведены без согласия арендодателя, как считает
финансовое ведомство, включаются арендодателем во внереализационные доходы.
Специальных положений по учету неотделимых улучшений, произведенных без
согласия арендодателя, Налоговый кодекс РФ не содержит. Поэтому Минфин России
применил к рассматриваемой ситуации общее правило, установленное п. 8 ст. 250
НК РФ. Согласно этой норме внереализационным доходом признается безвозмездно
полученное имущество (работы, услуги, имущественные права). Поэтому
арендодатель по окончании срока аренды должен включить неотделимые улучшения в
доходы в виде безвозмездно полученных работ.
При
этом доходами признаются неотделимые улучшения исключительно капитального
характера, то есть связанные с реконструкцией, модернизацией и техническим
перевооружением. Затраты же арендатора на ремонт не увеличивают налоговую базу
арендодателя, поскольку поддерживать арендованное имущество в исправном
состоянии, проводить текущий ремонт и оплачивать содержание такого имущества -
обязанность арендатора (п. 2 ст. 616 ГК РФ).
Однако
данная позиция Минфина России относительно учета в доходах стоимости
неотделимых улучшений, произведенных без согласия арендодателя, не
соответствует положениям Налоговогокодекса РФ.
Если
следовать налоговому законодательству, полученные неотделимые улучшения
арендодатель не должен учитывать в составе доходов независимо от того, одобрил
ли арендатор их осуществление и компенсировал ли он затраты арендатора. Дело в
том, что согласно п. 8 ст. 250 НК РФ безвозмездно полученное имущество (работы,
услуги) учитывается в доходах во всех случаях, за исключением предусмотренных в
ст. 251 НК РФ. В силу подп. 32 п. 1 ст. 251 НК РФ капитальные вложения в
арендованное имущество, которые произвел арендатор, для целей налога на прибыль
признаются необлагаемыми доходами. Причем оговорок о согласовании или
возмещении стоимости таких рабо! т в указанной норме не содержится.
Таким
образом, безвозмездно полученные по окончании срока аренды капитальные
вложения, которые арендатор произвел без согласия арендодателя, последний не
включает в состав доходов и не признает амортизируемым имуществом. Отметим, что
амортизацию по самому объекту основных средств арендодатель продолжает
начислять в прежнем порядке.
Действия
налогоплательщика, которые не согласуются с точкой зрения Минфина России, могут
привести к возникновению споров с налоговыми органами. Доказывать свою правоту
налогоплательщику, скорее всего, придется в суде. Отметим, что к настоящему
моменту решений федеральных арбитражных судов по подобным ситуациям нет.
2. Можно ли учесть в расходах
арендную плату, если право собственности арендодателя на переданную в
пользование недвижимость не зарегистрировано?
Арендная
плата учитывается в расходах в соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Можно ли применить данную норму, если право собственности арендодателя на
предоставленное в аренду недвижимое имущество не зарегистрировано в ЕГРП?
В
комментируемом Письме Минфин России отрицательно отвечает на этот вопрос. Дело
в том, что по общему правилу сдавать имущество в аренду вправе собственник
этого имущества (ст. 608 ГК РФ). Право собственности на недвижимость возникает
с момента госрегистрации (ст. 219 ГК РФ). Следовательно, в рассматриваемой
ситуации арендатор перечисляет арендную плату по договору, который заключен с
нарушением действующего законодательства. Поэтому такие расходы в целях налога
на прибыль не учитываются. Данную точку зрения официальные органы высказывали
уже неоднократно (см., например, Письма Минфина России от 16.11.2010 N
03-03-06/1/728, от 09.07.2008 N 03-03-06/1/399, УФНС России по г. Москве от
18.06.2009 N 16-15/061721.3).
Однако
у этой проблемы есть и альтернативное решение. Оно сформировалось в судебной
практике. При разрешении подобных споров суды исходят из того, что арендатор
фактически несет затраты на перечисление арендной платы. А налоговое
законодательство возможность учесть такие расходы не ставит в зависимость от
факта регистрации права собственности арендодателя на предоставленную в
пользование недвижимость (иными словами, от правомерности заключения договора
аренды). Кроме того, гражданское законодательство не применяется к налоговым
правоотношениям (п. 3 ст. 2 ГК РФ). Данный подход отражен, например, в
Постановлениях ФАС Московского округа от 02.02.2011 N КА-А40/15635-10, от
15.07.2010 N КА-А40/7183-10-2, от 23.09.2010 N КА-А40/10960-10-2, от 17.06.2010
N КА-А40/5963-10, от 19.08.2010 N КА-А40/9192-10.
Таким
образом, арендатор вправе учесть в расходах арендную плату, несмотря на то что
право собственности арендодателя на предоставленное недвижимое имущество не
зарегистрировано. Однако в этом случае споров с инспекцией ему не избежать.
Дополнительные материалы по данному вопросу см. в Энциклопедии спорных ситуаций
по налогу на прибыль.
Судебное
решение:
Плательщик
ЕНВД при выставлении покупателям счетов-фактур с НДС не может принять к вычету
суммы "входного" налога. (Постановление Президиума ВАС РФ от
29.03.2011 N 14315/10)
Предприниматель
по заказам физических и юридических лиц устанавливал окна ПВХ, изготовленные с
привлечением третьих лиц. Он квалифицировал данную деятельность как оказание
бытовых услуг и уплачивал ЕНВД.
В
ходе выездной проверки инспекция переквалифицировала деятельность
предпринимателя. По ее мнению, налогоплательщик вел розничную торговлю окнами
(продавал их как гражданам, так и организациям), а наряду с этим выполнял
работы по их установке. К бытовым услугам можно отнести только работы по
установке окон физлицам. Выполнение же работ по заказам юрлиц к указанным
услугам не относится - соответственно, в отношении них предприниматель применял
ЕНВД необоснованно. В связи с этим инспекция обязала предпринимателя
перечислить в бюджет НДС, полученный им при продаже окон юрлицам по
выставленным счетам-фактурам с выделенной суммой налога. При этом налоговый
орган на основании ст. 171, 172, подп. 1 п. 5 ст. 173 и п. 4 ст. 346.26 НК РФ
отказал предпринимателю в применении вычета НДС, уплаченного изготовителю окон.
Предприниматель
не согласился с решением инспекции и оспорил его в суде.
Суды
первой и апелляционной инстанции требования налогоплательщика удовлетворили.
ФАС Уральского округа решения нижестоящих инстанций отменил и признал
доначисление НДС правомерным, обосновав свою позицию следующим. Если лица, не
являющиеся плательщиками НДС, выставляют покупателям товара счета-фактуры с
выделением суммы налога, они должны уплатить полученный налог. При этом вычет
"входного" НДС могут заявить только плательщики этого налога, к
которым плательщики ЕНВД не относятся (подп. 1 п. 5 ст. 173 и п. 4 ст. 346.26
НК РФ).
Аналогичную
позицию излагал Минфин России (Письма от 30.06.2005 N 03-06-05-04/175, от
20.05.2005N 03-06-05-04/137), и другие арбитражные суды ее поддерживают (например,
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 16.08.2010 N А82-18698/2009). Другие
материалы по данному вопросу см. вЭнциклопедии спорных ситуаций по НДС.
Президиум
ВАС РФ вывод ФАС Уральского округа поддержал, но указал на обстоятельства,
которые суд в данном случае не учел.
Предприниматель
заключал с юрлицами договоры подряда на выполнение работ по замене деревянных
окон на пластиковые, которые изготавливались по смете. При этом цена окна
включалась в общую стоимость заказа. Поэтому по договору подряда
предприниматель выполнял именно работы по установке окон, а для их изготовления
привлекал субподрядчиков. В отношении же изготовления и установки окон по
заказам физлиц предприниматель обоснованно применял ЕНВД, квалифицировав эту
деятельность как оказание бытовых услуг.
Исходя
из изложенного, Президиум ВАС РФ пришел к выводу, что в отношении работ,
выполняемых в пользу юрлиц, предприниматель являлся плательщиком налогов по
общей системе налогообложения. Следовательно, он должен был выставлять
покупателям счета-фактуры с выделением сумм НДС и был вправе принять к вычету
налог, уплаченный поставщикам в рамках этой деятельности.
В
связи с тем, что суды неверно квалифицировали осуществляемую предпринимателем
деятельность, Президиум ВАС РФ направил дело на рассмотрение в суд первой
инстанции.
Теги:
Новости, Общество, Московская область, Серпухов, юридические услуги, Новый
правовой центр.
Комментариев нет:
Отправить комментарий