Данный документ касается в основном вопросов
предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и
финансирования терроризма микрофинансовыми организациями.
В пункте 2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N
115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон о
противодействии легализации доходов) установлено, что организации,
осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны, в
частности,! разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его
осуществления. Указанные правила должны содержать помимо прочего критерии
выявления и признаки необычных сделок, сведения о которых должны быть
документально зафиксированы, так как эти сделки не имеют очевидного
экономического смысла или очевидной экономической цели (далее - необычные
сделки).
Ориентировочное содержание правил внутреннего
контроля было определено в РаспоряженииПравительства РФ от 10.06.2010 N 967-р
"Об утверждении Рекомендаций по разработке организациями, совершающими
операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего к!
онтроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, и финансированию терроризма".
Что касается основных критериев и признаков, в
соответствии с которыми можно выявлять необычные сделки в смысле Закона о
противодействии легализации доходов, то весьма подробное их описание дано в
Приказе Росфинмониторинга от 08.05.2009 N 103 "Об утверждении Рекомендаций
по разработке критериев выявления и определению признаков необычных
сделок" (далее - Рекомендации Росфинмониторинга N 103). Такие перечни
критериев и признаков являются открытыми, и организации могут в своих правилах
внутреннего контроля указывать и иные признаки и критерии
"подозрительных" сделок. Отметим, что приведенные в указанном акте
рекомендации не распространяются на кредитные организации.
Кредитные организации об основных критериях и
признаках необычных сделок проинформированыПисьмом Банка России от 13.07.2005 N
99-Т "О методических рекомендациях по разработке кредитными организациями
правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию)
доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее
- Письмо Ц! Б РФ N 99-Т).
Еще один перечень признаков и критериев выявления
необычных операций (меньший по размеру) приведен в п. 2 Распоряжения ФКЦБ РФ от
03.06.2002 N 613/р "О методических рекомендациях по реализации
профессиональными участниками рынка ценных бумаг требований Федерального закона
от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии лега! лизации (отмыванию)
доходов, полученных преступным путем".
Новые
признаки необычных сделок
После принятия Федерального закона от 02.07.2010 N
151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых
организациях" в установленный ст. 5 Закона о противодействии легализации
доходов список организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и с
иным имуществом, на которые распространяется действие указанного Закона, были
включены микрофинансовые организации.
Однако их деятельность сильно отличается от
деятельности иных организаций, перечисленных в данной статье, и имеет некоторое
сходство лишь с деятельностью кредитных организаций. Дополнения в список
основных признаков необычных сделок, касающиеся заключения договоров
микрофинансовыми организациями, вводит комментируемый Приказ Росфинмониторинга
(далее - Приказ Росфинмониторинга N 87) .
Указанный перечень был дополнен следующими
признаками необычных сделок:
- поручение заемщика микрофинансовой организации
перечислить предоставляемый ему заем на банковский счет, открытый в
подразделении кредитной организации, действующей в регионе, отличном от места
регистрации заемщика;
- излишняя озабоченность заемщика микрофинансовой
организации тем, что информация о займе может быть раскрыта государственным
органам;
- заключение в течение небольшого периода времени с
аффилированными между собой лицами (либо с юридическим лицом и находящимся с
ним в трудовых отношениях физическим лицом) договоров займа, по которым одно
лицо получает заемные средства, а другое лицо возвращает заем;
- досрочный возврат займа, предоставленного
микрофинансовой организацией, осуществляемый третьим лицом (при условии, что
оставшаяся часть займа равна или превышает 100 тыс. руб.);
- смена учредителя (участника) и/или руководителя
заемщика - юридического лица, получившего заем от микрофинансовой организации,
в течение 30 дней после получения займа;
- предоставление микрофинансовой организацией в
течение небольшого периода времени трех и более займов на общую сумму, равную
или превышающую 600 тыс. руб., разным заемщикам, представителем (посредником) у
которых является одно и то же лицо (либо заемщикам, аффилированным с одним и
тем же лицом).
Эти признаки были внесены в обширный список основных
признаков необычных сделок, который до принятия Приказа Росфинмониторинга N 87
состоял из 70 пунктов (Рекомендация Росфинмониторинга N 103).
Изменения
в основных критериях выявления необычных сделок
Изменения коснулись также и основных критериев
выявления необычных сделок, установленных вРекомендации Росфинмониторинга N
103. Пункт 30 соответствующего раздела этого документа до принятия Приказа Росфинмониторинга
N 87 был сформулирован достаточно многословно. Ориентировочным критерием
необычной сделки с! читалось "предоставление юридическим лицом, не
являющимся кредитной организацией, беспроцентного займа физическому лицу и
(или) другому юридическому лицу, а также получение такого займа, процентная
ставка по которому более чем в 2 раза ниже ставки рефинансирования,
устанавливаемой Банком России".
В Приказе Росфинмониторинга N 87 указанный критерий
сформулирован уже иначе: "Предоставление или получение займа, процентная
ставка по которому более чем в два раза ниже ставки рефинансирования,
устанавливаемой Банком России".
Таким образом, из формулировки было исключено особое
указание на то, что данное правило не действует в отношении кредитных
организаций. Это изменение можно оценить как техническую правку.
Соответствующий вывод следует из того, что во втором абзаце Рекомендаций
Росфинмониторинга N 103 уже содержится оговорка, что данные рекомендации могут
не учитываться при разработке правил внутреннего контроля кредитными
организациями.
Отметим, что в п. 3.8 Приложения 2 к Письму ЦБ РФ N
99-Т дана иная рекомендация относительно процентной ставки в потенциально
необычном кредитном договоре (договоре займа). В указанномпункте установлено,
что "подозрительным" следует считать предоставление или получение
кредита (займа) с процентной ставкой, которая существенно превышает среднюю
процентную ставку по кредитам на внутреннем и внешнем рынках.
Дополнительный
инструктаж сотрудников
Организации,
о которых говорится в ст. 5 Закона о противодействии легализации доходов,
должны провести для сотрудников дополнительный инструктаж об изменении
действующего законодательства о противодействии легализации (отмыванию)
доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Такое
указание содержится в п. 8 раздела II Приказа Росфинмониторинга от 03.08.2010 N
203 "Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров
организаций, осуществляющих операции с денежными средствам! и или иным имуществом,
в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным
путем, и финансированию терроризма".
Неисполнение
данной обязанности является административным правонарушением, предусмотренным
ч. 2 и 5 ст. 15.27 КоАП РФ. Согласно указанным нормам такое правонарушение
влечет, в частности, наложение штрафа в размере до одного миллиона рублей
(Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2011 по
делу N А65-20618/2010).
Теги: Юридические услуги. Серпухов. Юристы. Адвокат. Консультации. Юридическая консультация. Помощь. Защита в суде
Ипотека. Налоги. Алименты. Семейные жилищные споры. Ксерокопирование документов. Юрист. Суд. Ксерокопии.
Реклама: Нотариус.. Экспертиза. Саморегулируемая организация строителей. СРО. Охрана. ЧОП, Триколор. ТВ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий