Инспекция
вправе назначить почерковедческую экспертизу, если у нее в ходе проверки
возникнут предположения о фиктивности хозяйственных операций с соответствующими
контрагентами.
Президиум
Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел заявление общества с
ограниченной ответственностью «Научно-внедренческое предприятие «Родник» о
пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Томской области от
22.03.2010 по делу № А67-20/10, постановления Седьмого арбитражного апелляционного
суда от 08.06.2010 и постановления Федерального арбитражного суда
Западно-Сибирского округа от 27.09.2010 по тому же делу.
Заслушав и обсудив доклад судьи Зориной М.Г.,
а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
Общество
с ограниченной ответственностью «Научно-внедренческое предприятие «Родник»
(далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением о
признании недействительным постановления Инспекции Федеральной налоговой службы
по закрытому административно-территориальному образованию Северск Томской области
(далее – инспекция) от 08.10.2009 № 143 о производстве выемки документов и
предметов (далее – постановление о выемке документов).
Решением
Арбитражного суда Томской области от 22.03.2010 в удовлетворении требования
общества отказано.
Постановлением
Седьмого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2010 решение суда первой
инстанции оставлено без изменения.
Федеральный
арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановлением от 27.09.2010 решение
суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставил без
изменения.
В
заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре
названных судебных актов в порядке надзора общество просит их отменить,
указывая на неправильное толкование арбитражными судами положений пункта 14
статьи 89, пунктов 1 и 8 статьи 94 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее – Кодекс) и нарушение единообразия в применении данных норм права, и
принять новый судебный акт о признании недействительным постановления о выемке
документов. Общество полагает, что у инспекции отсутствовали законные основания
для принятия этого постановления.
В
отзыве на заявление инспекция просит оставить оспариваемые судебные акты без
изменения.
Проверив
обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях
присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает,
что оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим
основаниям.
Как
установлено судами и подтверждается материалами дела, постановление о выемке
документов принято инспекцией в ходе проведения с участием сотрудников Оперативно-розыскной
части по раскрытию налоговых преступлений Управления внутренних дел по Томской
области выездной налоговой проверки общества.
Инспекция со ссылкой на статью 94 Кодекса
мотивировала постановление о выемке документов необходимостью проведения почерковедческой
экспертизы, поскольку подписи руководителей контрагентов на подлинниках
договоров, счетов-фактур, актов выполненных работ и других документов визуально
не совпадают, что предполагает возможность фиктивности сделок с этими
контрагентами.
Общество
обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании постановления о выемке
документов недействительным.
Отказывая
обществу в удовлетворении заявления, суды пришли к выводу, что у инспекции были
достаточные основания для принятия постановления о выемке документов и
положения статей 31, 89 и 94 Кодекса инспекцией не нарушены. Суды согласились с
доводом инспекции о возможности уничтожения, сокрытия, исправления обществом оригиналов
документов. Кроме того, суды указали, что необходимость проведения действий по
выемке документов обусловлена направлением их подлинников на экспертизу в связи
с возникшими сомнениями в подлинности подписей руководителей контрагентов на
документах.
Фактов
злоупотреблений должностными лицами налоговых органов своими правами при
осуществлении выемки, а также нарушений прав и законных интересов общества в
сфере предпринимательской и иной экономической деятельности судами не выявлено.
Согласно
подпункту 3 пункта 1 статьи 31 Кодекса налоговые органы при проведении налоговых
проверок вправе производить выемку документов у налогоплательщика в случаях,
когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены,
сокрыты, изменены или заменены.
В
пункте 12 статьи 89 Кодекса установлено, что ознакомление должностных лиц
налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории
налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной налоговой
проверки по месту нахождения налогового органа, а также случаев,
предусмотренных статьей 94 Кодекса.
Согласно
пункту 14 статьи 89 Кодекса при наличии у осуществляющих выездную налоговую
проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы,
свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены
или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном
статьей 94 Кодекса.
В
соответствии с пунктом 8 статьи 94 Кодекса должностное лицо налогового органа
вправе изъять подлинники документов в установленном этой статьей порядке, если
для проведения мероприятий налогового контроля недостаточно копий документов
проверяемого лица и у налоговых органов есть достаточные основания полагать,
что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или
заменены.
В
ходе ознакомления в офисе общества с предоставленными документами должностное
лицо инспекции предположило, что подписи руководителей контрагентов на
документах визуально не совпадают, поэтому требуется проведение
почерковедческой экспертизы подлинников документов. По этой причине у инспекции
возникла необходимость принять постановление о выемке документов, в котором
имеется ссылка на статью 94 Кодекса и в качестве мотива указана необходимость
проведения упомянутой экспертизы.
В
названных судебных актах и в материалах дела не содержится доказательств
наличия угрозы уничтожения, сокрытия, исправления или замены обществом
подлинников документов. В постановлении о выемке документов также не приводятся
мотивы их возможного уничтожения, сокрытия, исправления, изменения или замены.
Вместе
с тем материалами дела подтверждается необходимость проведения почерковедческой
экспертизы ввиду возникшего у инспекции предположения о фиктивности
хозяйственных операций с соответствующими контрагентами.
Поскольку
согласно пункту 8 статьи 94 Кодекса одним из случаев, позволяющих произвести
изъятие документов, является недостаточность наличия в распоряжении инспекции
копий документов, суды правомерно отказали в признании недействительным
постановления о выемке документов.
При
названных обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без
изменения.
Учитывая
изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 1 части 1 статьи 305, статьей
306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум
Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
решение
Арбитражного суда Томской области от 22.03.2010 по делу № А67-20/10,
постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2010 и
постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от
27.09.2010 по тому же делу оставить без изменения.
Заявление
общества с ограниченной ответственностью «Научно- внедренческое предприятие
«Родник» оставить без удовлетворения.
Председательствующий
А.А. Иванов
По материалам
публикаций на сайте Российский налоговый портал.
Теги: Юридические услуги. Серпухов. Юристы. Адвокат. Консультации. Юридическая консультация. Помощь. Защита в суде Ипотека. Налоги. Алименты. Семейные жилищные споры.
Реклама: Нотариус.. Экспертиза. Саморегулируемая организация строителей. СРО. Охрана. ЧОП, Триколор. ТВ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий