Конкуренция
на российском рынке между двумя крупнейшими платежными системами — Visa и
MasterCard — усиливается. Переход на безналичный расчет торговой сети
"Ашан", последним из крупных ритейлеров решившимся на этот шаг,
пройдет на базе одной системы. Эксклюзивное сотрудничество с одним из
крупнейших ритейлеров может стоить Visa комиссионных доходов, но их
компенсирует увеличение клиентской базы.
Вчера торговая сеть "Ашан" объявила
о начале масштабного приема пластиковых банковских карт для оплаты покупок.
До конца года на новый режим работы перейдут все магазины сети. До сих пор
расплатиться в "Ашане" можно было лишь с помощью подарочных и кредитных
карт банка Accord, который входит в группу Auchan, и Кредит Европа банка. Такие
ограничения по приему банковских карт вызывали нарекания ФАС, которая
потребовала от сети их снять. Впрочем, полномасштабным переход
"Ашана" на безналичные расчеты так и не стал: cеть будет принимать
карты любых банков, но только платежной системы Visa. Картами, эмитированными
на базе платежной системы MasterCard — ближайшего конкурента Visa, в
"Ашане" можно будет расплатиться только "в первой половине 2012
года".
В самой MasterCard преференции для Visa в
рамках сотрудничества с "Ашаном" восприняли сдержанно. "Мы
ведем переговоры с "Ашаном", и начало работы лишь с одной системой
кажется мне странным,— говорит глава MasterCard в России Илья Рябый.— В России
нет других примеров работы ритейлера лишь с одной с платежной системой.
Естественно, первым появиться в сети стратегически выгоднее, и мы с нетерпением
ждем, когда "Ашан" сможет принимать карты MasterCard". Сеть
Metro Cash & Carry, принимающая к оплате банковские карты с прошлого года,
тоже начинала переход на безналичные расчеты с сотрудничества с одной платежной
системой (MasterCard), но эксклюзив был предоставлен ей только на время пилота
и только в двух регионах, рассказала руководитель по корпоративным и внешним
коммуникациям Metro Cash & Carry Оксана Токарева. По ее словам, работать с
обеими платежными системами выгоднее.
По мнению участников рынка, эксклюзивное
сотрудничество "Ашана" с Visa может объясняться льготными условиями,
предложенными платежной системой. На таких условиях сеть
гипермаркетов настаивала уже давно, объясняя, что иной подход приведет к
повышению цен для покупателей. По словам директора дирекции розничного бизнеса
Транскредитбанка Вениамина Полянцева, финансового резона работать только с
одной платежной системой нет: тарифы обеих систем одинаковы. "Вероятно,
монополия была получена Visa взамен каких-то сверхвыгодных условий",—
предположил он. В Visa не комментируют финансовые условия сотрудничества с
"Ашаном". Между тем пусть даже непродолжительная монополия Visa
позволит ей значительно увеличить клиентскую базу. Ежедневная посещаемость
гипермаркетов "Ашан" составляет около 20 тыс. человек (в России 30
таких гипермаркетов), "Ашан-Сити" — около 10 тыс. человек (14
магазинов), региональных "Ашанов" — 8-10 тыс. человек.
Интерес участников рынка привлекала и
кандидатура банка-эквайера, выбранного "Ашаном".
Хотя конкуренция на рынке эквайринга очень высока, этот статус получил не
слишком известный игрок ВТБ 24, вышедший на рынок эквайринга только в прошлом
году. "Причина, скорее всего, в цене,— отмечает представитель крупного
розничного банка.— ВТБ 24, будучи новичком на рынке, ради клиентской базы мог
согласиться на комиссию, близкую к 0,1-0,3% против стандартных 1,5%". Не
исключено, что частично такой низкий тариф ему компенсирует сама Visa, и не
исключено, что именно за это Visa получила монополию, считает банкир. В ВТБ 24
не комментируют финансовые условия сотрудничества с Visa и "Ашаном".
Впрочем, статус эквайера в случае с ВТБ 24 — условность. "Ашан"
построил собственную сеть терминалов по приему карт стоимостью $5 млн, поэтому
ВТБ 24 фактически будет лишь расчетным банком.
Комментариев нет:
Отправить комментарий