Весь
год российский топливный рынок лихорадило. Сначала резко выросла стоимость
дизтоплива, потом возник дефицит бензина, затем стало не хватать авиакеросина
О том,
что происходит сейчас, «АиФ» спросил Анатолия Голомолзина, замруководителя
Федеральной антимонопольной службы (ФАС) РФ.
Изъятие
доходов
«АиФ»: — Анатолий
Николаевич, не грозит ли нам снова дефицит того или иного вида
топлива?
А.Г.: — С 1 января
2011 г. был введён новый регламент на топливо, реализация бензина
стандарта, эквивалентного Евро 2, была запрещена, а некоторые
нефтеперерабатывающие заводы оказались не готовы производить более
качественный продукт. Поэтому на рынке возникли проблемы. Для стабилизации
ситуации правительство приняло решение о возвращении на рынок топлива
более низких экологических стандартов и выравняло пошлины на тёмные
и светлые нефтепродукты, чтобы компании были заинтересованы не только
в производстве мазута, но и в производстве высококачественных
светлых нефтепродуктов.
Для
того чтобы не допустить даже угрозы дефицита топлива, ФАС
по инициативе правительства заключила соглашения с нефтяными
компаниями, прописав до 2020 г. конкретные сроки и объекты
модернизации, а также объёмы производства топлива. К тем, кто
не выполнит эти соглашения, могут быть применены двойные санкции:
не только штрафы по КОАП, но и изъятие незаконно
полученного дохода.
Ситуацию
на топливном рынке ФАС контролирует ежедневно и, если есть нарушение,
сразу реагирует (только в конце 2010 — начале 2011 гг. было возбуждено
85 дел на региональных рынках). В ноябре станет известна сумма
штрафов по третьей волне дел против нефтяных компаний. За первые две
волны они были оштрафованы более чем на 15 млрд руб.
«АиФ»: — Но после
очередного наказания нефтяники снова задирают цены. Может, штрафы слишком
маленькие?
А.Г.: — Величина
штрафов у нас примерно такая же, как в западных странах. Кроме
этого, за ряд нарушений, которые происходили в течение 3 лет,
в отношении менеджеров компаний может быть применена уголовная
ответственность вплоть до лишения свободы на несколько лет.
Мы сейчас проходим путь, который на Западе прошли более полувека
назад.
Вернуть
своё
«АиФ»: — Ну признали
нефтяники нарушение, пусть даже штраф заплатили, но потребителю-то ущерб
никто не возместит...
А.Г.: — За рубежом
помимо штрафов распространены гражданско-правовые иски к нарушителям.
Мы с юристами и экономистами обсуждаем возможность применения
такой системы у нас. Уже сейчас, имея на руках решение ФАС
о нарушении и взыскании штрафа, договоры или чеки, подтверждающие
факт покупки в период действия монопольно высоких цен, потребитель может
обратиться с иском в суд с требованием возместить ущерб. Если это
оптовый покупатель, то необходимо решение ФАС, если речь идёт
о рознице (например, при групповом иске автовладельцев), —
территориальных органов ФАС.
«АиФ»: — Наши
читатели часто спрашивают: почему с ростом цен на нефть цены
на бензин растут, а когда стоимость «чёрного золота» снижается,
не падают?
А.Г.: — В том
числе за это нарушение компании и наказывают. Цены, на наш
взгляд, должны устанавливаться рынком, а не только под давлением ФАС.
Важно, чтобы были условия для конкуренции. Так, в законодательство
вносится ряд поправок, которые позволят обеспечить одинаковые условия при
покупке топлива для независимых автозаправочных станций и для заправок,
принадлежащих нефтяным компаниям. Сейчас разница в цене топлива для них
может быть от 1 тыс. до 3 тыс. руб. и более за тонну,
и она отражается на кошельках потребителей. Плюс нужна гибкая
налоговая политика. Сейчас предпосылок для роста стоимости топлива нет, цена
должна увеличиваться только на уровень инфляции. Но если
с 1 января 2012 г. будет, как запланировано, повышен акциз, цены
могут расти быстрее.
Комментариев нет:
Отправить комментарий