4 ноября 2011 г.

Ответят за бензин. Нефтяников накажут за «сопротивление модернизации»

Весь год российский топливный рынок лихорадило. Сначала резко выросла стоимость дизтоплива, потом возник дефицит бензина, затем стало не хватать авиакеросина
О том, что происходит сейчас, «АиФ» спросил Анатолия Голомолзина, замруководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) РФ.
Изъятие доходов
«АиФ»: — Анатолий Николаевич, не грозит ли нам снова дефицит того или иного вида топлива?

А.Г.: — С 1 января 2011 г. был введён новый регламент на топливо, реализация бензина стандарта, эквивалентного Евро 2, была запрещена, а некоторые нефтеперерабатывающие заводы оказались не готовы производить более качественный продукт. Поэтому на рынке возникли проблемы. Для стабилизации ситуации правительство приняло решение о возвращении на рынок топлива более низких экологических стандартов и выравняло пошлины на тёмные и светлые нефтепродукты, чтобы компании были заинтересованы не только в производстве мазута, но и в производстве высококачественных светлых нефтепродуктов.
Для того чтобы не допустить даже угрозы дефицита топлива, ФАС по инициативе правительства заключила соглашения с нефтяными компаниями, прописав до 2020 г. конкретные сроки и объекты модернизации, а также объёмы производства топлива. К тем, кто не выполнит эти соглашения, могут быть применены двойные санкции: не только штрафы по КОАП, но и изъятие незаконно полученного дохода.
Ситуацию на топливном рынке ФАС контролирует ежедневно и, если есть нарушение, сразу реагирует (только в конце 2010 — начале 2011 гг. было возбуждено 85 дел на региональных рынках). В ноябре станет известна сумма штрафов по третьей волне дел против нефтяных компаний. За первые две волны они были оштрафованы более чем на 15 млрд руб.
«АиФ»: — Но после очередного наказания нефтяники снова задирают цены. Может, штрафы слишком маленькие?
А.Г.: — Величина штрафов у нас примерно такая же, как в западных странах. Кроме этого, за ряд нарушений, которые происходили в течение 3 лет, в отношении менеджеров компаний может быть применена уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на несколько лет. Мы сейчас проходим путь, который на Западе прошли более полувека назад.
 
Вернуть своё
«АиФ»: — Ну признали нефтяники нарушение, пусть даже штраф заплатили, но потребителю-то ущерб никто не возместит...
А.Г.: — За рубежом помимо штрафов распространены гражданско-правовые иски к нарушителям. Мы с юристами и экономистами обсуждаем возможность применения такой системы у нас. Уже сейчас, имея на руках решение ФАС о нарушении и взыскании штрафа, договоры или чеки, подтверждающие факт покупки в период действия монопольно высоких цен, потребитель может обратиться с иском в суд с требованием возместить ущерб. Если это оптовый покупатель, то необходимо решение ФАС, если речь идёт о рознице (например, при групповом иске автовладельцев), — территориальных органов ФАС.
«АиФ»: — Наши читатели часто спрашивают: почему с ростом цен на нефть цены на бензин растут, а когда стоимость «чёрного золота» снижается, не падают?
А.Г.: — В том числе за это нарушение компании и наказывают. Цены, на наш взгляд, должны устанавливаться рынком, а не только под давлением ФАС. Важно, чтобы были условия для конкуренции. Так, в законодательство вносится ряд поправок, которые позволят обеспечить одинаковые условия при покупке топлива для независимых автозаправочных станций и для заправок, принадлежащих нефтяным компаниям. Сейчас разница в цене топлива для них может быть от 1 тыс. до 3 тыс. руб. и более за тонну, и она отражается на кошельках потребителей. Плюс нужна гибкая налоговая политика. Сейчас предпосылок для роста стоимости топлива нет, цена должна увеличиваться только на уровень инфляции. Но если с 1 января 2012 г. будет, как запланировано, повышен акциз, цены могут расти быстрее.

Комментариев нет:

Отправить комментарий