В проекте
Федерального закона "О деятельности по взысканию просроченной
задолженности" содержится норма, запрещающая профессиональным взыскателям
("субъектам коллекторской деятельности") осуществлять
"взаимодействие" с должником в период с 22 до 6 часов по местному
времени по месту нахождения должника. Взаимодействие с должником в указанное
время будет возможно только в том случае, если в другое время определить местонахождение
его или его представителя невозможно.
Предполагается также запретить частое общение
с должником по инициативе взыскателя (т.е. общение более трех раз в сутки и два
и более раз в течение часа). Специальным уведомлением, направляемым взыскателю
и в саморегулируемую организацию коллекторов, членом которой является
взыскатель, должник будет вправе потребовать от взыскателя прекращения с ним
взаимодействия в любой форме, за исключением письменной, к которой отнесены и
письма по электронной почте.
Проект Федерального закона
устанавливает и другую регламентацию деятельности взыскателей, иные права
должников, права и обязанности кредиторов, поручающих субъектам коллекторской
деятельности взыскание просроченной задолженности либо заключающих с ними
договор об уступке требования.
Установлено, в
частности, что субъектом коллекторской деятельности может быть индивидуальный
предприниматель или юридическое лицо любой организационно-правовой формы, за
исключением государственного или муниципального предприятия или учреждения, производственного
или потребительского кооператива, являющиеся членом одной из саморегулируемых
организаций коллекторов. Субъекты коллекторской деятельности, сотрудники
субъекта коллекторской деятельности, осуществляющие деятельность по взысканию
задолженности, не должны иметь судимости за совершение умышленного
преступления. Члены саморегулируемой организации коллекторов обязаны страховать
свою деятельность и вносить взносы в компенсационный фонд организации.
Саморегулируемые организации коллекторов будут вправе устанавливать и другие
требования к квалификации, добросовестности и независимости субъектов
коллекторской деятельности.
Проект Федерального
закона "О деятельности по взысканию просроченной задолженности"
размещен на сайте Минэкономразвития РФ Департаментом инновационного развития и
корпоративного управления этого министерства для проведения независимой
экспертизы на коррупциогенность, с указанием электронного и почтового адресов
для направления экспертных заключений.
КОММЕНТАРИИ:
Закон «О деятельности
по взысканию просроченной задолженности» даст толчок отрасли коллекторских
услуг
В конце июня
Минэкономразвития представило общественности проект закона «О деятельности по
взысканию просроченной задолженности», который вызвал неоднозначную реакцию
участников рынка. Некоторые положения данного законопроекта имеют неточные
формулировки и нуждаются в доработке. Однако мы должны понимать, что
обсуждаемый законопроект - это первый опубликованный драфт закона «О
деятельности по взысканию просроченной задолженности» и он, разумеется, не
может быть идеальным. Принципиально важно появление данного проекта как
такового. В целом, данный законопроект призван закрыть существующие пробелы в
законодательном регулировании деятельности по взысканию просроченной
задолженности и тем самым, в первую очередь, защитить права должников. После
согласования с рядом ведомств и экспертным сообществом документ поступит на
рассмотрение в Государственную Думу.
Как это было
За прошедший год
рынок коллекторских услуг вырос на 17%. Основной причиной роста объема
задолженности, передаваемой банками в работу коллекторским агентствам, стал
рост просроченной задолженности на фоне роста розничного кредитования. Вместе с
тем увеличилось и число обращений граждан с жалобами на действия коллекторов. Растущий
рынок коллекторских услуг, отсутствие каких-либо барьеров входа и большие
перспективы, безусловно, привлекают новых игроков. В результате на рынке
появляются недобросовестные игроки, деятельность которых нередко находится на
грани не только гражданско-правового, но и уголовного законодательства. Таким
образом, некоторые коллекторские агентства выходят за рамки профессиональной
этики, действуя по принципу «что не запрещено, то разрешено» и дискредитируя
профессиональное коллекторское сообщество. Сегодня назрела необходимость
упорядочить рынок коллекторских услуг, законодательно определить права и
обязанности всех его участников. Работа над предложенным на рассмотрение
законопроектом ведется уже не один год, она потребовала как консолидации усилий
со стороны коллекторского сообщества, включая две ассоциации коллекторских
агентств, так и выработки единой позиции со стороны банковских ассоциаций. Не
являясь идеальным, законопроект, подготовленный МЭР, все-таки представляется
достаточно сбалансированным и прежде всего направленным на защиту прав
должников, как самой незащищенной стороны процесса взыскания задолженности.
Зачем это надо
Представленный
законопроект - это не закон о коллекторах, а, в первую очередь, закон о
взыскании просроченной задолженности. Хотя коллекторским агентствам в нем
отведено довольно важное место. Таким образом, законопроект разработан c целью
установления правовых основ коллекторской деятельности. Он содержит определения
понятия «деятельность по взысканию просроченной задолженности», а также понятия
«коллекторская деятельность» как вида профессиональной деятельности по
взысканию просроченной задолженности. В нем определены полномочия, порядок,
способы и принципы взыскания просроченной задолженности. Также законопроектом
устанавливаются требования к коллекторам и предусматриваются механизмы защиты
должников, кредиторов и третьих лиц от возможного причинения им убытков в ходе
осуществления коллекторской деятельности.
Взаимодействие с
должниками: права и обязанности сторон
С 2004 года коллекторские
агентства работали без соответствующего закона и, казалось бы, могли продолжать
так работать и дальше - ведь по факту коллекторам достаточно действующей
законодательной базы в виде ГК, ФЗ «О персональных данных», «О банкротстве»,
«Об информации и информационных технологиях и защите информации» и т.д. Но
многие считают эту базу недостаточной. Потому принятие закона «О деятельности
по взысканию просроченной задолженности» имеет ряд важных оснований. Во-первых,
в законе впервые появится определение, что такое коллекторское агентство.
Во-вторых, четко прописываются требования к коллекторским агентствам. И все
разговоры на тему, кто такие коллекторы, законна ли их работа, можно или нельзя
им передавать долги, равно как и захватывающие телесюжеты о бравых ребятах в
серых костюмах, носивших ранее малиновые пиджаки, - всё это уходит в прошлое.
Поскольку рынок
коллекторских услуг в России еще очень молод, как впрочем и рынок кредитных
услуг, а финансовая грамотность населения оставляет желать лучшего, то очень
важно не наломать дров с различного рода запретами и ограничениями, чтобы не
спровоцировать рост проблемной задолженности. В предложенном к рассмотрению
проекте закона «О деятельности по взысканию просроченной задолженности»
довольно большой блок посвящен именно ограничениям, накладываемым на
деятельность кредиторов и коллекторов, которые в результате явно облегчат жизнь
должникам, однако усложнят деятельность по возврату долга. В основном, эти
ограничения касаются возможности контакта кредитора или коллектора с
должниками.
Например, проведение
личной встречи взыскателя с должником. Для того чтобы провести личную встречу,
необходимо заранее договориться с должником о времени и месте встречи. Эта
норма, возможно, хороша для стран, где уже хорошо развиты кредитные услуги, но
не для России, где не всегда существует элементарная возможность связаться с
проблемным заемщиком по телефону. Попробуйте дозвониться до должника,
проживающего в селе, где нередко телефон установлен только в здании Сельсовета!
И это далеко не единственная проблема данного закона.
Регулирование рынка
коллекторских услуг
Законопроект «о
деятельности по взысканию просроченной задолженности» предусматривает
регулирование рынка коллекторских услуг. Так, в нем определено, что
коллекторское агентство должно состоять в одной из саморегулируемых организаций
(СРО). На СРО возлагается обязанность следить за соблюдением прав должников,
оперативно реагировать на жалобы должников и сообщать о результатах их
рассмотрения в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти
(прокуратуру, Роспотребнадзор).
Проект закона «О
деятельности по взысканию просроченной задолженности», как и практика создания
СРО в целом, предусматривает создание компенсационного фонда в целях возмещения
причиненного в процессе взыскания ущерба должникам участниками СРО, средства
фондов формируются из взносов участников. В чем смысл компенсационного фонда? В
том, что организация расплачивается за нарушения своих членов, таким образом
коллекторское сообщество будет стимулировано к вытеснению с рынка
непрофессиональных участников. Кроме того, в законопроекте предусмотрено
обязательное страхование профессиональной ответственности, цель которого также
защитить права кредиторов, как клиентов коллекторских агентств, и должников.
Что дальше?
Говоря о
законопроекте «О деятельности по взысканию просроченной задолженности», нужно
понимать, что сейчас речь идет о проекте закона, который пройдет, вероятно, еще
не одночтение, прежде чем будет принят. И пока об окончательных формулировках
статей и об окончательных решениях говорить сложно. Но хочется надеяться, что в
нем не будет явных перекосов ни в одну сторону, и для того, чтобы увидеть свет,
ему не потребуются десятилетия. Кстати, было бы очень полезно, если
одновременно с этим законом были приняты и закон о потребительском
кредитовании, и закон о персональном банкротстве, работа над которыми также
ведется уже давно.
Елена Докучаева
По материалам
информационно-правовой системы " КонсультантПлюс " rbcdaily.ru.
Теги: Юридические услуги. Юристы. Адвокат. Консультации. Юридическая консультация. Помощь. Защита в суде
Реклама: Нотариус.. Экспертиза. Саморегулируемая организация строителей. СРО. Охрана. ЧОП, Триколор. ТВ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий