19 января 2012 г.

Имена, пароли, явки. Президент потребовал от госкомпаний сдать партнеров.


Кампания по борьбе с менеджерами, которые путают свой бизнес с государственным, продолжается. 17 января президент Медведев поручил правительству принять меры, чтобы все госкомпании раскрыли подлинных владельцев своих контрагентов. Раскрывать собственников будут и в оборонной промышленности — это пообещал вице-премьер Дмитрий Рогозин. В декабре премьер Путин уже поручал выявить коррупцию в нескольких крупных госкомпаниях, но выполнение этой задачи столкнулось с юридическими проблемами. Выполнить новое поручение, предупреждают эксперты, будет еще сложнее, ведь оно касается значительной части экономики.

Поручение относится к госкорпорациям и компаниям, в которых государство имеет блокирующий пакет акций. Это большая часть госсектора — всего, по данным Росимущества, государству в той или иной степени принадлежит почти 3 тыс. компаний. Для начала, к 1 апреля, главы таких компаний должны отчитаться о доходах и имуществе — своих, а также супругов и несовершеннолетних детей. Но главное, президент поручил правительству принять меры, «направленные на недопущение участия аффилированных лиц в договорах».

Расширение списка
В такой логике уже было выдержано поручение, подписанное премьером Путиным 28 декабря прошлого года (есть в распоряжении «МН»), но тогда речь шла лишь о некоторых крупнейших госкомпаниях, представляющих энергетику, транспорт и банковскую сферу: «Интер РАО ЕЭС», «Газпроме», «Транснефти», РЖД, ВЭБе, госкорпорации «Росатом» и других монстрах госбизнеса. Премьер потребовал от этих компаний до конца января раскрыть информацию о реальных собственниках всех своих контрагентов. Это делается, чтобы менеджеры не пользовались своим служебным положением и не отдавали львиную долю заказов связанным с ними же компаниям.
Формирование декабрьского списка могло вызывать вопросы, «Роснефть» и большинство госкорпораций в него, например, не попали. Вчерашнее поручение президента Медведева вводит четкие критерии — все компании с госпакетом выше блокирующего. Но резкое расширение перечня порождает и проблемы.
Главная проблема — сведения о контрагентах. У крупных компаний их могут быть тысячи. Источник «МН» в «Холдинге МРСК» сообщил, что при выполнении поручений возникает множество трудностей: неясно, какими юридическими механизмами можно обязать партнеров предоставлять сведения. По его словам, вся надежда на то, что появятся какие-то дополнительные уточняющие документы, потому что поставленные сроки все равно сорваны. «Создается впечатление, что разработкой таких масштабных решений занимается один человек, который не счел нужным даже посоветоваться с юристами», — говорит сотрудник компании.
Представитель «Росатома» Сергей Новиков заявил «МН», что госкорпорация пока не столкнулась с существенными трудностями при выполнении поручений правительства. «Все запросы мы направили, собираем информацию, и пока случаев отказа не было, — сказал Новиков. — Если кто-либо откажет в предоставлении необходимой информации, то в соответствии с требованиями, обозначенными в документах правительства, наши юристы будут работать над расторжением договоров». Представитель госкорпорации «Ростехнологии» Валерий Картавцев пояснил, что сведения о доходах руководства и топ-менеджеров компании, а также их семей регулярно публикуются на сайте компании. В «Роснано» отметили, что уже сегодня все сведения, касающиеся контрагентов компании, условий открытых тендеров и правил участия в них, публичны и доступны на специальном портале b2b-rusnano.ru.
Юрий Николаев, председатель коллегии адвокатов «Николаев и партнеры», указывает, что государство, владеющее 100-процентной долей в компании, может обязать ее к различным действиям. А вот чтобы заставить действовать частную компанию, нужны серьезные изменения в законах. «Тот же «Газпром» торгуется на фондовой бирже, каждую минуту происходит операция по смене собственника. Как здесь раскрывать информацию и какую?» — недоумевает юрист.
Проректор ВШЭ Андрей Яковлев инициативы оценивает положительно, но опасается за качество их претворения в жизнь. «Важнее применять жесткий контроль не к госкомпаниям, а к чиновникам в исполнительной власти, занимающим ключевые посты», — говорит Яковлев. Александра Нестеренко, президент НП «Объединение корпоративных юристов», утверждает, что исполнение требования по раскрытию бенефициаров ведет к нарушению закона о коммерческой тайне в тех случаях, когда договоры госкомпаний содержат положения о невозможности их раскрытия. К тому же подобные запросы нарушают положения закона о конфиденциальности персональных данных. «Исполнить постановление правительства невозможно, не нарушив Конституцию и нормы гражданского права», — подчеркивает эксперт.

Наступление на оборонку
Антикоррупционную тему поднял во вторник и вице-премьер Дмитрий Рогозин, который во вторник провел совещание по контролю за расходами на оборонзаказ. Вице-премьер дал понять, что намерен разобраться, каким образом предприятия и их владельцы зарабатывают средства и каким образом они тратятся. Правда, для этого придется, как заметил Рогозин, «установить цепочку истинных владельцев». Сейчас зачастую невозможно понять, какому владельцу принадлежит то или иное оборонное предприятие, так как «настоящая схема выглядит либо запутанной, либо является перекрестной».
«Кому принадлежат предприятия нашей оборонки — это тема важная, но она была актуальна лет десять назад, — заявил «МН» директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. — Последние восемь лет идет стремительное огосударствление предприятий оборонки, и естественным путем у многих частных владельцев, как, например, у Ласточкина (Юрий Ласточкин с 2001 по 2009 год возглавлял НПО «Сатурн», которое было главным производителем двигателей для военной авиации. — «МН»), отобрали их предприятие. У нас сейчас дискриминация частников в оборонке. Сейчас нужно придумывать меры, как влиять на директорский корпус государственных предприятий, которые тоже срывают оборонзаказ».
Что касается доходов руководителей предприятий, то источники «МН» в ВПК говорят о завышенных заработках директорского корпуса. «Многие предприятия оборонки — это ОАО, и если они успешны, то директора могут установить себе неограниченные зарплаты», — сказал представитель ВПК. «Это действительно проблема», — согласен Пухов.
Своего рода показателем эффективности расходования средств на оборону может быть такой пример. В прошлом году только при заключении контракта на дизельные подводные лодки проекта 636.3 Минобороны удалось снизить цену с 62 до 41 млн руб. За счет централизации заказов и усиления финансового контроля в 2011 году военное ведомство всего сэкономило 47,9 млрд руб. Военные говорят, что это не предел. Рогозин считает, что средств, зарабатываемых предприятиями оборонки, «должно хватать не только на выживание, но и на модернизацию производства, закупку станков, зарплаты рабочим». Сейчас реальная рентабельность производства предприятий ОПК составляет лишь от 5 до 8%. Этого недостаточно для модернизации производства в отрасли. Однако эти данные вызывают естественный вопрос: если предприятия завышают цену на свою продукцию, то есть им переплачивают, то почему у них такая низкая рентабельность? Иными словами, куда деваются все эти деньги?
По материалам  mn.ru
Закон. Новости. Законы. Новый правовой центр. Московская область.

Комментариев нет:

Отправить комментарий