5 апреля 2012 г.

Льготные пенсии как применять списки №1 и №2 (комментарий специалиста).


Постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. № 517 “О пенсиях на льготных условиях по старости (по возрасту) и за выслугу лет” введены в действие с 1 января 1992 г. на территории Российской Федерации новые Списки № 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту на льготных условиях, утвержденные постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991г. № 10.

Встречающиеся на практике ошибки в применении Списков № 1 и № 2 обусловлены не только их сложностью, многообразием видов производств и перечнем профессий и должностей, но и отсутствием у работников, связанных с назначением льготных пенсий, правовых навыков их толкования и применения.
Особенность перечня профессий (должностей) Списков № 1 и № 2 состоит в том, что их полное значение в ряде случаев определяется не только наименованием профессии (должности), но и точным указанием трудовой функции, производственной операции. Иногда трудовая функция зависит от непосредственной занятости работника в предусмотренных Списками технологических подразделениях производства: основном или вспомогательном.
Часто профессия работника определяется не только ее наименованием, но и указанием названия управляемых или обслуживаемых работником машин, механизмов, агрегатов, а также характера выполняемых на них работ.
Важным является также требования к тем профессиям или должностям, которые обусловлены местом (объектом), структурным подразделением работы, характеризующим условия производственной сферы.
Правильность назначения льготных пенсий зависит не только от анализа соответствующих разделов, подразделов Списков № 1 и № 2, но и умением правильно их толковать в сочетании с основными правилами применения льготного пенсионного обеспечения.
Следует иметь в виду, что основным документом для назначения льготных пенсий рабочим и служащим является трудовая книжка. Если в нее внесены все сведения о работе: полное наименование предприятия, учреждения, организации, цеха, участка или другого структурного подразделения; профессии или должности; дата приема, перевода и увольнения работника. То есть, если в трудовую книжку в соответствии с Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек и Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (для служащих в соответствии с наименованиями должностей, указанных в Единой номенклатуре должностей служащих или в соответствии со штатным расписанием и другими документами) внесены все сведения, которыми определяется право на льготное пенсионное обеспечение, то нет необходимости в выдаче предприятиями и организациями других документов.
Например: “ Принят завальщиком шихты в печи и вагранки плавильного отделения литейного участка механического завода”; или “Переведен мастером кокильно-заливочного участка литейного цеха завода”.
В тех случаях, когда в трудовойкнижке нет всех необходимых сведений, администрация предприятия, организации выдает работнику уточняющую справку о характере выполняемой им работы, в которой указывается, на основании каких документов она выдана, при этом учитываются документы того периода, когда обратившийся за пенсией был занят на работах, предусмотренных Списками № 1 и № 2.
Например: за назначением льготной пенсии по Списку № 1 (разделXI, подраздел 3) обращается мастер термического цеха инструментального завода. В данном случае администрация завода должна подтвердить документами наличие в термическом цехе структурно обособленных подразделений, предусмотренных указанным подразделом, и занятость работника в этом подразделении.
Таким образом в стаж для назначения пенсий время работы, дающей право на льготы по Спискам № 1 и № 2, может включаться на основании документов о трудовом стаже, а в необходимых случаях - при условии подтверждения стажа уточняющими справками за подписью руководителя предприятия (организации), начальника отдела кадров, начальника отдела труда и заработной платы и председателя комитета профсоюза.
Руководители предприятий, организаций при выдаче уточняющих справок должны строго руководствоваться вышеуказанными Списками № 1 и № 2.
Предприятие (организация, гражданин) несет ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выданных для назначения и выплаты пенсии.
В случаях, когда содержащиеся в документах сведения неверны и на их основании произведена выплата пенсии, предприятие возмещает соответствующему органу социального обеспечения причиненный ущерб.
Назначение льготных пенсий как особого вида пенсионного обеспечения обусловлено не только своевременностью и правильностью назначения пенсионных льгот, но и осуществлением законного права работника на льготную пенсию. Представить работника к назначению льготной пенсии в соответствии со Списками № 1 и № 2 - значит, установить на основании имеющихся документов, полное соответствие между фактически выполняемой работой и работой, предусмотренной указанными списками.
Списки № 1 и № 2 составлены по видам производства, т.е. по производственному признаку. Поэтому необходимо определить производство, к которому относится выполняемая работа.
В некоторых случаях при рассмотрении вопроса о льготном пенсионном обеспечении так же требуется установить, в каком структурном подразделении занят работник. Льготные пенсии назначаются работникам только определенных профессий и должностей. Необходимо установить соответствуют ли наименования профессий рабочих и должностей руководителей и специалистов в их трудовых документах, тем которые предусмотрены в списках.
Большинству трудящихся льготные пенсии могут быть назначены только при вы полнении ими определенных работ или при занятости на работах с особыми условиями труда. Поэтому необходимо подтвердить характер выполняемой работы или условия труда, дающие право на льготное пенсионное обеспечение, уточняющими справками на основании имеющихся документов.
Анализ необоснованных представлений со стороны администрации предприятий и организаций и незаконных назначений льготных пенсий показывает, что наибольшее количество ошибок допускается за счет неправильного подтверждения всех тех случаев особого характера работы или условий труда, которые предусмотрены Списками № 1 и № 2.
Так, например, представляют к назначению льготной пенсии по списку № 1 слесарей, электрослесарей, электромонтеров, как занятых полный рабочий день на подземных работах по добыче угля, руды и других полезных ископаемых, хотя отсутствуют документы о такой занятости.
Представляют и назначают льготные пенсии по списку № 1 машинистам кранов, огнеупорщикам и рабочим других профессий, хотя нет достаточных оснований, что они заняты, на горячих участках работ.
Представляют к назначению льготной пенсии по списку № 2 маляров, не имея документов об их работе с применением вредных веществ не ниже класса опасности.
Имеются случаи необоснованного представления к назначению льготных пенсий рабочих и мастеров, специализированных цехов и организаций, занятых на ремонте оборудования, хотя нет учета по отработанному времени в тех производствах, где они могут пользоваться правом на льготное пенсионное обеспечение.
За работу в неблагоприятных условиях труда могут предоставляться различные льготы и компенсации. К ним относятся:
дополнительный отпуск, повышенные тарифные ставки, сокращенный рабочий день, лечебно-профилактическое питание, молоко и другие.
Некоторые факторы условий труда положены в основу для предоставления льготного пенсионного обеспечения. Надо только знать, что не любая работа с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда дает право на льготное пенсионное обеспечение, а только та, которая предусмотрена списками № 1 и № 2.
В зависимости от того, воздействуют ли указанные выше факторы на работника, занятого в той или иной профессии или должности, списками определено его право на льготную пенсию по достижении определенного возраста, общего и специального стажа работы.
Занятость работника на работах, предусмотренных списками должна быть постоянной.
Как это следует понимать?
В тех случаях, когда списками предусмотрена профессия так как она значится а Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий, льготное пенсионное обеспечение рабочим в таких профессиях предоставляется без всяких дополнительных обоснований и уточняющих справок. При этом имеется в виду, что все они выполняют весь тот перечень работ, который предусмотрен для них тарифно-квалификационной характеристикой. К таким профессиям относятся горновые в доменном производстве, аспираторщики а производстве цемента, кварцедувы а производстве стекла и т.д.
Вопрос об отказе в назначении им льготной пенсии может возникнуть только в том случае, если органы социального обеспечения располагают документами о том, что эти работники выполняют работы рабочих других профессий, не перечисленные списками. Так, например, довольно часто возникает вопрос по кузнецам совхозов. Как кузнецу ручной ковки ему положена льготная пенсия по списку № 1 и нет необходимости доказывать, что он занят только на кузнечных работах. Но если в нарядах или других документах имеются данные о том, что кузнец выполняет слесарные работы, то льготная пенсия такому кузнецу не может быть назначена.
Другие работники могут быть заняты на выполнении определенных работ и только при соответствующем подтверждении на основании документов они могут представляться к назначению льготных пенсий, и им после проверки этих документов органами социальной защиты могут назначаться льготные пенсии.
Что же нужно подтвердить работникам при определении права на льготную пенсию по списку № 1 и № 2 Условия труда, в которых они работают (на горячих участках работ, на работах с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих измерений, с ядовитыми и сильнодействующими веществами и т.д.);
особый характер работы (на подаче, уборке и перемещении металла, на варке флюсов, на пропитке, на зарядке аккумуляторов и т.д.);
место работы (в тоннелях, в подбункерных помещениях, у плавильных печей, у гальванических ванн и др.);
занятость на определенном оборудовании (на литейных машинах, штамповочных молотах, отжигательных печах, запарных аппаратах);
работах с определенными материалами, сырьем и топливом (цианистые растворы, медные порошки, сплавы, содержащие свинец, анилиновые красители);
занятость в определенных структурных подразделениях (котельные цехи, производственные участки, плавильные участки);
технологический процесс (на закалке и отжиге, на дроблении, измельчении и помоле ископаемых);
виды работ (на подаче материалов, на разделке лома, на приготовлении шихты);
виды продукции (разливка химической продукции, бумага для кинофотопромышленности, химическая продукция для отрасли химико-фармацевтической промышленности);
занятость на подземных работах;
занятость на ремонте и обслуживании оборудования;
абсолютные величины (телефонные станции емкостью 300 номеров и выше).
Вопрос усугубляется еще тем, что все первичные документы находятся на предприятии или в организации. Никто не может заранее сказать, какими документами располагает предприятие, поэтому бывает трудно что-либо посоветовать и помочь для правильного решения вопроса в подтверждении льготного стажа. В результате, часто бывают случаи отказов в назначении льготной пенсии при первичном рассмотрении и лишь при более внимательном подходе к этому вопросу, с участием более опытных работников, совместными усилиями находятся необходимые документы и трудящимся назначают положенные им льготные пенсии.
Таким образом, главная задача заключается в том, чтобы найти на предприятии или в организации именно тот документ или несколько документов, на основании которых можно подтвердить особый характер работы или условии труда, предусмотренные в списках.
Каждому ясно, что штатным расписанием невозможно подтвердить занятость работника на горячих участках работы, также как с помощью технологической инструкции нельзя сказать, в каком структурном подразделении занят работник.
С практической стороны лучше всего классифицировать документы по месту их нахождения, т.е. там где они создаются и, как правило, хранятся. Хотя в ряде случаев документы могут храниться и не в тех отделах или подразделениях, где они были созданы.
Необходимые документы могут находиться:
в отделе кадров (трудовая книжка, приказы, распоряжения, записки о приеме и увольнении);
в отделе организации труда и заработной платы (штатные расписания, штатная расстановка, тарифно-квалификационные справочники, должностные инструкции, данные по отпускам, сокращенному рабочему дню);
в отделе охраны труда (анализы условий труда, книги по учету инструктажа по технике безопасности, личные книжки по технике безопасности, данные о полученной спецодежде;
в бухгалтерии и финансовом отделе (лицевые счета, расчетно-платежные ведомости, списки основных средств, путевые листы, лимитные карты по расходам основных и вспомогательных материалов, накладные на отпуск материалов);
в техническом отделе (чертежи, планировки цеха, планы горных работ);
В отделах главного механика, главного электрика, главного энергетика (приказы, распоряжения о закреплении за определенным оборудованием, графики проведения ремонтов, технические паспорта на оборудование, журналы осмотра оборудования);
в отделе главного технолога (технологические инструкции, регламенты, режимы работы);
в табельной (табель учета рабочего времени);
у руководителей подразделений - начальники цехов, участков, главный врач (графики работы, дежурств, журналы учета отработанного времени, журналы дозиметрического контроля, учет работы с ионизирующими источниками, приказы о создании бригады);
у мастеров (наряды, нормированные задания);
у бригадиров (журналы заданий, рабочие книги);
в лабораториях (журналы лабораторных анализов по условиям труда);
в диспетчерских (путевые листы) и т.д.
Необходимо также знать следующее:
Каждый документ должен иметь дату его издания или составления, поскольку занятость на определенных работах должна подтверждаться документами того периода, когда эти работы проводились. Так, например, если меднику необходимо подтвердить его занятость на лужении и пайке за 1960-1970 годы, то подтверждающие документы должны быть изданы в эти годы.
Не могут являться основанием для подтверждения характера работ и условий труда: свидетельские показания одного или группы работников, в том числе и должностных лиц, акты, составленные без ссылки на документы, имеющиеся на предприятиях и в организациях;
справки должностных лиц без документальных обоснований.
В ряде случаев, когда на предприятиях и организациях не сохранились необходимые документы, но на протяжении ряда лет не менялась технология производства и оборудования, не изменялся характер работы и условия труда работников, для подтверждения стажа на льготную пенсию можно использовать документы, действующие на предприятии в данный период времени. Однако неизменность технологии, оборудования и т.д. требует дополнительного подтверждения. В этих случаях определить право оценки возможности принятия таких документов принадлежит органам социальной защиты.
Много затруднений в использовании документов связано со сроками их хранения. у Такие документы, как наряды, путевые листы, журналы (табели) спуска в шахту хранятся всего три года, тогда как имеющиеся в них данные могут понадобиться через десятки лет. Как быть в этом случае? Самое простое продлить их срок хранения на предприятии. Кроме того можно вести журнал учета отработанного времени или других данных из нарядов, табелей и т.д. необходимых для подтверждения стажа. Нужно только проследить, чтобы форма этих журналов утверждалась руководителем предприятия, велась ответственными лицами, с обеспечением контроля за достоверностью внесенных в журнал данных.
Следует учитывать, что все документы (их наличие, подлинность) должны проверяться работниками органов социальной защиты. Это обязывает лиц, ответственных за оформление пенсий на предприятиях и в организациях тщательно подходить к отбору необходимых документов.
Совет Министров РСФСР вышеуказанным постановлением от 2 октября 1991 г. № 517 обязал руководителей предприятий и организаций совместно с профсоюзными органами определить Перечень рабочих мест, наименования профессий и должностей, работникам которых в соответствии со Списками № 1 и № 2 установлено льготное пенсионное обеспечение; установить порядок в их ведении и хранении;
систематически проводить работу по предварительной подготовке документов о трудовом стаже и заработку работников, которые в ближайшие два, три года, приобретают право на льготную пенсию.
Таким образом, все вопросы о подтверждении документами права на льготное пенсионное обеспечение работников с особым характером работы и условиями труда решаются только на предприятиях и в организации.
Только они располагают всеми документальными обоснованиями, необходимыми для назначения льготных пенсий.
Поэтому каждый трудящийся при возникновении вопросов о его праве на льготную пенсию, прежде чем обращаться в вышестоящие организации, должен получить исчерпывающие ответы у себя на предприятии, заводе, фабрике, поликлинике, стройке. Первейший долг администрации и профсоюзной организации помочь каждому работнику разобраться в этом трудном и сложном вопросе.
А долг работников органов социальной защиты населения усилить организационно-методическую работу по оказанию помощи предприятиям и организациям при решении вопросов льготного пенсионного обеспечения.

Е.Б.АНИКАНОВ, Начальник отдела льготного пенсионного обеспечения Министерства социальной защиты РФ

По материалам  http://nucloweb.jinr.ru
Теги: Юридические услуги. Юристы. Адвокат. Консультации. Юридическая консультация. Помощь. Защита в суде
Ипотека. Налоги. Алименты. Семейные жилищные споры. Юрист. Суд. Ксерокопии.
Закон. Новости. Законы. Новый правовой центр. Московская область.
Реклама: Нотариус.. Экспертиза. Саморегулируемая организация строителей. СРО. Охрана. ЧОП, Триколор. ТВ

Комментариев нет:

Отправить комментарий