Розничная
продажа, реклама и курение табака будут существенно ограничены
23 февраля Президент РФ подписал
Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от
воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака"
(далее - Закон). Документ существенно изменяет правила розничной продажи
табачной продукции, устанавливает полный запрет ее рекламы, а также новые
ограничения, связанные с курением.
В отличие от действующих в настоящий
момент правил Закон ограничивает не только продажу табачных изделий и курение
табака, но также продажу и употребление иной продукции, не только табачной.
Например, под действие Закона подпадают электронные сигареты. Поскольку они
имитируют табачные изделия, их реализация будет запрещена.
Закон вступит в силу с 1 июня 2013 г.,
за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки
вступления в силу.
Продажа табачных изделий в розницу
Закон устанавливает правила, которые
существенно ограничат розничную продажу табачных изделий. Большая часть данных
правил начнет действовать с 1 июня 2014 г. Среди нововведений можно отметить
следующие.
1. Будет расширен перечень мест, в
которых не допускается розничная торговля табачными изделиями. Такими местами
станут железнодорожные вокзалы, автовокзалы, станции метрополитена, аэропорты,
морские, речные порты, гостиницы и др. Исключение составят магазины
беспошлинной торговли.
2. Будут установлены требования к
местам розничной продажи табачных изделий. Такую продажу можно будет
осуществлять только в магазинах и павильонах. Магазин должен представлять собой
здание (либо его часть), которое обеспечено специальными помещениями
(торговыми, подсобными и др.). Павильон должен быть строением, имеющим торговый
зал и рассчитанным на одно или несколько рабочих мест.
Таким образом, будет запрещена
розничная продажа табачных изделий иными способами и в иных торговых объектах,
в том числе киосках, которые не являются объектами недвижимого имущества или не
имеют торгового зала. Исключение предусмотрено только для населенных пунктов, в
которых магазины и павильоны отсутствуют.
3. В торговом зале будет запрещено
выкладывать и демонстрировать табачные изделия. Вместо этого продавец будет
обязан предоставить перечень табачной продукции. Законом предусмотрены
требования к его содержанию: все названия должны быть отпечатаны одним шрифтом;
необходимо использовать буквы черного цвета; наименования должны перечисляться
в алфавитном порядке с указанием цены; не допускается использовать графические
изображения и картинки.
4. Будет запрещена торговля табачными
изделиями дистанционным способом (в том числе и через Интернет), а также
торговля с использованием автоматов.
За нарушение вышеперечисленных правил
предусмотрена административная ответственность (ст. 14.15 КоАП РФ) в виде штрафа,
размер которого для организаций может составить от 10 до 30 тыс. руб., а для
предпринимателей - от 1 до 3 тыс. руб.
5. Цену на табачные изделия
предлагается сделать практически фиксированной - государство будет определять
не только максимальную стоимость одной единицы продукции (как это происходит в
настоящее время), но и минимальную, а продавец сможет устанавливать цену только
в этих пределах. Минимальная розничная цена согласно Закону будет составлять 75
процентов от максимальной, которая определяется в соответствии со ст. 187.1 НК
РФ. Условие о введении минимальной розничной цены вступит в силу с 1 января
2014 г.
За нарушение правил ценообразования
ответственность установлена ст. 14.6 КоАП РФ, и размер штрафов в таком случае
будет выше. Например, для юрлиц в случае завышения максимальной розничной цены
предусмотрен штраф в двукратном размере излишне полученной в результате
правонарушения выручки за весь период, в течение которого совершалось
правонарушение, но не более одного года.
Запрет на курение табака в
общественных местах
Согласно Закону будет увеличено
количество мест, где запрещено курение табака.
С 1 июня 2013 г. будет запрещено
курение на многих объектах транспортной инфраструктуры (железнодорожные
вокзалы, автовокзалы, речные порты, аэропорты и т.п.).
С 1 июня 2014 г. будет запрещено
курение в следующих местах:
- барах, кафе и ресторанах
(помещениях, предназначенных для оказания услуг общественного питания);
- гостиницах, хостелах, кемпингах и
т.п. (помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, услуг
коммунальных гостиниц и прочих коммунальных мест проживания, услуг размещения
туристов для временного проживания);
- поездах дальнего следования во время
перевозок пассажиров;
- судах, находящихся в дальнем
плавании, при оказании услуг по перевозке пассажиров (для них возможно
исключение по решению собственника судна при наличии специально выделенных
мест);
- на пассажирских железнодорожных
платформах пригородных поездов.
Установленный Законом перечень мест, в
которых запрещается курение табака, не является исчерпывающим. Органы госвласти
субъектов РФ будут наделены полномочиями запрещать курение и в иных
общественных местах.
Отметим, что за нарушение новых
запретов административная ответственность пока еще не установлена ни на уровне
федерального, ни на уровне регионального законодательства. В настоящее время в
Кодексе РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность
только за курение в вагонах (в том числе в тамбурах) пригородного поезда, в не
установленных для курения местах в поезде местного или дальнего сообщения, либо
на судне морского или внутреннего водного транспорта, либо на воздушном судне
при продолжительности полета менее трех часов (ч. 3 ст. 11.17 КоАП РФ). В таком
случае наказание (предупреждение или штраф в размере 100 руб.) накладывается
непосредственно на лиц, нарушивших запрет на курение.
Реклама табачных изделий
В соответствии с Законом с 1 июня 2013
г. реклама табачной продукции будет полностью запрещена. В документе содержится
перечень приравненных к такой рекламе действий, которые будет запрещено
совершать. К данным действиям, в частности, относятся:
- использование и имитация табачного
изделия для других видов товаров, не являющихся табачной продукцией, при
производстве таких товаров, оптовой и розничной торговле ими;
- бесплатное распространение табака и
табачных изделий среди населения, в том числе в качестве подарка.
Запрет коснется и такого способа
продвижения на рынке табачной продукции, как использование в рекламных целях
произведений искусства. Во вновь создаваемых аудиовизуальных произведениях
будет запрещено демонстрировать табачные изделия и процесс их потребления.
Исключение предусмотрено в отношении произведений, предназначенных для
взрослых, - в них демонстрацию или употребление табака допустимо изображать,
если соответствующий процесс является неотъемлемой частью художественного
замысла.
Также будет запрещено спонсорство
распространения табака. Под ним понимается любой вид вклада в любое событие с
целью прямо или косвенно стимулировать продажу табачного изделия или
употребление указанной продукции.
За нарушение законодательства о
рекламе для рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя
установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ) в виде
штрафа, размер которого для юрлиц может составить от 100 до 500 тыс. руб., а
для предпринимателей - от 4 до 20 тыс. руб.
СПЕЦ. ПРЕДЛОЖЕНИЕ: стоимость всех видов
услуг посредством электронной
связи (напишите нам вопрос на эл.
адрес: npcentr@bk.ru составляет
до 50% от цен указанных в Прайс-листе с которым Вы можете
ознакомится в разделе ЦЕНЫ
>>>.
По материалам
информационно-правовой системы " КонсультантПлюс ".
Подскажите, а реклама кальяна в ресторанах нарушает закон?
ОтветитьУдалить