5 марта 2013 года
Рассмотрев
вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Организация, ведущая туристскую
деятельность, вправе осуществлять наличные денежные расчеты с населением либо с
применением контрольно-кассовой техники, либо с выдачей бланка строгой
отчетности. Это относится и к случаям внесения физическим лицом предоплаты
(аванса).
Обоснование
вывода:
Согласно ст. 1 Федерального закона от
24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской
Федерации" (далее - Закон N 132-ФЗ) туроператорская деятельность -
деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта,
осуществляемая юридическим лицом (далее - туроператор); турагентская
деятельность - деятельность по продвижению и реализации туристского продукта,
осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее -
турагент). Под реализацией туристского продукта понимается деятельность
туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского
продукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта, а также
деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в
соответствии с данным договором.
Закон N 132-ФЗ в редакции,
действовавшей до 4 мая 2012 года, прямо предусматривал обязанность
туроператоров и турагентов при реализации туристского продукта оформлять
туристскую путевку - документ, содержащий условия путешествия, подтверждающий
факт оплаты туристского продукта, являющийся бланком строгой отчетности и
неотъемлемой частью договора о реализации туристского продукта (ст. 1, ст. 10
Закона N 132-ФЗ в старой редакции). Однако Федеральным законом от 03.05.2012 N
47-ФЗ (далее - Закон N 47-ФЗ) в Закон N 132-ФЗ были внесены изменения,
исключившие упоминание о необходимости оформления туристской путевки. Однако в
Правила оказания услуг по реализации туристского продукта (далее - Правила),
утвержденные постановлением Правительства РФ от 18.07.2007 N 452, в связи с
принятием Закона N 47-ФЗ изменения внесены не были. Правила по-прежнему
обязывают туроператоров и турагентов при продаже туристского продукта оформлять
и передавать потребителю туристических услуг туристскую путевку (п.п. 13, 16,
19 Правил).
Кроме того, утвержденная приказом
Минфина России от 09.07.2007 N 60н форма бланка строгой отчетности
"Туристская путевка" в настоящее время не отменена и не признана
утратившей силу.
По нашему мнению, с момента вступления
в силу Закона N 47-ФЗ порядок реализации туристского продукта, предусмотренный
Правилами, должен применяться лишь в части, не противоречащей Закону N 132-ФЗ.
Этот вывод может быть обоснован, в частности, положением п. 5 ст. 3 ГК РФ, в
соответствии с которым в случае противоречия постановления Правительства РФ ГК
РФ или иному закону применяется ГК РФ или соответствующий закон. Это в полной
мере относится и к Закону N 132-ФЗ, как регулирующему отношения участников
гражданского оборота в сфере туристического обслуживания.
В связи с этим, мы полагаем,
туристская путевка при заключении договора может не оформляться. Но это не
означает, что туроператор и турагент не вправе использовать туристскую путевку
как бланк строгой отчетности в случае осуществления с заказчиками туристических
услуг наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных
карт без применения контрольно-кассовой техники. Такая возможность следует из
положений п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О
применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных
расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон
N 54-ФЗ), постановления Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 "О порядке
осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием
платежных карт без применения контрольно-кассовой техники" (далее -
Постановление N 359). Правомерность использования туристской путевки как
документа, подтверждающего прием денежных средств в случае оказания туристских
услуг населению, подтверждается и разъяснениями контролирующих органов (письмо
ФНС России от 10.09.2012 N АС-4-2/14961@).
Пунктом 1 ст. 5 Закона N 54-ФЗ
установлена обязанность продавца выдавать покупателям (клиентам) при
осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием
платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой
кассовые чеки. Согласно п. 1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника
(ККТ), включенная в Государственный реестр, применяется на территории РФ в
обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями
при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с
использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или
оказания услуг.
Однако согласно п. 2 ст. 2 Закона N
54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком,
определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и
(или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в случае
оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой
отчетности (БСО). Следовательно, организация, ведущая туристскую деятельность,
вправе осуществлять наличные денежные расчеты без применения ККТ при условии
оформления и выдачи формы бланка строгой отчетности "Туристская путевка".
В противном случае должна применяться ККТ.
Что касается применения ККТ при
получении предоплаты, то Закон N 54-ФЗ не освобождает организации и
индивидуальных предпринимателей от применения контрольно-кассовой техники при
осуществлении наличных денежных расчетов в случае оплаты товаров (работ, услуг)
до их предоставления покупателю (письма Минфина России от 25.04.2011 N
03-03-06/1/268, от 08.12.2005 N 03-01-20/5-231, УФНС России по г. Москве от
17.09.2010 N 17-15-098018, постановление Президиума ВАС РФ от 21.03.2006 N
13854/05)*(1).
Следовательно, возникает необходимость
применения ККТ при получении от покупателя (физического лица) частичной оплаты
(предоплаты) за оказание туристских услуг. Однако в результате одновременной
выдачи и контрольно-кассового чека, и БСО может возникнуть путаница в учете,
так как в результате одна и та же операция будет оформлена дважды. Более того,
пробитые на кассовой машине суммы, как правило, обезличены, поэтому при
определенных обстоятельствах (например в случае проведения налоговой проверки)
организации, возможно, придется доказывать, что сумма, отраженная в кассовом
чеке и БСО, поступила один раз в счет оплаты за один и тот же туристский
продукт. Поэтому при окончательном расчете на сумму аванса, проведенного через
ККТ, целесообразно произвести возврат денежных средств с оформлением
соответствующих документов и выписать бланк строгой отчетности (путевку) на
полную стоимость услуги. На необходимость соблюдения такого порядка указывают и
налоговые органы (письма УФНС России по г. Москве от 21.09.2007 N 22-12/091498,
от 08.02.2007 N 22-12/012455). Кроме того, по нашему мнению, вместо применения
ККТ прием предоплаты может быть оформлен выдачей клиенту бланка строгой
отчетности (например квитанции) отвечающей всем требованиям, установленным в
Постановлении N 359, с последующим оформлением возврата.
Отметим, что такой вариант оформления
будет иметь некоторые недостатки, поскольку потребует большего количества
времени для работы бухгалтера, а также создаст определенные неудобства для
покупателей.
*(1) В судебной практике встречались решения, когда суд
вставал на сторону налогоплательщика, придя к выводу о том, что Закон
N 54-ФЗ связывает обязанность по применению ККТ и выдаче чека с фактом
получения денег в оплату проданного товара, выполненной работы, оказанной
услуги. Получение предоплаты не влекло за собой передачу туристической путевки
и не требовало применения ККТ. Поэтому вменение выдачи кассового чека в момент
оплаты независимо от оказания услуги в обязанность необоснованно (постановление
ФАС Московского округа от 25.07.2005 N КА-А40/6643-05). С этой позицией
сложно согласиться. Кроме того, в более поздних решения ВАС РФ пришел к
противоположному выводу.
СПЕЦ. ПРЕДЛОЖЕНИЕ: стоимость всех видов
услуг посредством электронной
связи (напишите нам вопрос на эл.
адрес: npcentr@bk.ru составляет
до 50% от цен указанных в Прайс-листе с которым Вы можете
ознакомится в разделе ЦЕНЫ
>>>.
По материалам правовой
системы Гарант
Комментариев нет:
Отправить комментарий