10 апреля 2014
года.
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Место работы и
средний заработок за сотрудником, призванным на срочную военную службу, не
сохраняются. Такой сотрудник подлежит увольнению.
Обоснование вывода:
Призыв работника
на военную службу является одним из оснований прекращения с ним трудового
договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (п. 1 части первой ст.
83 ТК РФ). Поскольку прекращение трудового договора означает прекращение
трудовых отношений между работником и работодателем (ст.ст. 15 и 16 ТК РФ), то
место работы за уволенным работником не сохраняется. Соответственно, не
подлежит сохранению за ним и средний заработок.
Однако следует
иметь в виду, что абзацем третьим п. 5 ст. 23 Федерального закона от 27.05.1998
N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон N 76-ФЗ) за
гражданами, работавшими до призыва на военную службу в государственных
организациях, в течение трех месяцев после увольнения с военной службы
сохраняется право на поступление на работу в те же организации на должность не
ниже занимаемой до призыва на военную службу. При этом понятие
"государственная организация" в Законе N 76-ФЗ не определено.
Отсутствует оно и в других нормативных правовых актах.
Близкие же по
смыслу термины не отличаются однообразным подходом к определению круга таких
организаций. Так, имеющийся в законодательстве термин "организации
государственного сектора" не охватывает государственные унитарные
предприятия (п. 9 ст. 3 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О
бухгалтерском учете"). В то же время другие нормативные правовые акты
относят указанное юридическое лицо к организациям с участием государства (п. 9
ст. 2 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о
повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации").
Учитывая, что
имущество государственного унитарного предприятия продолжает принадлежать на
праве собственности государству (п. 2 ст. 113 ГК РФ), а государство в лице РФ
или субъекта РФ является его единственным учредителем (п. 1 ст. 8 Федерального
закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных
предприятиях"), полагаем, что такое предприятие, хотя и является
коммерческой организацией, может считаться государственной организацией в
смысле, придаваемом этому термину п. 5 ст. 23 Закона N 76-ФЗ.
Следовательно, в
рассматриваемом случае работник, призванный на срочную военную службу, имеет
право в течение трех месяцев после увольнения с нее вновь трудоустроиться в
унитарное предприятие на должность не ниже занимаемой им на сегодняшний день.
Обращаем Ваше
внимание на то, что и при реализации данной нормы государственными
организациями речь не идет о сохранении за увольняемым работником прежней должности,
так как рассматриваемая норма гарантирует лишь право на поступление на работу
на должность не ниже занимаемой до призыва на военную службу при ее наличии в
организации.
Конституционный
Суд РФ в своем определении от 04.07.2002 N 197-О указывает, что отсутствие
вакансий на прежнем месте работы (например, в связи с сокращением численности
работников или по иной причине) не противоречит закону и не препятствует
гражданину, уволенному с военной службы, реализовать свое право на труд путем
обращения в структуры службы занятости, занимающиеся трудоустройством и
профессиональным обучением бывших военнослужащих.
Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга
ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей
8(905) 703-14-15 или
8(919) 728-50-31
Почти бесплатно: стоимость услуг по электронной почте составляет до
50% от цен указанных в Прайс-листе
с которым Вы
можете ознакомится в разделе ЦЕНЫ >>>.
Помощь и
защита в суде. Адвокат. Суд городской, Арбитражный, Третейский суд..Ремонт холодильного
оборудования в г. Серпухов - Чехов
. Продажа и установка
спутниковых антенн. Триколор НТВ+ Радуга ТВ. Актив TV и другие
Комментариев нет:
Отправить комментарий