25 сентября 2014 г.

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Вопрос:
О переходе индивидуального предпринимателя на ПСН в отношении сдачи в аренду нежилых помещений, принадлежащих ему на праве общей долевой собственности.
Ответ:
В соответствии с подпунктом 19 пункта 2 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) на патентную систему налогообложения могут переходить индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по сдаче в аренду (внаем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих им на праве собственности.
В силу пункта 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц (пункт 2 статьи 209 ГК РФ). В частности, собственник имеет право отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно пункту 1 статьи 244 ГК РФ имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности.
Пунктом 2 статьи 244 ГК РФ установлено, что имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевой собственности).
При этом само по себе обстоятельство, что лицу принадлежит доля в праве общей собственности на имущество, не позволяет ему распоряжаться таким имуществом либо его частью по своему усмотрению. Распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников (пункт 1 статьи 246 ГК РФ). В связи с этим передача в аренду части имущества, находящегося в общей долевой собственности, должна осуществляться с согласия всех ее участников.
Исходя из этого индивидуальный предприниматель, осуществляющий предпринимательскую деятельность по сдаче в аренду собственных нежилых помещений, принадлежащих ему на праве общей долевой собственности, при наличии согласия других собственников нежилых помещений, находящихся в этой общей долевой собственности, на сдачу нежилых помещений в аренду вправе перейти на патентную систему налогообложения в общеустановленном порядке при условии, что общая площадь сдаваемых в аренду помещений не превышает площадь имущества, приходящегося на долю индивидуального предпринимателя в общей долевой собственности на это имущество.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 19 мая 2014 г. N 03-11-11/23438
Вопрос:
Об уменьшении ЕНВД и налога, уплачиваемого при применении УСН, на страховые взносы, если при осуществлении деятельности, переведенной на УСН, индивидуальный предприниматель не производит выплат физлицам.
Ответ:
Пунктом 2 статьи 346.32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что сумма единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, исчисленная налогоплательщиком, перешедшим на применение системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, за налоговый период, уменьшается на сумму:
1) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации при выплате налогоплательщиком вознаграждений работникам;
2) расходов по выплате в соответствии с законодательством Российской Федерации пособия по временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности работника, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон), в части, не покрытой страховыми выплатами, произведенными работникам страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на осуществление соответствующего вида деятельности, по договорам с работодателями в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом;
3) платежей (взносов) по договорам добровольного личного страхования, заключенным со страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на осуществление соответствующего вида деятельности, в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом. Указанные платежи (взносы) уменьшают сумму единого налога на вмененный доход, если сумма страховой выплаты по таким договорам не превышает определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации размера пособия по временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности работника, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом.
Указанные страховые платежи (взносы) и пособия уменьшают сумму единого налога на вмененный доход, исчисленную за налоговый период, в случае их уплаты в пользу работников, занятых в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается данный налог. При этом сумма единого налога на вмененный доход не может быть уменьшена на сумму указанных расходов более чем на 50 процентов (пункт 2.1 статьи 346.32 Кодекса).
На основании пункта 7 статьи 346.26 Кодекса налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения. При этом учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению единым налогом на вмененный доход, осуществляется налогоплательщиками в общеустановленном порядке.
Согласно пункту 4 статьи 346.12 Кодекса индивидуальные предприниматели, перешедшие в соответствии с пункту 4 статьи 346.12 Кодекса на уплату единого налога на вмененный доход по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности. Указанные налогоплательщики ведут раздельный учет доходов и расходов по разным специальным налоговым режимам.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 346.21 Кодекса при исчислении суммы налога не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам индивидуальные предприниматели, перешедшие на применение упрощенной системы налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу) на уплаченные страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере. Для указанных налогоплательщиков Кодексом не предусмотрено ограничение по уменьшению сумм налога (авансовых платежей по налогу) на сумму уплаченных ими страховых взносов.
Таким образом, Кодексом установлен порядок уменьшения сумм единого налога на вмененный доход и налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, налогоплательщиком - индивидуальным предпринимателем, совмещающим применение указанных специальных налоговых режимов, на расходы по уплате страховых платежей (взносов).
В том случае, если данный налогоплательщик при осуществлении предпринимательской деятельности, в отношении которой применяется упрощенная система налогообложения, не производит выплат и иных вознаграждений физическим лицам, он вправе уменьшить сумму налога, уплачиваемого в связи с применением вышеназванной системы налогообложения (авансовых платежей по налогу), на уплаченные страховые взносы за себя в фиксированном размере без ограничения.
Данное положение распространяется на взносы, уплачиваемые индивидуальным предпринимателем в соответствии с пунктом 2 части 1.1 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", включая 1,0 процента от суммы дохода, превышающего 300 000 руб. за расчетный период.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 19 мая 2014 г. N 03-11-11/23423
Вопрос:
В банки - члены АРБ направляются решения налоговых органов о приостановлении операций по счетам доверительного управления, открытым клиентами банков, а также инкассовых поручений на списание сумм задолженности по налогам и сборам, выставленных к указанным счетам.
Правовые основы доверительного управления имуществом закреплены в гл. 53 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). В соответствии с п. 1 ст. 1012 ГК РФ по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя).
Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему.
В соответствии с п. 3 ст. 1012 ГК РФ сделки с переданным в доверительное управление имуществом доверительный управляющий совершает от своего имени, указывая при этом, что он действует в качестве такого управляющего. Это условие считается соблюденным, если при совершении действий, не требующих письменного оформления, другая сторона информирована об их совершении доверительным управляющим в этом качестве, а в письменных документах после имени или наименования доверительного управляющего сделана пометка "Д.У.".
При отсутствии указания о действии доверительного управляющего в этом качестве доверительный управляющий обязывается перед третьими лицами лично и отвечает перед ними только принадлежащим ему имуществом.
Статьей 1018 ГК РФ установлено, что имущество, переданное в доверительное управление, обособляется от другого имущества учредителя управления, а также от имущества доверительного управляющего. Это имущество отражается у доверительного управляющего на отдельном балансе, и по нему ведется самостоятельный учет. Для расчетов по деятельности, связанной с доверительным управлением, открывается отдельный банковский счет.
Пунктом 2.7 Инструкции Банка России от 14.09.2006 N 28-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)" (далее - Инструкция Банка России N 28-И) предусмотрено, что счета доверительного управления открываются доверительному управляющему для осуществления расчетов, связанных с деятельностью по доверительному управлению.
Приведенные нормы ГК РФ и Инструкции Банка России N 28-И позволяют сделать однозначный вывод о том, что денежные средства, находящиеся на счетах доверительного управления, не принадлежат доверительному управляющему на праве собственности.
Напротив, из содержания норм п. 2 ст. 11, ст. 46 и ст. 76 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) следует, что решение о приостановлении операций по счетам, равно как инкассовое поручение на списание сумм налогов (сборов), пеней, штрафов в рамках безакцептного взыскания налоговой задолженности, может быть принято налоговым органом только в отношении тех банковских счетов, которые открыты непосредственно налогоплательщику (плательщику сборов, налоговому агенту) для совершения расчетов при осуществлении им своей хозяйственной деятельности.
Согласно абз. 9 п. 2 ст. 11 НК РФ под счетом понимаются расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета. Следовательно, понятие счета, используемое в НК РФ для целей налогообложения, должно удовлетворять трем требованиям, а именно: наличие договора, на основании которого открыт счет; возможность зачисления на счет денежных средств; возможность расходования денежных средств со счета.
Счета доверительного управления предполагают иной режим использования. Несмотря на то что на счете доверительного управления находятся денежные средства учредителя управления, открыт он другому лицу. Операции с указанными денежными средствами совершает доверительный управляющий, но право собственности на них сохраняется у учредителя доверительного управления.
В связи с этим счета доверительного управления не отвечают признакам счета, указанным в абз. 9 п. 2 ст. 11 НК РФ, и налоговый орган не вправе вынести решение о приостановлении операций по таким счетам.
Если непредставление налоговой декларации и (или) неисполнение обязанности по уплате налогов (сборов) совершено доверительным управляющим в связи со своей хозяйственной деятельностью, основания для приостановления операции по счету доверительного управления отсутствуют, поскольку по указанному счету проводятся операции, связанные с доверительным управлением имуществом, которое управляющему не принадлежит и по которому ведется отдельный баланс. А учитывая, что со счетов доверительного управления можно осуществлять только расчеты, связанные с доверительным управлением, можно сделать вывод, что недоимки по налогам (сборам), пеням и штрафам, возникшим у доверительного управляющего, не могут быть погашены за счет средств, находящихся на счетах доверительного управления (т.е. за счет средств, фактически не являющихся собственностью доверительного управляющего).
Соответствующие налоговые правонарушения, совершенные учредителем управления, также не дают оснований для приостановления операций по счету доверительного управления имуществом, поскольку владельцем счета является доверительный управляющий, а не учредитель управления. А взыскание долга учредителя управления за счет переданного в доверительное управление имущества возможно только при процедуре его банкротства (п. 2 ст. 1018 ГК РФ).
Арбитражные суды придерживаются аналогичного мнения о том, что приостановление операций по счетам в банке, принудительное взыскание налога за счет денежных средств на счетах в банках должны быть применены к счетам, на которых учитываются денежные средства, принадлежащие управляющей компании, а не к счетам доверительного управления, на которых учитываются и хранятся денежные средства третьих лиц (см., например, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2009 N 09АП-17294/2009-АК, Постановление ФАС Уральского округа от 06.09.2011 N Ф09-5496/11 по делу N А60-1044/11).
Законодательство не предусматривает прямого запрета на приостановление операций по счетам доверительного управления и на принудительное взыскание задолженности по налоговым платежам за счет денежных средств, находящихся на указанных счетах.
Вправе ли налоговый орган вынести решение о приостановлении операций по счетам доверительного управления либо выставить инкассовое поручение к указанным счетам на списание задолженности по налогам (сборам), пеням и штрафам?
Ответ:
В соответствии со статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) взыскание налогов (сборов, пеней, штрафов) производится за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).
При взыскании налога налоговым органом может быть применено в порядке и на условиях, которые установлены статьей 76 Кодекса, приостановление операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в банках (пункт 8 статьи 46 Кодекса).
Согласно пункту 2 статьи 11 Кодекса для целей Кодекса счетами признаются расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета.
Указанные признаки характерны и для счета доверительного управления.
Согласно пункту 2.7 инструкции Банка России от 30.05.2014 N 153-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов" счет доверительного управления открывается доверительному управляющему для осуществления операций, связанных с деятельностью по доверительному управлению.
В соответствии с частью 1 статьи 1012 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему.
Вместе с тем согласно статье 1023 Гражданского кодекса Российской Федерации доверительный управляющий имеет право на вознаграждение, предусмотренное договором доверительного управления имуществом, а также на возмещение необходимых расходов, произведенных им при доверительном управлении имуществом, за счет доходов от использования этого имущества.
Учитывая изложенное, статьи 46 и 76 Кодекса могут быть применены по налоговым обязательствам налогоплательщика - доверительного управляющего к счету доверительного управления в части денежных средств, принадлежащих этому доверительному управляющему, при наличии у налогового органа соответствующей информации.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 25 июля 2014 г. N 03-02-07/1/36715
Вопрос:
О применении к дивидендам, выплачиваемым кипрскому участнику, льготной ставки по налогу на прибыль или НДФЛ в соответствии с Соглашением об избежании двойного налогообложения, заключенным Правительствами Кипра и РФ.
Ответ:
Согласно подпункту "а" пункта 2 статьи 10 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (далее - Соглашение) дивиденды, выплачиваемые компанией, являющейся резидентом одного Договаривающегося Государства, резиденту другого Договаривающегося Государства, могут облагаться налогом в первом упомянутом Государстве в размере, не превышающем 5% от общей суммы дивидендов, если лицо, имеющее фактическое право на дивиденды, прямо вложило в капитал компании сумму, эквивалентную не менее 100 000 долл. США.
На основании пункта 3 статьи 25 Соглашения российскими и кипрскими компетентными органами был подписан Меморандум о взаимопонимании к Соглашению от 11.07.2000.
В данном Меморандуме закреплено обоюдное понимание того, что прямым вложением в капитал компании считается как приобретение акций при первичной или последующих эмиссиях, так и покупка акций через фондовую биржу или непосредственно у предыдущего владельца акций.
Основной принцип определения суммы, эквивалентной 100 000 долл. США, установленный в Меморандуме, заключается в том, что стоимостью инвестиций (вложения) является сумма, фактически уплаченная инвестором (вкладчиком) на дату приобретения акций и не подлежащая последующему пересчету в связи с колебаниями биржевого или валютного курса.
В Меморандуме о взаимопонимании к Соглашению от 31.10.2001 указанная выше позиция также подтверждена сторонами, однако с оговоркой о том, что такого рода сделка (приобретение акций) должна быть совершена на основе принципа "вытянутой руки".
Под сделкой, совершенной на основе принципа "вытянутой руки", понимается сделка по приобретению акций компании при соблюдении принципа использования рыночных цен между независимыми участниками при аналогичных сделках и на аналогичных условиях.
Для подтверждения права на применение налоговой ставки, предусмотренной подпунктом "а" пункта 2 статьи 10 Соглашения, резидентам Республики Кипр необходимо представить налоговому агенту документы, подтверждающие факт прямого вложения в капитал российской организации, а также документы, содержащие сведения о сумме фактической оплаты доли в капитале.
При приобретении акций на вторичном рынке критерий определения суммы, эквивалентной 100 000 долл. США, заключается в том, что размер инвестиции определяется суммой, фактически уплаченной на дату приобретения акций или других прав на участие в прибыли, при соблюдении принципа использования рыночных цен между независимыми участниками сделки.
В качестве документов, подтверждающих взнос в капитал российской компании, выплачивающей дивиденды, могут рассматриваться копии договоров купли-продажи акций (долей) такой российской компании и копии документов, подтверждающих оплату по договорам, в частности копии выписок банка, либо платежных поручений, либо подтверждение депозитарно-клиринговой компании о произведенных расчетах.
Учитывая изложенное, применение льготной ставки налога в размере 5%, установленной подпунктом "а" пункта 2 статьи 10 Соглашения, возможно, если на дату выплаты дивидендов вложение кипрского участника в капитал российской организации соответствует условиям подпункта "а" пункта 2 статьи 10 Соглашения.
Кроме того, Протоколом от 07.10.2010 к Соглашению в статье V Протокола изменено пороговое значение валютного вложения в уставный капитал (со 100 000 долл. США на 100 000 евро), которое применяется с 01.01.2013 г.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 19 мая 2014 г. N 03-08-РЗ/23624
Вопрос:
О выполнении функций налогового агента по налогу на прибыль при выплате дивидендов через номинального держателя - депозитарий.
Ответ:
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации. При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 275 Кодекса, если иное не предусмотрено Кодексом, российская организация, являющаяся источником дохода налогоплательщика в виде дивидендов, признается налоговым агентом по налогу на прибыль организаций. В соответствии со статьей 11 Кодекса источником выплаты доходов налогоплательщику признается организация или физическое лицо, от которых налогоплательщик получает доход. Особенности исполнения функций налогового агента при выплате доходов в виде дивидендов по акциям, выпущенным российской организацией, установлены пунктом 7 статьи 275 Кодекса, в соответствии с которым определены организации, выполняющие функции налогового агента при выплате таких доходов иностранным организациям.
Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" от 29.12.2012 N 282-ФЗ (далее - Закон N 282-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ) и Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон N 39-ФЗ) в части определения порядка выплаты дивидендов. Согласно пункту 4 статьи 14 Закона N 282-ФЗ положения, изменяющие порядок выплаты дивидендов, вступили в силу с 01.01.2014.
В соответствии с новой редакцией пункта 3 статьи 42 Закона N 208-ФЗ решением о выплате (объявлении) дивидендов общего собрания акционеров должна быть установлена дата, на которую определяются лица, имеющие право на получение дивидендов.
Согласно пункту 5 статьи 42 Закона N 208-ФЗ дата, на которую в соответствии с решением о выплате (объявлении) дивидендов определяются лица, имеющие право на их получение, не может быть установлена ранее 10 дней с даты принятия решения о выплате (объявлении) дивидендов и позднее 20 дней с даты принятия такого решения.
В соответствии с положениями пункта 6 статьи 42 Закона N 208-ФЗ срок выплаты дивидендов номинальному держателю и являющемуся профессиональным участником рынка ценных бумаг доверительному управляющему, которые зарегистрированы в реестре акционеров, не должен превышать 10 рабочих дней, а другим зарегистрированным в реестре акционеров лицам - 25 рабочих дней с даты, на которую определяются лица, имеющие право на получение дивидендов.
Согласно пункту 7 статьи 42 Закона N 208-ФЗ дивиденды выплачиваются лицам, которые являлись владельцами акций соответствующей категории (типа) или лицами, осуществляющими в соответствии с федеральными законами права по этим акциям, на конец операционного дня даты, на которую в соответствии с решением о выплате дивидендов определяются лица, имеющие право на их получение.
В соответствии с новой редакцией пункта 3 статьи 8 Закона N 39-ФЗ держатель реестра для осуществления прав по ценным бумагам составляет на определенную дату список лиц, осуществляющих права по ценным бумагам, или список зарегистрированных лиц.
Лицо, которому открыт депозитный лицевой счет, включается в список зарегистрированных лиц, составляемый для осуществления права на получение доходов и иных выплат по ценным бумагам.
Согласно пункту 3 статьи 8 Закона N 39-ФЗ в обязанности держателя реестра входит составлять список лиц, осуществляющих права по ценным бумагам, по требованию эмитента или иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8.7 Закона N 39-ФЗ владельцы акций и иные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами права по ценным бумагам, права которых на акции учитываются депозитарием, получают дивиденды в денежной форме по акциям через депозитарий, депонентами которого они являются.
В силу положений пункта 3 статьи 8.7 Закона N 39-ФЗ депозитарий обязан передать выплаты по ценным бумагам путем перечисления денежных средств на банковские счета, определенные депозитарным договором, своим депонентам, которые являются номинальными держателями и доверительными управляющими - профессиональными участниками рынка ценных бумаг, не позднее следующего рабочего дня после дня их получения, а выплаты по ценным бумагам иным депонентам - не позднее семи рабочих дней после дня их получения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 8.7 Закона N 39-ФЗ передача выплат по акциям осуществляется депозитарием лицам, являющимся его депонентами, на конец операционного дня той даты, на которую определяются лица, имеющие право на получение объявленных дивидендов по акциям эмитента.
В связи с тем что согласно новой редакции Закона N 39-ФЗ у депозитария отсутствует обязанность раскрытия эмитенту информации об акционерах, эмитент на дату перечисления суммы дивидендов номинальному держателю и являющемуся профессиональным участником рынка ценных бумаг доверительному управляющему не располагает информацией о том, кто является лицом, осуществляющим права по ценным бумагам, - получателем доходов в виде дивидендов по акциям - российская или иностранная организация. Следовательно, с учетом того обстоятельства, что статьей 275 Кодекса установлен различный порядок определения организации - налогового агента в зависимости от того, производится выплата доходов иностранной или российской организации, эмитент не может быть признан источником дохода для получателя дивидендов российской организации, осуществляющей права по ценным бумагам.
Исходя из системного толкования норм законодательства о налогах и сборах в рассматриваемом случае депозитарий - номинальный держатель, в котором открыты счета депо владельцев - российских организаций, - является источником дохода для таких организаций и, следовательно, признается налоговым агентом по таким выплатам в силу пункта 3 статьи 275 Кодекса.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 16 мая 2014 г. N 03-08-05/23197
Вопрос:
О налогообложении налогом на прибыль процентов, приравненных к дивидендам, выплачиваемых российской организацией, более 20% которой принадлежит иностранной организации, по договору займа с другой российской организацией, являющейся аффилированным лицом по отношению к указанным организациям.
Ответ:
В соответствии с п. 2 ст. 269 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), если налогоплательщик - российская организация имеет непогашенную задолженность по долговому обязательству перед иностранной организацией, прямо или косвенно владеющей более чем 20 процентами уставного (складочного) капитала (фонда) этой российской организации, либо по долговому обязательству перед российской организацией, признаваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации аффилированным лицом указанной иностранной организации, а также по долговому обязательству, в отношении которого такое аффилированное лицо и (или) непосредственно эта иностранная организация выступают поручителем, гарантом или иным образом обязуются обеспечить исполнение долгового обязательства российской организации (далее - контролируемая задолженность перед иностранной организацией), и если размер контролируемой задолженности перед иностранной организацией более чем в 3 раза (для банков, а также для организаций, занимающихся исключительно лизинговой деятельностью, - более чем в 12,5 раза) превышает разницу между суммой активов и величиной обязательств налогоплательщика - российской организации на последнее число отчетного (налогового) периода, при определении предельного размера процентов, подлежащих включению в состав расходов, с учетом положений п. 1 ст. 269 Кодекса применяются правила, установленные ст. 269 Кодекса.
Налогоплательщик обязан на последнее число каждого отчетного (налогового) периода исчислять предельную величину признаваемых расходом процентов по контролируемой задолженности путем деления суммы процентов, начисленных налогоплательщиком в каждом отчетном (налоговом) периоде по контролируемой задолженности, на коэффициент капитализации, рассчитываемый на последнюю отчетную дату соответствующего отчетного (налогового) периода.
Коэффициент капитализации определяется путем деления величины соответствующей непогашенной контролируемой задолженности на величину собственного капитала, соответствующую доле прямого или косвенного участия этой иностранной организации в уставном (складочном) капитале (фонде) российской организации, и деления полученного результата на три (для банков и организаций, занимающихся лизинговой деятельностью, - на двенадцать с половиной).
Пунктом 3 ст. 269 Кодекса установлено, что в состав расходов включаются проценты по контролируемой задолженности, рассчитанные в соответствии с п. 2 данной статьи, но не более фактически начисленных процентов.
Согласно п. 4 ст. 269 Кодекса положительная разница между начисленными процентами и предельными процентами, исчисленными в соответствии с порядком, установленным п. 2 ст. 269 Кодекса, приравнивается в целях налогообложения к дивидендам, уплаченным иностранной организации, в отношении которой существует контролируемая задолженность, и облагается налогом в соответствии с п. 3 ст. 284 Кодекса.
Таким образом, в случае если российская организация, более 20% которой принадлежит иностранной организации, заключила договор займа с российской организацией, являющейся аффилированным лицом как по отношению к иностранной организации, так и по отношению к российской организации, являющейся заемщиком, то указанная задолженность признается контролируемой, а процентный доход, выплачиваемый по такому договору, учитывается российской организацией в составе доходов.
Организация-заемщик определяет предельную величину контролируемой задолженности и вправе признать в качестве расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций, сумму начисленных по договору займа (кредитному договору) процентов в порядке, предусмотренном ст. 269 Кодекса. При этом положительная разница между суммой начисленных процентов и суммой предельных процентов, исчисленной на основании п. 2 ст. 269 Кодекса, приравнивается в целях налогообложения к дивидендам, выплачиваемым иностранным организациям, и не учитывается российской организацией - заемщиком в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций. Налогообложение выплачиваемых дивидендов производится российской организацией в виде удержания налога у источника.
Одновременно следует учитывать, что фактически выплата положительной разницы между суммой начисленных процентов и суммой предельных процентов, исчисленной на основании п. 2 ст. 269 Кодекса, осуществляется российской организации, а не иностранной организации. При этом для организации-заимодавца сумма процентов по договору займа признается доходами в виде процентов по долговому обязательству в полном объеме, поскольку правила, установленные ст. 269 Кодекса, устанавливают особенности отнесения процентов по долговым обязательствам к расходам, а не к доходам. Налогообложение у источника при выплате доходов в виде процентов, выплачиваемых российским организациям, по долговым обязательствам, оформленным договором займа с российскими организациями, Кодексом не предусмотрено.
В соответствии с п. 7 ст. 3 Кодекса все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). В этой связи, при выплате российской организации положительной разницы между суммой начисленных процентов и суммой предельных процентов, исчисленной на основании п. 2 ст. 269 Кодекса, удержание налога с дивидендов организацией-заемщиком не производится.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 11 апреля 2014 г. N 03-08-05/16607


8(905) 703-14-15   или  8(919) 728-50-31
Почти бесплатно: стоимость услуг по электронной почте составляет до 50%  от цен указанных в Прайс-листе с которым Вы  можете ознакомится   в  разделе ЦЕНЫ  >>>.
E- Mail:    npcentr@bk.ru

По материалам  © КонсультантПлюс, 1992-2014
    Помощь и защита в суде. Адвокат. Суд городской, Арбитражный, Третейский суд..

Комментариев нет:

Отправить комментарий