|
Свидетельство о смерти – это документ,
выдаваемый в качестве подтверждения факта смерти гражданина при
государственной регистрации в органах актов гражданского состояния.
Свидетельство о смерти выдают в день обращения в органы регистрации актов
гражданского состояния.
Вопросы государственной регистрации
смерти и выдачи свидетельства о смерти регламентируются законом РФ от 15.11.1997 года №
143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (с
изменениями, внесенными федеральным законом от 25 ноября 2013 г. № 17-ФЗ) в
ст. 64-68 и Постановлением
Правительства РФ от 31 октября 1998 года № 1274 «Об утверждении форм бланков
заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок
и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов
гражданского состояния».
|
Свидетельство о смерти выдается отделениями ЗАГС по последнему месту
жительства умершего, месту наступления смерти, месту обнаружения тела умершего
или по месту нахождения организации, выдавшей документ о смерти (п. 1 ст. 65
закона «Об актах гражданского состояния»), за исключением случаев, когда смерть
наступила в транспортном средстве (поезде, самолете и т.п.), во время
экспедиции или в отдаленной местности (п. 2 и 3 ст. 65).
В свидетельство о смерти вносятся следующие данные: фамилия, имя,
отчество, дата и место рождения, гражданство, дата и место смерти умершего;
дата составления и номер записи акта о смерти; место государственной
регистрации смерти (наименование органа записи актов гражданского состояния,
которым произведена государственная регистрация смерти); дата выдачи
свидетельства о смерти.
Свидетельство представляет собой страницу формата А4 с водяными знаками.
Все записи выполняются машинописным способом. В нем обязательно присутствует
круглая печать ЗАГС, а также подпись должностного лица и руководителя
отделения. Согласно проекту приказа Минюста России, с 1 апреля 2014 года
вводятся новые бланки свидетельства о смерти, содержащие так называемую пятую
графу «национальность». В записи акта о смерти национальность укажут только в
том случае, если в документах покойного была отметка о национальности.
Свидетельство о смерти выдают в день обращения в органы регистрации актов
гражданского состояния. Вместе со свидетельством заявитель вправе получить
справку о смерти по форме № 33 для получения социального пособия на погребение
для получения социального пособия на погребение.
Как получить
свидетельство о смерти
В соответствии со ст. 66, подать заявлении о регистрации смерти в органы
записи актов гражданского состояния вправе:
·
супруг (супруга), другие члены семьи
умершего, а также любое другое лицо, присутствовавшее в момент смерти или
располагающее информацией о факте наступления смерти;
·
медицинская организация или учреждение социальной
защиты населения в случае, если смерть наступила во время пребывания в данных
организации или учреждении;
·
учреждение, исполняющее наказание, в
случае, если смерть осужденного наступила в период отбывания им наказания в
местах лишения свободы;
·
орган внутренних дел в случае, если
смерть осужденного наступила вследствие приведения в исполнение исключительной
меры наказания (смертной казни);
·
орган дознания или следствия в случае,
если проводится расследование в связи со смертью лица или по факту смерти,
когда личность умершего не установлена;
·
командир воинской части в случае, если
смерть наступила в период прохождения лицом военной службы.
Для того чтобы получить свидетельство о смерти гражданина, не позднее чем
через три дня с момента наступления смерти или обнаружения тела необходимо
подать заявление в органы ЗАГС.
Регистрация
смерти осуществляется на основе следующих документов:
·
заявление о смерти;
·
документ, удостоверяющий личность
заявителя;
·
документ, удостоверяющий личность
умершего;
·
документы, доказывающие родственные
связи заявителя с умершим гражданином (в случае смерти родственника);
·
документ установленной формы о смерти
(медицинское свидетельство о смерти), выданный медицинской организацией
(моргом, диспансером, поликлиникой) членам семьи покойного или близким
родственникам или законному представителю умершего; возможна выдача
медицинского свидетельства частнопрактикующим врачом, в случае, установленном
законом «О регулировании деятельности российских граждан и российских юридических
лиц в Антарктике», и другими уполномоченными лицами; или
·
решение суда об установлении факта
смерти или об объявлении лица умершим, вступившее в законную силу (днем смерти
считается дата решения суда в законную силу или установленный судом день
смерти); или
·
документ, выданный компетентными
органами, о факте смерти лица, необоснованно репрессированного и впоследствии
реабилитированного на основании закона о реабилитации жертв политических
репрессий (запрос может сделать отделение ЗАГС самостоятельно).
В случае если лицо действует по доверенности от близких родственников
умершего, доверенность должна быть нотариально заверена. Нотариальное заверение
понадобится и в том случае, если готовое свидетельство о смерти нужно будет
представить за границей.
Данные, предоставленные
заявителем, заносятся сотрудником ЗАГС в книгу государственной регистрации
актов гражданского состояния (о смерти). К ним относятся:
·
фамилия, имя, отчество, дата и место
рождении, последнее место жительства, пол, гражданство, национальность (если
национальности указана в документе, удостоверяющем личность покойного), дата и
место смерти умершего;
·
причина смерти, установленная на
основании документа, который подтверждает факт смерти;
·
реквизиты документа, подтверждающего
факт смерти;
·
фамилия, имя, отчество, место жительства
заявителя либо наименование и юридический адрес органа, организации или
учреждения, заявивших о смерти;
·
серия и номер выданного свидетельства о
смерти;
·
фамилия, имя, отчество, место жительства
лица, которому выдано свидетельство о смерти.
Согласно закону «Об актах гражданского состояния» от 15.11.1997 года №
143-ФЗ, книги государственной регистрации актов гражданского состояния (актовые
книги) хранятся в органах записи актов гражданского состояния в течение ста лет
со дня составления записей актов гражданского состояния, а в дальнейшем
передаются на государственное хранение (п. 1 и 2 ст. 77).
За выдачу свидетельства о смерти государственная пошлина не
взимается.
Порядок получения
копию (дубликат) свидетельства о смерти
Для того чтобы получить копию (дубликат) свидетельства о смерти,
необходимо обратиться в отдел ЗАГС, которым был выдан оригинал документа. На
месте необходимо написать заявление по установленному образцу. В нем
указываются паспортные данные заявителя, родственные связи с умершим и причины,
по которым понадобился новый документ. При себе нужно иметь паспорт или
документ, удостоверяющий личность; документ, подтверждающий родственные связи с
умершим (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака), и при
наличии копию оригинала свидетельства о смерти.
Следует иметь в виду, что до подачи документов необходимо оплатить
государственную пошлину в размере 200 рублей, предусмотренную за оформление
копии свидетельства о смерти (ст. 333.26 НК РФ). Только после предоставления
квитанции сотрудник ЗАГС вправе принять заявление на выдачу дубликата. Сроки
рассмотрения не должны превышать 30 рабочих дней.
Если у заявителя нет возможности лично обратиться в отделение, запрос
можно отправить в письменной форме заказным письмом. В конверт обязательно
нужно вложить квитанцию об оплате госпошлины за выдачу повторного свидетельства
о смерти (копии).
Дубликат свидетельства о смерти имеет такую же законную силу, как и
оригинал свидетельства о смерти.
Помимо дубликата свидетельства о рождении, в органах ЗАГС можно запросить
архивную справку, которая выдается по форме № 34. Стоимость услуги – 100
рублей.
Как внести
изменения в свидетельство о смерти
Если сведения в свидетельстве о смерти являются неполными либо
ошибочными, необходимо обратиться в отдел ЗАГС, которым был выдан документ. В
качестве заявителя может выступать родственник умершего и лицо, не состоявшее с
покойным в родственных отношениях, а также государственные учреждения.
Заявление о внесении изменений в свидетельство о смерти должно
содержать следующие сведения: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения,
место жительства заявителя, а также реквизиты записи акта гражданского
состояния, в которую заявитель просит внести исправление или изменение. Вместе
с заявлением о внесении изменений в ЗАГС необходимо представить оригинальное свидетельство
о смерти, которое подлежит обмену, а также документы, являющиеся основанием для
внесения исправлений в запись акта гражданского состояния.
Время рассмотрения заявления – до 30 дней. При наличии уважительных
причин этот срок может быть увеличен руководителем органа ЗАГС, но не более чем
на два месяца. Решение об отказе вносить исправления или изменения в
свидетельство о смерти можно обжаловать в суде. О причине отказа руководитель
отдела должен уведомить в письменной форме. Все документы, представленные при
подаче заявления, должны быть возвращены заявителю.
За внесение исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния
с выдачей свидетельства взимается госпошлина 400 рублей (ст. 333.26 НК РФ).
Почти бесплатно: стоимость услуг по эл. почте до 50% Помощь и защита
в суде. Адвокат.
По материалам ©
КонсультантПлюс
Комментариев нет:
Отправить комментарий