Пока в московских аэропортах отмены рейсов из-за дефицита авиакеросина не предвидится. Но во второй половине сентября такая опасность существует. Такой прогноз дали "РГ" в Домодедово.
Здесь постоянно идет мониторинг ситуации по авиатопливу. В августе было зафиксировано самое минимальное предложение по керосину, а в конце месяца на заявки даже последовали отказы. Если они не будут выполнены - отмены рейсов не избежать.
(см.ниже: Дальше – читать полностью)
Во Внуково были настроены более оптимистично. Корреспонденту "РГ" радостно сообщили, что на сегодня графики поставок топлива соблюдаются. "В чем мы очень признательны компаниям", - заявили внуковцы.
В Шереметьево - сохраняли олимпийское спокойствие. Как выяснилось, аэропорт не занимается поставками топлива уже два года и не выступает в качестве поставщика-посредника. Сейчас сами авиаперевозчики и топливные компании договариваются о поставках. И соответственно сами несут ответственность за свои запасы топлива, то есть должны отслеживать, сколько осталось, и принимать меры по пополнению запасов. Однако аэропорт обязан сигнализировать в Росавиацию, если в хранилищах ТЗК на его территории запасы топлива снижаются ниже трехдневного потребления, сказали "РГ" в аэропорту "Шереметьево". Что шереметьевцы и сделали.
Таким образом, дефицит авиатоплива, который ощущался на биржах еще в начале августа, о чем писала "РГ", докатился теперь и до аэропортов. В пятницу Росавиация заявила, что намерена обратиться в Росрезерв с просьбой поставить 180 тысяч тонн авиационного топлива в московские аэропорты. А также к нефтяным компаниям, чтобы они восстановили поставки авиакеросина в полном объеме, а затем и увеличили, поскольку рост авиаперевозок уже составил 10 процентов. Причем проблемы с топливом грозят не только московским аэропортам, но и аэропорту Кольцово в Екатеринбурге, куда не поставили больше половины необходимого керосина.
В случае необходимости премьер-министр незамедлительно подпишет постановление о выделении топлива из резерва, сообщил пресс-секретарь главы правительства Дмитрий Песков:
"Мы пока не знаем точно деталей и не знаем причин, по которым чувствуется сейчас дефицит топлива. Но, скажем так, абстрагируясь даже от этих деталей, я могу с уверенностью сказать, что с учетом того, что эти предприятия обратились в Росрезерв с просьбой выделить определённое количество топлива, если это будет необходимо, то соответствующее решение правительства будет подготовлено и подписано в самые сжатые сроки". Песков также призвал не драматизировать ситуацию в московских аэропортах: "Это вопрос менеджмента. Предпосылок для дефицита топлива нет".
Тем временем, в аэропорты московского авиаузла топливо недопоставляется вторую неделю. Аэропорт "Шереметьево" располагает запасами на трое суток, во Внуково резерва авиа-ГСМ хватит на двое суток, то есть до понедельника, отмечают эксперты. О том, что такая проблема может возникнуть, уже давно сигнализировала биржа. А на прошлой неделе она уже "кричала" об этом, когда на продажу было предложено около 5 тысяч тонн авиа-ГСМ, хотя спрос составлял примерно 270 тысяч тонн. И 31 августа в Росавиацию поступила информация о снижении запасов топлива от Шереметьево и Домодедово ниже трехсуточного запаса. Минэнерго было немедленно проинформировано о ситуации. 1 сентября прошло совещание с участием представителей минэнерго, минтранса, топливно-заправочных комплексов аэропортов Московского авиационного узла и основных поставщиков - ООО "Лукойл аэро", ОА "НК" Роснефть", ЗАО "Газпромнефть аэро", ОАО ТНК ВР. Участники совещания пришли к единому мнению, что сокращение объемов производства авиакеросина произошло из-за отвлечения мощностей заводов для зимнего дизельного топлива. Поставщикам топлива дано поручение принять необходимые меры по восстановлению запасов авиакеросина в аэропортах московской воздушной зоны. Минэнерго в свою очередь сейчас рассматривается вопрос увеличения минимального запаса топлива в аэропортах с 3 до 7-10 дней, сообщил замминистра энергетики Сергей Кудряшов. Он отметил, что в аэропорту Шереметьево работает один ТЗК, принадлежащий ТНК-BP.
"Произошел сбой в поставках по железной дороге", - сказал замминистра. По его словам, пик потребления приходится на июль-август, а последняя неделя августа стала пиком полетного спроса.
Однако в РЖД заявили, что поставки авиатоплива московским аэропортам железнодорожным транспортом осуществляется в полном объеме. Перебоев в подаче вагонов с топливом к аэропортам московского авиаузла нет.
Одним словом, как всегда все в курсе, у каждого свое объяснение и оправдание. Вот только заранее предусмотреть возможные проблемы как-то не получается. Поэтому тем, кому в сентябре вылетать из Москвы и екатеринбурга, очень сегодня неспокойно. И есть отчего.
КОММЕНТАРИИ: Как решить проблему
Геннадий Шмаль, президент Союза нефтегазопромышленников России:
- Каждый аэропорт должен знать, откуда он должен получать керосин, в каких количествах, в какие сроки. А этого нет. В принципе, дефицита авиационного керосина в стране нет. Вопрос только в управлении этим процессом и в логистике. Нужно все наши аэропорты соединить с нефтеперерабатывающими заводами трубопроводами для подачи керосина, тогда проблем не будет. А пока складывается такая ситуация, что где-то задержались цистерны, бензовозы и так далее. Вот отсюда и нехватка топлива на площадках.
Анастасия Матюшина, эксперт топливного рынка:
- В сентябре по графику на профилактику встают НПЗ в Перми, Сызрани, Нижнекамске и Рязани. А также не вышел на полную мощность завод в Кириши Ленинградской области.
Кроме того, многие НПЗ переориентировали свое производство на зимний дизель. Так что авиакеросина в прямом доступе сейчас на рынках нет. По прямым контрактам поставки уже закрыты. На бирже внутри России в конце августа максимальная ценна за тонну авиакеросина была 25 тысяч рублей, а в начале сентября она выросла до 28,5 тысяч рублей за тонну. Цена растет, а керосин не продается и по этим расценкам.
Пассажиропоток при этом увеличился. Цены на европейском рынке выше, и компании поставляют не весь авиакеросин, который производят, на внутренний рынок, а гонят его и на экспорт. Иностранные перевозчики, кстати, предпочитают заправляться в России под завязку. Все это и привело к нынешней ситуации.
Чтобы рынок "не подсыхал", когда заводы встают на профилактику, надо ввести обязательные квоты на производство авиакеросина - плановые задания для НПЗ. Со стороны авиавластей должны поступать расчеты потребностей в авиатопливе. Со стороны энергетиков просчитываться график профилактики НПЗ, возможности производственных мощностей насытить авиарынок, в том числе и биржи, откуда берут топливо и перевозчики, и небольшие поставщики топлива.
На данный момент нефтяные компании обеспечивают поставки по контрактам своих клиентов. Причем в основном речь идет о двух-трех крупных российских перевозчиков. Но даже с ними не всегда заключаются долгосрочные контракты на полгода и более. Нефтяникам они неинтересны. Но помимо прямых контрактов с авиаперевозчиками существуют потребности ТЗК аэропортов. Оттуда заправляется бизнес авиация, региональные и иностранные перевозчики. Потребность ТЗК оценивается аналитиками в 364 тысячи тонн на сентябрь. Подтверждены объемы в 306 тысяч тонн. Недостаток составляет минимум 60 тысяч тонн. При этом надо учесть, что и у крупных перевозчиков, на которых заточены нефтяные компании, могут возникать вынужденные посадки в тех аэропортах, где нет их собственных запасов топлива. Тогда им придется заправляться из ТЗК аэропорта. Главное, чтобы было чем.
Теги: новости, бензин, самолеты Москва, Московская область, Серпухов, новый правовой центр, юридические услуги.
Ø Здесь Вы можете получить СКИДКУ на НАШИ УСЛУГИ.
Ø У нас Вы можете получить юридические услуги, помощь и защиту в суде>>>>,
Ø Споры по оценке со страховыми компаниями и помощь в проведении независимой экспертизы
Ø Помощь при ДТП - Возмещение вреда (обжалование незаконных действий)
Комментариев нет:
Отправить комментарий