Коллегия
судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего судьи Петровой С.М., судей Муриной О.Л. и Тумаркина В.М.
рассмотрела в судебном заседании заявление индивидуального предпринимателя
Масловой Н.А. (ул. Школьная, 12-1 Шушенского р-на п. Синеборск, 662722) от
12.04.2011 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда
Красноярского края от 13.10.2010 по делу N А33-9145/2010 и постановления
Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 01.02.2011 по тому
же делу по заявлению индивидуального предпринимателя Масловой Н.А. к
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по
Красноярскому краю
(п. Шушенское, 2-мкр., д. 65а, Шушенский р-н, Красноярский край, 662710) о
признании недействительным решения от 25.03.2010 N 67.
Суд установил:
индивидуальный
предприниматель Маслова Н.А. (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный
суд Красноярского края с заявлением о признании недействительным решения
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по Красноярскому краю
(далее - инспекция) от 25.03.2010 N 87, которым ей доначислены налоги по общей
системе налогообложения, начислены пени и штрафы.
Решением
Арбитражного суда Красноярского края от 13.10.2010 в удовлетворении заявленного
требования отказано.
Федеральный
арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановлением от 01.02.2011 решение
суда первой инстанции оставил без изменения.
В
заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре
в порядке надзора указанных судебных актов предприниматель просит их отменить
как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм
права.
Рассмотрев
заявление и изучив материалы дела, коллегия судей пришла к выводу о наличии
оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации.
Как
установлено судами и следует из материалов дела, в 2007 году предприниматель
осуществляла розничную торговлю продуктами питания через магазины,
расположенные в Шушенском районе Красноярского края по ул. Ленина, 24, п.
Синеборск и по ул. Октябрьская, 34а с. Дубенское. Кроме того, она осуществляла
продажу указанных товаров по договорам поставки с выставлением счетов-фактур и
накладных бюджетным учреждениям: муниципальному учреждению здравоохранения
"Шушенская ЦРБ", муниципальному учреждению дошкольного образования
Детский сад "Солнышко" п. Синеборска, муниципальным образовательным
учреждениям "Синеборская средняя общеобразовательная школа",
"Дубенская основная общеобразовательная школа" и "Нижнее-Койская
общеобразовательная основная школа".
Полагая,
что вся осуществляемая ею деятельность является розничной торговлей,
предприниматель уплачивала единый налог на вмененный доход и представляла
декларации по этому налогу.
В
ходе проведения выездной налоговой проверки инспекция сделала вывод о том, что
реализация предпринимателем в 2007 году продуктов питания бюджетным учреждениям
относится к оптовой торговле, поскольку осуществлялась на основании договоров
поставки, товар доставлялся транспортом поставщика (предпринимателя),
покупателям выставлялись счета-фактуры, оплата товаров производилась в
безналичном порядке на расчетный счет предпринимателя. В связи с этим инспекция
признала необоснованным применение предпринимателем в отношении указанной
деятельности специального налогового режима и доначислила ей налоги по общей
системе налогообложения, начислила пени и штрафы.
Управление
Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю, рассмотрев апелляционную
жалобу предпринимателя, оставило ее без удовлетворения и утвердило решение
инспекции.
Не
согласившись с решением инспекции, предприниматель обратилась в Арбитражный суд
Красноярского края с заявлением о признании его недействительным. В своем
заявлении предприниматель указала, что приобретенный бюджетными учреждениями
товар использовался ими в целях обеспечения питания детей в школьных и
дошкольных учреждениях и больных в лечебных учреждениях, а не для перепродажи.
Данное обстоятельство, по ее мнению, позволяет отнести такую продажу товаров к
розничной торговле, подпадающей под обложение единым налогом на вмененный
доход.
Отказывая
в удовлетворении заявленного предпринимателем требования, суды исходили из
того, что розничная торговля, по их мнению, характеризуется приобретением
товара именно в торговой точке по розничной цене с применением
контрольно-кассовой техники.
При
рассмотрении дела суды установили, что между предпринимателем и бюджетными
учреждениями заключались договоры поставки продукции с приложением к ним
спецификаций. По условиям договоров предприниматель обязалась поставить
покупателям продукцию в ассортименте, количестве и по цене, установленным в спецификации.
Продавая товар названным учреждениям, предприниматель выставляла счета-фактуры,
расчеты за реализованные товары осуществлялись в безналичном порядке, путем
перечисления денежных средств на расчетный счет предпринимателя. С учетом
данных обстоятельств суды сделали вывод о том, что отношения между
предпринимателем и бюджетными учреждениями фактически содержат существенные
условия поставки, а не розничной купли-продажи.
Ссылаясь
на положения пункта 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации от 22.10.1997 N 18 "О некоторых вопросах, связанных с
применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре
поставки", суды указали, что особый статус покупателей по договорам -
бюджетных учреждений, которые являются некоммерческими организациями,
созданными согласно статье 120 Гражданского кодекса Российской Федерации для
определенной деятельности некоммерческого характера, не свидетельствует об
осуществлении розничной торговли, поскольку в данном случае товары приобретены
для обеспечения их уставной деятельности, что исключает признак договора
розничной купли-продажи - использование товара для личного, семейного,
домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской
деятельностью. Аналогичной точки зрения Федеральный арбитражный суд
Восточно-Сибирского округа постановлением придерживается также в постановлениях
по делам N А33-19037/2009, N А33-19961/2009, N А33-19960/2009.
Изучение
судебной арбитражной практики показало, что при разрешении аналогичных споров
отсутствует единообразие в вопросах налогообложения реализации товаров
бюджетным учреждениям, в том числе по договорам поставки.
Так,
Федеральные арбитражные суды Северо-Кавказского, Волго-Вятского,
Восточно-Сибирского, Западно-Сибирского, Поволжского и Уральского округов в
постановлениях от 06.05.2009 N А53-16370/2008-С5-22, от 29.06.2010 N
А17-892/2009, от 02.02.2009 N А31-2090/2008-12, от 12.04.2010 N А78-4905/2009,
от 10.11.2009 N А33-2713/2009, от 20.01.2010 N А81-1989/2009, от 09.07.2009 N А72-7445/2008,
от 12.07.2010 N А60-48282/2009 при рассмотрении аналогичных дел указывают, что
единый налог на вмененный доход может применяться при реализации товаров
бюджетным учреждениям, обосновывая эту позицию следующим.
В
силу статьи 346.27 Кодекса в целях главы 26.3 Кодекса под розничной торговлей
понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в
том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на
основе договоров розничной купли-продажи.
Пунктом
1 статьи 492 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору розничной
купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по
продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный
для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с
предпринимательской деятельностью.
Таким
образом, к розничной торговле в целях главы 26.3 Кодекса относится
предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами, как за
наличный, так и безналичный расчет по договорам розничной купли-продажи,
независимо от того, какой категории покупателей (физическим или юридическим
лицам) реализуются эти товары.
Определяющее
значение имеет именно цель приобретения и использования товара независимо от наименования
договора, названия его сторон и способа передачи товара. Поскольку целью
приобретения товаров бюджетными учреждениями являлись нужды, не связанные с
предпринимательской деятельностью, то суды пришли к выводу о том, что
предпринимателями заключались договоры розничной купли-продажи, реализация
товаров и продуктов по которым подпадает под обложение единым налогом на
вмененный доход.
Учитывая
отсутствие единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм
права, коллегия судей усматривает основания для передачи дела в Президиум
Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра принятого по делу
судебного акта в порядке надзора.
Руководствуясь
статьями 299, 300, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации, Суд
определил:
1.
Передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N
А33-9145/2010 Арбитражного суда Красноярского края для пересмотра в порядке
надзора решения Арбитражного суда Красноярского края от 13.10.2010 и
постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от
01.02.2011.
2.
Направить копии определения, заявления и прилагаемых к нему документов лицам,
участвующим в деле.
3.
Предложить лицам, участвующим в деле, представить в Президиум Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации отзыв на заявление о пересмотре
судебного акта в порядке надзора до 04 июля 2011 года.
Председательствующий
судья С.М.ПЕТРОВА
По материалам Российского налогового портала TaxHelp.RU
Теги: Юридические
услуги. Серпухов. Юристы. Адвокат. Консультации. Юридическая
консультация. Помощь. Защита в суде Ипотека. Налоги. Алименты. Семейные
жилищные споры.
Реклама: Нотариус.. Экспертиза. Саморегулируемая
организация строителей. СРО. Охрана. ЧОП, Триколор. ТВ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий