Новости.
1.
Утвержден порядок представления в инспекцию сведений о доходах физлиц и
сообщений о невозможности удержания НДФЛ
Приказ
ФНС России от 16.09.2011 N ММВ-7-3/576@ "Об утверждении Порядка
представления в налоговые органы сведений о доходах физических лиц и сообщений
о невозможности удержания налога и сумме налога на доходы физических лиц"
Налоговые
агенты обязаны представлять в инспекции сведения о выплачиваемых физлицам
доходах и в некоторых случаях сообщать о невозможности удержания НДФЛ (п. 2 ст.
226, п. 2 ст. 230 НК РФ). ФНС России утвердила порядок представления таких
сведений (далее - Порядок) Приказом от 16.09.2011 N ММВ-7-3/576@, который
начнет действовать с 8 ноября текущего года. В соответствии с Порядком сведения
представляются по форме 2-НДФЛ, действующей в соответствующем налоговом
периоде.
Рассматриваемый
Порядок подробно регламентирует представление сведений на бумажных, электронных
носителях (в том числе на дискетах 3,5", дисках CD, DVD, устройствах
flash-памяти), а также по телекоммуникационным каналам связи (ТКС). К сведениям
на электронных и бумажных носителях необходимо приложить также реестр сведений
о доходах физических лиц за соответствующий год (форму реестра см. в Приложении
N 1 к Порядку). Если налоговый агент подает уточненные сведения, то необходимо
представлять только те данные, которые скорректированы.
Сведения
на электронных носителях считаются представленными, если они прошли форматный
контроль. Результаты такого контроля отражаются в протоколе приема сведений о
доходах физических лиц в электронном виде по форме согласно Приложению N 2 к
Порядку. Один экземпляр протокола вручается налоговому агенту или его
представителю.
Сведения
на бумажном носителе считаются поданными при условии прохождения контроля
заполнения всех необходимых реквизитов. По результатам контроля оформляется в
двух экземплярах протокол приема сведений о доходах физлиц за соответствующий
год. Оба экземпляра протокола подписываются налоговым агентом или его
представителем и должностным лицом инспекции. Агенту выдается по одному
экземпляру данного протокола и реестра сведений о доходах физлиц.
Сведения,
представляемые по ТКС, передаются в налоговые органы через специализированного
оператора связи. При этом они должны пройти форматный контроль. Налоговый орган
обязан передать агенту извещение о получении такого электронного документа.
Кроме того, в течение 10 дней с даты отправки сведений инспекция должна
направить агенту реестр сведений о доходах и протокол приема сведений.
Представленными считаются сведения, прошедшие форматный контроль и
зафиксированные налоговым органом в реестре.
В
зависимости от способа подачи датой представления сведений считается либо дата
их фактического представления (при подаче в инспекцию лично агентом или его
представителем), либо дата их отправки по почте с описью вложения, либо дата
отправки в электронном виде, зафиксированная специализированным оператором
связи или налоговым органом в подтверждении такой даты.
2.
Пересчет выручки, полученной в иностранной валюте, в рубли по курсу на дату
отгрузки применяется только по товарам, отгруженным после 1 октября 2011 г.
Письмо
ФНС России от 18.10.2011 N ЕД-4-3/17228@ "О пересчете выручки, полученной
в иностранной валюте"
С 1
октября вступили в силу некоторые положения Федерального закона от 19.07.2011 N
245-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса
Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о
налогах и сборах" (далее - Закон N 245-ФЗ). ФНС России разъяснила, какие
переходные положения действуют в отношении пересчета выручки, полученной в иностранной
валюте.
В
соответствии с п. 7 ст. 2 Закона N 245-ФЗ в п. 3 ст. 153 НК РФ внесены
изменения, предусматривающие, что налоговая база при реализации товаров (работ,
услуг), облагаемых НДС по ставке 0 процентов, в случае расчетов по таким
операциям в иностранной валюте определяется в рублях по курсу ЦБ РФ. Изменения
также были внесены в ст. 165 НК РФ. В соответствии со всеми этими поправками и
сроком вступления изменений в силу (п. 1 ст. 4 Закона N 245-ФЗ) с 1 октября
текущего года применяется новый порядок документального подтверждения
обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов. Теперь для этого не
требуется представлять в налоговый орган выписку банка.
Ведомство
особо указало, что в отношении таких товаров, отгруженных до 1 октября 2011 г.,
применяется прежний порядок документального подтверждения, предусматривающий
представление в общем случае выписки банка. Следовательно, пересчет выручки,
полученной в иностранной валюте, в рубли для целей определения налоговой базы
производится на дату отгрузки только в отношении товаров (работ, услуг),
отгруженных (выполненных, оказанных) начиная с 1 октября 2011 г. По товарам,
отгруженным до этой даты, пересчет выручки производится по старым правилам - на
дату их оплаты.
3.
Минфин России изменил свою позицию по вопросу учета имущества, получаемого
организацией при ликвидации ООО
Письмо
Минфина России от 11.10.2011 N 03-03-10/99
При
ликвидации организации и распределении ее имущества акционеры могут получать
доход как в денежной, так и в натуральной форме. Правила определения доходов
акционеров - юрлиц в таких случаях установлены п. 2 ст. 277 НК РФ. Доходы
рассчитываются исходя из рыночной цены получаемого имущества (имущественных
прав) за вычетом фактически оплаченной стоимости акций (долей, паев).
В
дальнейшем организация может использовать полученное имущество в своей
производственной деятельности. Для того чтобы начислять амортизацию по этому
имуществу, необходимо определить его первоначальную стоимость. Ранее Минфин
России считал, что сделать это невозможно (см. Письмо от 24.06.2008 N
03-03-06/1/367), однако теперь ведомство изменило свою позицию, выпустив новое
разъяснение - Письмо от 11.10.2011 N 03-03-10/99.
Ведомство
указало, что для целей налогообложения прибыли организаций не учитываются
доходы в виде имущества, имущественных прав, которые получены в пределах вклада
участником хозяйственного общества при выходе из такого общества либо при
распределении имущества ликвидируемого общества между его участниками (подп. 4
п. 1 ст. 251 НК РФ). Согласно данному правилу, а также ст. 277 НК РФ при
передаче налогоплательщику имущества ликвидируемого общества доход
налогоплательщика определяется как разница между рыночной стоимостью
получаемого имущества на момент его получения и стоимостью оплаченной доли в
уставном капитале.
При
этом Минфин России отметил, что ст. 277 НК РФ не установлен порядок принятия к
налоговому учету имущества, получаемого при распределении имущества
ликвидируемого общества. Вместе с тем при принятии такого имущества на учет
необходимо исходить из того, что право на его получение возникло в связи с
приобретением налогоплательщиком доли в уставном капитале общества.
Следовательно, такое имущество не может рассматриваться как безвозмездно
полученное. В связи с этим, учитывая установленный ст. 277 НК РФ порядок оценки
стоимости распределяемого ликвидируемым обществом имущества, налогоплательщик
вправе принять указанное имущество к налоговому учету по стоимости, равной
рыночной стоимости имущества на дату его получения.
В
своих разъяснениях финансовое ведомство также поддержало предложение ФНС России
(Письмо от 05.10.2011 N ЕД-20-3/1242) о необходимости внесения изменений в гл.
25 НК РФ в части установления порядка определения стоимости имущества
(имущественных прав), полученного при выходе участника из ООО или при
ликвидации организации.
Вопрос
учета такого имущества был подробно рассмотрен в выпуске обзора от 23.07.2008.
4.
При самовывозе товаров из РФ в Белоруссию для подтверждения нулевой ставки
можно представить CMR-накладную как белорусского, так и российского образца
Письмо
ФНС России от 14.10.2011 N ЕД-4-3/17067@ "О разъяснениях Министерства по
налогам и сборам Республики Беларусь от 04.08.2011 N 2-1-10/3791"
ФНС
России опубликовала разъяснения Министерства по налогам и сборам Республики
Беларусь по вопросу документального подтверждения самовывоза товара из России в
Белоруссию (Письмо МНС Республики Беларусь от 04.08.2011 N 2-1-10/3791). Как
указало российское ведомство, данную информацию налоговым органам РФ следует
использовать и для контроля обоснованности применения нулевой ставки по НДС
российскими экспортерами.
В
Письме сообщается, что согласно Инструкции по заполнению международной
товарно-транспортной накладной "CMR", утвержденной Постановлением
Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 24.06.2004 N 23
(далее - Постановление N 23), CMR-накладная применяется всеми белорусскими
юрлицами и индивидуальными предпринимателями при международной автомобильной
перевозке грузов, начинающейся с территории Белоруссии. При отправлении груза
из иных государств может применяться CMR-накладная, утвержденная Постановлением
N 23, или CMR-накладная страны отправителя.
Соответственно,
подтвердить перемещение товаров автомобильным транспортом из РФ в Республику
Беларусь при их самовывозе белорусским покупателем можно как CMR-накладной,
утвержденной Постановлением N 23, так и CMR-накладной, используемой в
Российской Федерации. При отсутствии таких документов (например, при доставке
товара на личном автомобиле сотрудника) могут быть рассмотрены письменные объяснения
плательщика, приказы о направлении сотрудников в командировку и другие
документы.
Таким
образом, ФНС России подтвердила, что при самовывозе товаров в Республику
Беларусь для подтверждения нулевой ставки НДС представлять
товаросопроводительные документы не обязательно.
Более
подробно с историей вопроса можно ознакомиться в Энциклопедии спорных ситуаций
по НДС.
5.
Страховые выплаты, перечисленные с нарушениями и не зачтенные ФСС РФ,
облагаются страховыми взносами
Письмо
Минздравсоцразвития России от 30.08.2011 N 3035-19
Минздравсоцразвития
России рассмотрело вопрос о доначислении страховых взносов на суммы не принятых
к зачету расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной
нетрудоспособности и в связи с материнством. Были даны следующие пояснения.
Объектом
обложения страховыми взносами для организаций - плательщиков страховых взносов
признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физлиц, в
частности, в рамках трудовых отношений (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от
24.07.2009 N 212-ФЗ). Статьей 9 того же Закона предусмотрен перечень сумм, не
облагаемых страховыми взносами. В этот перечень входят, в частности, пособия и
иные виды обязательного страхового обеспечения.
Виды
обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной
нетрудоспособности и в связи с материнством установлены ч. 1 ст. 1.4 Федерального
закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на
случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". Из
положений ч. 4 ст. 2 и ст. 13 этого же Закона следует, что застрахованные лица
вправе получить страховое обеспечение только при соблюдении соответствующих
условий и наличии необходимых документов.
Исходя
из указанных норм, ведомство пришло к выводу, что в случае выплаты страхового
обеспечения с какими-либо нарушениями указанные суммы не могут признаваться
выплатами по обязательному социальному страхованию, которые освобождаются от
обложения страховыми взносами. К таким нарушениям относятся несоблюдение
требований законодательных или иных нормативных правовых актов, отсутствие
соответствующих документов, осуществление выплаты на основании неправильно
оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов.
Таким
образом, суммы начисленных работнику страховых выплат, которые по результатам
проверки территориальный орган ФСС РФ не принял к зачету, облагаются страховыми
взносами в общем порядке. Организация-страхователь при обнаружении указанных
нарушений привлекается к ответственности в виде штрафа в размере 20 процентов
неуплаченной суммы страховых взносов (ч. 1 ст. 47 Федерального закона N
212-ФЗ).
Комментарии
1.
Вправе ли арендатор применить амортизационную премию по неотделимым улучшениям
арендованного имущества?
Письмо Минфина России от 12.10.2011 N 03-03-06/1/663
Комментарий:
Согласно
абз. 2 п. 9 ст. 258 НК РФ организации могут единовременно включить в расходы до
10 процентов затрат на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию,
техническое перевооружение основных средств (до 30 процентов - в отношении
основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам).
Однако, по мнению Минфина России, это правило не распространяется на
арендаторов, которые с согласия арендодателей осуществили капитальные вложения
в арендованные объекты.
В
обоснование своей позиции финансовое ведомство приводит следующие аргументы:
-
неотделимые улучшения являются неотъемлемой частью арендованного имущества и не
остаются на балансе арендатора;
-
для капитальных вложений в арендованные объекты основных средств ст. 258 НК РФ
предусмотрен особый порядок начисления амортизации.
Подобные
разъяснения публиковались и ранее (см. Письма Минфина России от 09.02.2009 N
03-03-06/2/18, от 24.05.2007 N 03-03-06/1/302, от 22.05.2007 N 03-03-06/2/82,
УФНС России по г. Москве от 18.06.2009 N 16-15/061721.2). Данный вывод отражен
и в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2009 N
09АП-6283/2009-АК (оставлено без измененияПостановлением ФАС Московского округа
от 11.09.2009 N КА-А40/8505-09).
Тем
не менее такое обоснование не согласуется с положениями Налогового кодекса РФ.
Действительно,
по капитальным вложениям, которые произведены арендатором с согласия
арендодателя и стоимость которых последним не возмещается, установлен особый
порядок начисления амортизации. Арендатор амортизирует неотделимые улучшения в
течение срока действия договора аренды с 1-го числа месяца, следующего за
месяцем введения имущества в эксплуатацию (п. 1 ст. 258, п. 3 ст. 259.1, п. 6
ст. 259.2 НК РФ). Применение этого порядка не препятствует использованию
налогоплательщиком права на амортизационную премию. Дело в том, что согласно
абз. 2 п. 9 ст. 258 НК РФ указанным правом налогоплательщики могут
воспользоваться в отношении любых капитальных вложений, и вложений в арендованное
имущество в том числе. Единственное исключение из этого правила -
амортизационная премия не применяется по основным средствам, полученным
безвозмездно. Также в абз. 2 п. 9 ст. 258 НК РФ нет указания на то, что
использовать амортизационную премию можно, только если имущество числится на
балансе налогоплательщика. Отметим, что капитальные вложения, стоимость которых
арендодателем не возмещается, арендатор относит к собственным основным
средствам и до расторжения договора аренды эти вложения числятся на его балансе
(п. п. 46, 47 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской
отчетности в РФ, утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, п. 5 ПБУ
6/01).
ФАС
Московского округа в Постановлении от 02.02.2011 N КА-А40/15635-10 сделал
вывод, что арендатор не нарушил порядок расчета амортизации по капитальным
вложениям в объекты арендованных основных средств, применив амортизационную
премию в отношении неотделимых улучшений. Суд признал включение данной премии в
расходы обоснованным. Аналогичные выводы содержатся в Постановлении Третьего
арбитражного апелляционного суда от 21.09.2011 N А74-956/2011.
Применение
документа (выводы):
Если
арендатор с согласия арендодателя произвел неотделимые улучшения арендованного
имущества, стоимость которых ему не возмещается, то у него есть два варианта
действий:
1)
согласно разъяснениям Минфина России начислять амортизацию по капитальным
вложениям в порядке, установленном ст. 258 НК РФ, без применения
амортизационной премии;
2)
использовать право на единовременное включение амортизационной премии в
расходы. В данном случае у контролирующих органов наверняка возникнут
претензии, поэтому правомерность своих действий налогоплательщику придется
доказывать в суде. Исходя из имеющейся на сегодняшний день арбитражной практики
спор, возможно, будет решен в пользу налогоплательщика.
2.
Можно ли учесть в расходах безнадежный долг контрагента, если у налогоплательщика
есть встречная задолженность? Письмо Минфина
России от 04.10.2011 N 03-03-06/1/620
Комментарий:
На основании подп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ суммы
безнадежных долгов включаются во внереализационные расходы.
В
комментируемом Письме Минфин России разъяснил, что налогоплательщик не вправе
учесть во внереализационных расходах безнадежный долг контрагента, если данную
задолженность можно зачесть в счет погашения встречной задолженности
налогоплательщика. По мнению финансового ведомства, такие расходы
необоснованны. Следует отметить, что подобного подхода Минфин России
придерживается и при отнесении задолженности к сомнительным долгам в целях
формирования соответствующего резерва (см. Письма Минфина России от 21.09.2011
N 03-03-06/1/579, от 06.08.2010 N 03-03-06/1/528). Некоторые суды рассматривают
включение налогоплательщиками задолженности, которую можно было погасить
зачетом, в резерв по сомнительным долгам как получение необоснованной налоговой
выгоды (см. Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 11.04.2011 N
А53-10464/2010, ФАС Волго-Вятского округа от 16.11.2009 N А29-7170/2008, ФАС
Западно-Сибирского округа от 19.08.2009 N Ф04-6065/2008(12933-А67-26)).
Однако
по данному вопросу существует иная точка зрения. Безнадежный долг включается во
внереализационные расходы независимо от наличия у налогоплательщика встречной
задолженности перед этим же контрагентом. Дело в том, что ст. 410 ГК РФ
устанавливает лишь право стороны на прекращение обязательства зачетом
встречного однородного требования. Воспользоваться данным правом или нет -
решает сам налогоплательщик. Кроме того, Налоговый кодекс РФ не содержит
ограничений, которые не позволяли бы признавать безнадежным долгом дебиторскую
задолженность при наличии встречной кредиторской задолженности. Следовательно,
в данном случае считать расходы необоснованными неправомерно. Такой вывод
подтверждается судебными решениями (см. Постановления ФАС Западно-Сибирского
округа от 26.09.2011 N А27-16788/2010, ФАС Поволжского округа от 19.07.2011 N
А65-22211/2010).
Таким
образом, организация вправе включить безнадежные долги контрагента во
внереализационные расходы, даже если у нее есть встречное обязательство.
Следует отметить, что в данном случае споры с налоговыми органами неизбежны.
Судебное
решение недели
Уплата ЕНВД не освобождает от ответственности за непостановку на
учет в качестве плательщика данного налога.
(Постановление
ФАС Поволжского округа от 27.09.2011 N А06-7317/2010)
Предприниматель
вел хозяйственную деятельность, которая облагается ЕНВД, но в качестве
плательщика данного налога на учете не состоял. При этом он представил
декларацию по ЕНВД и перечислил налог в бюджет. Налоговый орган привлек
предпринимателя к ответственности по ст. 116 НК РФ за ведение деятельности без
постановки на учет. Налогоплательщик оспорил решение инспекции через
арбитражный суд.
Суд
первой инстанции отменил решение налогового органа, посчитав, что акт о
привлечении к ответственности и результаты проверки были оформлены с
нарушениями.
Суды
апелляционной и кассационной инстанций сочли отмеченные нарушения
несущественными и признали действия инспекции правомерными в силу следующего.
Предприниматель сдавал в наем помещение для временного проживания граждан.
Такая деятельность в соответствии с подп. 12 п. 2 ст. 346.26 НК РФ облагается
ЕНВД. Согласно п. 3 ст. 346.28 НК РФ налогоплательщик в течение пяти дней с
даты начала предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, должен
подать заявление о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД. Суды
признали, что нарушение срока подачи такого заявления влечет ответственность,
установленную ст. 116 НК РФ. Налогоплательщик ссылался на то, что он состоял на
учете в той же инспекции, но по другому основанию, однако этот довод был
отклонен. Тот факт, что предприниматель сдал декларацию по ЕНВД и уплатил
налог, также не принят судами во внимание. Суды указали, что согласно нормам
налогового законодательства предприниматель обязан встать на учет в качестве
плательщика ЕНВД, даже если он состоит на учете в той же инспекции по иным основаниям.
Аналогичные
выводы содержит Постановление ФАС Центрального округа от 22.01.2008 N
А14-2114-2007-106/34.
По материалам информационно-правовой системы " КонсультантПлюс
".
Комментариев нет:
Отправить комментарий