21 ноября 2011 г.

Новые документы для бухгалтера июнь месяц 2011 года №5.


Новости:
1. При реализации физлицам товаров (работ, услуг) за безналичный расчет продавец выписывает счета-фактуры в одном экземпляре.
Письмо Минфина России от 25.05.2011 N 03-07-09/14
Если покупатель-физлицо оплачивает товары (работы, услуги) в безналичном порядке, продавец может выписать счет-фактуру в одном экземпляре. Делая такой вывод, Минфин России исходил из следующего.

По общему правилу при реализации товаров (работ, услуг) должны выставляться счета-фактуры с выделенной суммой НДС (п. п. 3, 4 ст. 168 НК РФ). Из этого правила есть исключение. Продавец вправе не оформлять счет-фактуру, если покупатель-физлицо оплачивает товары (работы, услуги) наличными средствами и получает кассовый чек или иной документ установленной формы (п. 7 ст. 168 НК РФ). Это освобождение не распространяется на случаи, когда физлица приобретают товары (работы, услуги) за безналичный расчет.
Счет-фактура - документ, на основании которого покупатель может принять к вычету НДС, уплаченный продавцу (п. 1 ст. 169 НК РФ). Как указал Минфин России, счет-фактура физлицам не требуется, поскольку они не признаются плательщиками НДС и к вычету этот налог не принимают.
Следовательно, при реализации товаров (работ, услуг) физлицам за безналичный расчет продавец выписывает счета-фактуры в одном экземпляре для учета этих товаров по итогам налогового периода. Если информации о покупателях нет, в соответствующих строках счета-фактуры ставятся прочерки.

2. ФНС России обобщила судебную практику о получении необоснованной налоговой выгоды
Письмо ФНС России от 24.05.2011 N СА-4-9/8250.
ФНС России рассмотрела и прокомментировала те постановления Президиума ВАС РФ, которые касаются достаточности доказательств необоснованности налоговой прибыли. Это Постановления ВАС РФ от 09.03.2010 N 15574/09; от 25.05.2010 N 15658/09; от 20.04.2010 N 18162/09; от 08.06.2010 N 17684/09 и от 27.07.2010 N 505/10.
ФНС России обратила внимание нижестоящих налоговых органов на то, что само по себе подписание счетов-фактур лицами, не значащимися в учредительных документах поставщиков в качестве руководителей, не может в отсутствие иных обстоятельств рассматриваться как основание для признания налоговой выгоды необоснованной. Если контрагент соответствующим образом оформил все необходимые документы, а инспекция не располагает доказательствами того, что налогоплательщик знал или должен был знать о предоставлении продавцом недостоверных или противоречивых сведений, отказать в вычете или признании расходов по налогу на прибыль инспекция не вправе. Правда, налоговый орган может счесть, что налогоплательщик обязан был знать о недостоверности предоставленных сведений просто потому, что он должен проявлять осмотрительность при выборе контрагентов. Однако инспекторы обязаны привести фактические доказательства того, что при заключении сделки, исходя из обычаев делового оборота и целесообразности поведения в конкретных сферах деловой активности, налогоплательщику бесспорно должны быть известны обстоятельства деятельности контрагента, в том числе неосуществления такой деятельности в реальности.
Также ФНС России выделила следующие факторы, которые могут формировать массив доказательств, однако сами по себе не являются достаточными для признания налоговой выгоды необоснованной: неизвестность места нахождения контрагента, непредставление им налоговой отчетности либо заявление минимальных налоговых обязательств, совершение нехарактерных для заявленного вида деятельности операций по банковским счетам, участие в незаконном обналичивании денежных средств, отсутствие трудовых и материальных ресурсов и др.
Служба отметила, что формирование позиции налогового органа на основании взаимоисключающих доводов неприемлемо. При этом имеются в виду ситуации, когда налоговый орган, оперируя отдельными данными, свидетельствующими о недобросовестности контрагента налогоплательщика (отсутствие по месту регистрации, предоставление "нулевой" налоговой отчетности и т.п.), обосновывает фиктивность хозяйственной операции как таковой. Причем иные обстоятельства, явно свидетельствующие о том, что хозяйственная операция совершена, не учитываются. В комментариях к обобщенной судебной практике ФНС России указала, что инспекциям следует избегать неясностей в квалификации правонарушения и выводов, не подтвержденных соответствующими доказательствами, а также игнорирования обоснованных возражений налогоплательщика.

3. ВАС РФ признал частично недействующими показатель налоговой декларации по УСН и правила его определения. –
Решение ВАС РФ от 17.05.2011 N ВАС-3440/11 "О признании частично недействующими показателя строки 280 формы налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и абзаца первого пункта 5.9 Порядка заполнения налоговой декларации, утв. Приказом Минфина РФ от 22.06.2009 N 58н"
ВАС РФ пришел к выводу, что действующая редакция декларации, подаваемой при применении УСН, не учитывает вступившие в силу с 1 января 2010 г. дополнения, которые были внесены в ст. 346.21 НК РФ Федеральным законом N 213-ФЗ. В силу указанных поправок налогоплательщики вправе исчисленную сумму налога уменьшить и на взносы, уплаченные в ФОМС и ФСС. Эти взносы теперь упоминаются в п. 3 ст. 346.21 НК РФ вместе с пенсионными взносами и пособием по временной нетрудоспособности как суммы, уменьшающие подлежащий уплате налог. Однако в соответствии с Порядком заполнения декларации по коду строки 280 налогоплательщики указывают только сумму уплаченных за налоговый период взносов в ПФР, а также пособия по временной нетрудоспособности. На перечисленные в этой строке суммы налогоплательщики вправе уменьшить исчисленную сумму налога. При этом других строк, в которых можно было бы отразить остальные взносы, в действующей форме декларации нет. Исходя из этого, суд указал, что строка 280 формы декларации, а также п. 5.9Порядка ее заполнения не соответствуют абз. 2 п. 3 ст. 346.21 НК РФ и поэтому подлежат признанию недействующими.
Отметим, что, оспаривая претензию налогоплательщика, Минфин ходатайствовал о прекращении производства по делу. При этом он ссылался на то, что Приказ, которым вносятся соответствующие изменения в форму декларации, уже принят. Суд не принял этот довод во внимание, так как документ, на который ссылалось финансовое ведомство, еще не прошел регистрацию в Минюсте России, а значит, в силу не вступил. До конца текущего налогового периода (то есть до 31 декабря 2011 г.) данный Приказ, вероятнее всего, пройдет регистрацию и начнет действовать - это решит проблему указания сумм взносов в декларации за 2011 г.
Кроме того, Минфин ссылался на Письмо ФНС от 03.03.2011 N КЕ-4-3/3396@. В нем разъяснялось, что до изменения формы декларации дополнительно включенные в ст. 346.21 НК РФ взносы отражаются в зависимости от применяемого налогоплательщиком объекта налогообложения. Если выбран объект налогообложения "доходы минус расходы", взносы отражаются по строке 220, а при объекте "доходы" - по строке 280. Впрочем, ВАС РФ отметил, что данное Письмо не может заменить собой нормативный акт.
Что касается деклараций, поданных за 2010 г., то налогоплательщики, заполнившие декларацию в соответствии с действующим порядком (то есть без указания сумм взносов в ФСС и ФОМС), вправе воспользоваться решением ВАС РФ для подачи уточненной декларации. В этой декларации они смогут отразить уже все суммы, на которые можно уменьшить подлежащий уплате налог.

4. Депозитарий, перечисляющий доход по эмиссионным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением, является налоговым агентом по НДФЛ и налогу на прибыль
Федеральный закон от 03.06.2011 N 122-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и статьи 214.1 и 310 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
С 1 января 2012 г. депозитарии будут обязаны получать для своих депонентов доходы в денежной форме по эмиссионным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением. Такие изменения внесены в ч. 13 ст. 7 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о рынке ценных бумаг).
Кроме того, указанным Законом установлены особенности получения выплат по эмиссионным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением, причитающихся владельцам таких ценных бумаг (новая ст. 7.1 Закона о рынке ценных бумаг).
Одновременно приняты и некоторые поправки в Налоговый кодекс РФ. Согласно им депозитарий, ведущий учет прав на эмиссионные ценные бумаги с обязательным централизованным хранением, признается налоговым агентом по НДФЛ и налогу на прибыль (при выплате доходов физлицам - резидентам и нерезидентам и юрлицам-нерезидентам соответственно). Следовательно, депозитарии обязаны исчислять, удерживать и перечислять налоги в бюджет. Соответствующие дополнения внесены в п. 18 ст. 214.1 и п. 1 ст. 310 НК РФ.
Так, налоговыми агентами являются депозитарии, перечисляющие владельцам ценных бумаг выплаты по федеральным государственным эмиссионным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением независимо от даты регистрации их выпуска. По иным эмиссионным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением - только в отношении выпусков, госрегистрация которых или присвоение идентификационного номера которым осуществлены после 1 января 2012 г.
Есть и исключение. Депозитарий не признается налоговым агентом по НДФЛ при выплатах в погашение номинальной стоимости ценных бумаг (абз. 5 п. 18 ст. 241.1 НК РФ). В этом случае физлицо уплачивает налог самостоятельно в соответствии со ст. 228 НК РФ.
Рассмотренные изменения вступят в силу с 1 января 2012 г. (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 03.06.2011 N 122-ФЗ).

5. Добыча природного газа, в дальнейшем закачанного в пласт, будет облагаться НДПИ по нулевой ставке.
Федеральный закон от 04.06.2011 N 125-ФЗ "О внесении изменения в статью 342 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" 
В пункт 1 ст. 342 НК РФ внесены изменения: установлена нулевая ставка НДПИ в отношении добытых объемов горючего природного газа, в дальнейшем закачанного в пласт для поддержания пластового давления. Соответствующие поправки закреплены Федеральным законом от 04.06.2011 N 125-ФЗ. Напомним, что применение указанной технологии позволяет увеличить коэффициент извлечения газового конденсата.
Количество горючего природного газа, закачанного в пласт и облагаемого НДПИ по ставке ноль рублей, налогоплательщик определяет самостоятельно на основании данных, отражаемых в формах федерального статистического наблюдения.
Новая редакция ст. 342 НК РФ вступит в силу 1 августа 2011 г. Соответственно, природный газ, добытый в июне и июле, будет облагаться по текущей ставке - 237 руб. за 1000 куб. м, а к газу, добытому в августе и позднее, будет применяться уже нулевая ставка.
6. Заключение между инспекциями и налогоплательщиками соглашений о платежах в бюджет в определенной сумме незаконно
Письмо ФНС России от 25.05.2011 N ЗН-4-1/8319
В 2011 г. были зарегистрированы случаи, когда территориальные управления направляли налогоплательщикам-юрлицам письма с предложением заключить соглашение. Оно предполагало, что организации обязуются обеспечить поступление в федеральный бюджет налогов в размере не менее определенной суммы.
Как указала ФНС России, такие соглашения противоречат Налоговому кодексу РФ. Дело в том, что обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика только с момента возникновения обстоятельств, установленных законодательством о налогах и сборах (ст. 44 НК РФ). Все обязанности налогоплательщика перечислены в ст. 23 НК РФ. В их число не входит подписание каких-либо соглашений с налоговыми органами, обязывающих налогоплательщика обеспечить поступление в бюджет конкретной суммы налога.
ФНС отметила, что подобные действия со стороны налоговых органов недопустимы.

Комментарии:
2. Можно ли признать расходы на сертификацию продукции единовременно?
Название документа:  Письмо Минфина России от 25.05.2011 N 03-03-06/1/307

Комментарий:
Минфин России рассмотрел вопрос о том, в каком порядке в базе по налогу на прибыль учитываются расходы на сертификацию продукции, и заключил, что такие затраты списываются в течение срока, на который выдан сертификат. Финансовое ведомство рассуждало следующим образом: такие затраты в силу пп. 2 п. 1 ст. 264 НК РФ относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. В соответствии со ст. ст. 20 и 23 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может быть добровольным или обязательным. Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных техрегламентом, и исключительно на соответствие его требованиям. По мнению Минфина России, если сертификация продукции и услуг проведена в соответствии с техрегламентом, то расходы на нее признаются в течение срока действия сертификата. Никакими другими доводами свою позицию ведомство не подкрепило.
Эта позиция не является новой, налоговые органы придерживались ее и ранее (см., например, Письмо Минфина России от 25.05.2006 N 03-03-04/4/96).
Однако по данному вопросу есть и альтернативная позиция: данные расходы признаются единовременно. Пункт 1 ст. 272 НК РФ прямо предусматривает распределение расходов в случае, когда организация заключает договоры, предусматривающие получение доходов в течение более чем одного отчетного периода, если при этом отсутствует поэтапная сдача товаров (работ, услуг). К получению сертификата данную норму применить нельзя, так как сертификат не является договором. А вот договор, заключаемый для проведения сертификации, исполняется соответствующим органом по сертификации единовременно. Поэтому расходы на проведение сертификации могут признаваться единовременно независимо от срока действия сертификата.
Судебная практика в последнее время складывается скорее в пользу единовременного признания расходов. Его сочли правомерным, например, следующие суды: ФАС Северо-Западного округа (Постановление от 20.11.2008 N А05-10210/2007), ФАС Московского округа (Постановление от 23.08.2010 N КА-А40/7785-10) и ФАС Уральского округа (Постановление от 04.08.2008 N Ф09-3096/08-С3). Впрочем, до 2006 г. встречались и противоположные решения (см. Постановления ФАС Поволжского округа от 26.07.2005 N А72-6739/04-7/50, ФАС Северо-Западного округа от 22.03.2006 N А56-14268/2005).

Применение документа (выводы): Если организация несет расходы на сертификацию продукции или услуг, она может:
- признавать данные расходы равномерно в течение срока действия сертификата, следуя рекомендациям Минфина России;
- признать данные расходы единовременно (в этом случае возможны споры с налоговыми органами).
Судебное решение недели.
Суммы, полученные от поставщика в качестве бонуса, облагаются НДС.
(Постановление ФАС Московского округа от 26.05.2011 N КА-А40/4206-11-2)
Инспекция доначислила налогоплательщику НДС, полученный, по ее мнению, от поставщика в составе вознаграждения за выполнение обязательств по приобретению и оплате товаров. Организация оспорила данное решение. При этом она сослалась на то, что денежные средства, полученные в виде бонуса, не связаны с оплатой реализованных товаров, поскольку при выдаче премии реализации товаров не происходит.
Суды всех трех инстанций сочли решение налогового органа правомерным по следующим основаниям. Налогоплательщик и его поставщик заключили дистрибьюторское соглашение. В соответствии с ним поставщик предоставляет налогоплательщику ретроспективные бонусы по результатам деятельности в предыдущем месяце или квартале. Бонусы начисляются в процентах от объема поступивших денежных средств и предоставляются в зависимости от соблюдения совокупности условий. В соглашении были прописаны следующие условия:
- выборка установленного объема продукции в единицах упаковок;
- соблюдение территории ответственности;
- соблюдение сроков, установленных для выборки товаров;
- выполнение плана продаж по общему товарообороту;
- продажи товаров через профильные каналы сбыта.
Объектом обложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Реализацией же признается передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами, услугами) права собственности на товары, результатов работ, выполненных одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу (п. 1 ст. 39 НК РФ). Суммы, полученные налогоплательщиком в связи с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), облагаются НДС (подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ).
Таким образом, ФАС Московского округа, рассматривавший данный спор в кассационной инстанции, заключил, что полученные налогоплательщиком бонусы связаны с реализацией товаров и поэтому должны облагаться НДС.
Ранее в практике встречалась только противоположная позиция суда (Постановление ФАС Поволжского округа от 22.01.2008 N А12-6426/07).
По материалам публикаций ConsultantPlus
Закон. Новости. Законы. Новый правовой центр. Ксерокопирование документов. Юрист. Суд. Ксерокопии.

Комментариев нет:

Отправить комментарий