Президиум
Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего
- Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А. А.; членов
Президиума: Амосова С.М., Бациева В.В., Валявиной Е.Ю., Завьяловой Т.В.,
Иванниковой Н.П., Козловой О.А., Маковской А.А., Нешатаевой Т.Н., Першутова
А.Г., Слесарева В.Л., Тумаркина В.М., Юхнея М.Ф.
рассмотрел
заявление общества с ограниченной ответственностью «Руфь» о пересмотре в
порядке надзора решения Арбитражного суда города Москвы от 05.03.2010 по делу №
А40-143319/09-142-1126,
постановления Девятого арбитражного апелляционного суда
от 21.05.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа
от 10.09.2010 по тому же делу.
В
заседании приняли участие представители:
от
заявителя - общества с ограниченной ответственностью «Руфь» - Чихирев С.Б.;
от
Инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по городу Москве - Звягин А.С.,
Магомедов М.Я., Тумандейкин С.Г., Юдин С.В.
Заслушав и обсудив доклад судьи
Тумаркина В.М. и объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум
установил следующее.
Общество
с ограниченной ответственностью «Руфь» (далее - общество) представило в Инспекцию Федеральной налоговой службы № 10 по городу
Москве (далее - инспекция) налоговую декларацию по налогу на добавленную
стоимость за III квартал 2008 года (далее - декларация) с пакетом
документов, подтверждающих право на применение налоговой ставки 0 процентов,
предусмотренной пунктом 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - Кодекс).
По результатам камеральной налоговой проверки
указанной декларации инспекцией 19.03.2009 приняты
решение № 18/68-216 об отказе в возмещении суммы налога на добавленную
стоимость (далее - налог), заявленной к возмещению (далее - решение №
18/68-216), и решение № 18/506-216 о привлечении
к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее - решение
№ 18/506-216), которыми инспекция начислила обществу 2 676 244 рубля налога,
исключила 130 284 рубля налоговых
вычетов по налогу как излишне исчисленных к возмещению и привлекла общество к
налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Кодекса, в
виде взыскания 535 249 рублей штрафа.
Управление
Федеральной налоговой службы по городу Москве решением от 10.09.2009 №
21-19/094471 удовлетворило апелляционную жалобу общества на решение №
18/506-216 в части возмещения 130 284 рублей налога, уплаченных в составе
комиссионного вознаграждения и арендной платы, за услуги связи и иные подобные
услуги. В остальной части апелляционная жалоба общества оставлена без
удовлетворения.
Общество
обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании
недействительными решений № 18/68-216 и № 18/506-216.
Решением
Арбитражного суда города Москвы от 05.03.2010 названные решения инспекции
признаны недействительными в силу их несоответствия статье 165 Кодекса за
исключением отказа инспекцией обществу в подтверждении обоснованности
применения налоговой ставки 0 процентов по операциям реализации товаров,
приобретенных у физических лиц Ишмакова С.Ф., Котенкова А.В., Лукьянова А.В.,
Мосягина С.В., Плесовских Ю.А., Резниченко Ю.И., Шерина В.Е. В указанной части
обществу в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением
Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2010 решение суда первой
инстанции оставлено без изменения.
Федеральный
арбитражный суд Московского округа постановлением от 10.09.2010 решение суда
первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставил без
изменения.
В
заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре
в порядке надзора решения суда первой инстанции и постановлений судов
апелляционной и кассационной инстанций общество просит отменить их в части как
нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами положений
подпункта 1 пункта 1 статьи 164 и пункта 2 статьи 165 Кодекса.
В
отзыве на заявление инспекция просит оставить оспариваемые судебные акты без
изменения как соответствующие законодательству.
Проверив
обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях
присутствующих в заседании представителей лиц, участвующих в деле, Президиум
считает, что названные судебные акты в части отказа обществу в удовлетворении
его заявления подлежат отмене, в остальной части - оставлению без изменения
ввиду следующего.
Одним
из основных видов деятельности общества является приобретение и реализация на
экспорт пушнины и изделий из натурального меха российского производства.
В
III квартале 2008 года общество на 176-м Международном пушном аукционе в
Санкт-Петербурге реализовало на экспорт через комиссионера - закрытое
акционерное общество «Союзпушнина» (далее - комиссионер) - 3 825 шкурок соболя
дикого сырого на общую аукционную стоимость 591 566,5 долларов США. Эта сумма
за вычетом комиссионного вознаграждения была зачислена комиссионером на
расчетный счет общества в российском банке.
В
налоговой декларации общество отразило данные операции, указав 14 868 022 рубля
выручки от реализации товаров на экспорт и 130 284 рубля налоговых вычетов.
Инспекция,
руководствуясь статьями 88 и 93.1 Кодекса, истребовала у общества документы,
подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов, и направила поручения
в налоговые органы Магаданской области о проведении встречных проверок
(опросов) контрагентов общества.
В
подтверждение хозяйственных операций по приобретению экспортированного товара
общество представило закупочные акты о приобретении им шкурок соболя у
физических лиц - охотников.
Из
числа опрошенных налоговыми органами Магаданской области физических лиц ряд
граждан - Ишмаков С.Ф., Котенков А.В., Лукьянов А.В., Мосягин С.В., Плесовских
Ю.А., Резниченко Ю.И., Шерин В.Е. - отрицали наличие каких-либо финансово-хозяйственных
отношений с обществом по продаже шкурок соболя. По информации санитарной службы
документы на вывоз шкурок соболя за пределы Магаданской области не оформлялись.
Достоверных доказательств заготовки, хранения и перевозки шкурок соболя, проданных
в дальнейшем на аукционе, общество не представило.
Указанные
обстоятельства послужили основанием для начисления инспекцией обществу 2 676
244 рублей налога с 14 868 022 рублей валютной выручки, отраженной в декларации
в качестве налоговой базы по налогу по операциям реализации товаров,
обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально
подтверждена.
В
отношении применения налоговых ставок, предусмотренных пунктами 1 и 3 статьи
164 Кодекса, суды согласились с выводом инспекции о возможности обложения
налогом по налоговой ставке 18 процентов части суммы выручки от реализации
товаров на экспорт, корреспондирующей эпизодам приобретения пушнины у
упомянутых физических лиц, по мотиву отсутствия реальных хозяйственных операций
по ее приобретению: общество происхождение соответствующей части
экспортированных товаров документально не подтвердило, установить тождественность
реализованных на аукционе товаров со шкурками соболя, приобретенными у этих
физических лиц, невозможно.
По
мнению судов, часть представленных обществом документов о приобретении им
пушнины у названных охотников содержит недостоверные сведения об
экспортированном товаре, данное обстоятельство свидетельствует о
злоупотреблении обществом правом и в силу постановления Пленума Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 № 53 «Об оценке
арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой
выгоды» исключает возможность применения обществом налоговой ставки 0 процентов
по этим эпизодам.
Необоснованную
налоговую выгоду суды усмотрели в незаконном уклонении общества от
налогообложения экспортированных товаров по ставке 18 процентов путем
применения налоговой ставки 0 процентов.
Между
тем суды не приняли во внимание следующее.
Камеральная
налоговая проверка проводится на основе налоговых деклараций и документов,
представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности
налогоплательщика, имеющихся у налоговых органов (пункт 1 статьи 88 Кодекса).
При
камеральной налоговой проверке декларации по налогу на добавленную стоимость
налоговый орган на основании пункта 8 статьи 88, статей 165 и 172 Кодекса проверяет
соответствие указанных в ней сведений документам, представленным
налогоплательщиком в обоснование права на применение налоговой ставки 0
процентов и подтверждающим правомерность применения налоговых вычетов.
В
настоящем деле реализация обществом товаров на аукционе через комиссионера,
надлежащая комплектность документов, определенных пунктом 2 статьи 165 Кодекса
(договор комиссии, протокол о результатах торгов на аукционе по продаже товаров
на экспорт, выписка банка о поступлении выручки от реализации товаров на счет
общества в российском банке), признаны судами установленными.
Обоснованность
заявленных обществом в декларации налоговых вычетов в сумме 130 284 рублей
подтверждена Управлением Федеральной налоговой службы по городу Москве.
Товар
приобретен обществом у физических лиц без налога, поэтому суммы налоговых
вычетов по соответствующим сделкам в декларации отсутствуют.
Согласно
пункту 7 статьи 88 Кодекса при проведении камеральной налоговой проверки
налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные
сведения и документы, если иное не предусмотрено указанной статьей или если
представление таких документов вместе с налоговой декларацией не предусмотрено
Кодексом.
В
силу пункта 4 статьи 101 Кодекса при вынесении решения по результатам
рассмотрения материалов налоговой проверки не допускается использование
доказательств, полученных с нарушением Кодекса.
В
данном случае к таким доказательствам относится информация, полученная
инспекцией от организаций Магаданской области.
Следовательно,
при проведении камеральной налоговой проверки у инспекции не было оснований для
осуществления мероприятий налогового контроля, касающихся взаимоотношений
общества с физическими лицами, в том числе для истребования информации о
происхождении товаров.
Упомянутая
информация не могла быть положена в основу решений № 18/68-216 и № 18/506-216
как не относящаяся к предмету налоговой проверки.
Значит,
у судов не было оснований для отказа в удовлетворении заявления общества о
признании недействительными решений № 18/68-216 и № 18/506-216.
Таким
образом, оспариваемые судебные акты как нарушающие единообразие в толковании и
применении арбитражными судами норм права в силу пункта 1 части 1 статьи 304
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.
Учитывая
изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей
306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум
Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
решение
Арбитражного суда города Москвы от 05.03.2010 по делу № А40-143319/09-142-1126,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2010,
постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 10.09.2010
по тому же делу в части отказа обществу с ограниченной ответственностью «Руфь»
в признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы №
10 по городу Москве от 19.03.2009 № 18/68-216 об отказе в возмещении суммы
налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, и от 19.03.2009 №
18/506-216 о привлечении к ответственности за совершение налогового
правонарушения отменить.
В
отмененной части заявление общества с ограниченной ответственностью «Руфь»
удовлетворить.
Признать
недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по городу
Москве от 19.03.2009 № 18/68-216 об отказе в возмещении суммы налога на
добавленную стоимость, заявленной к возмещению, и от 19.03.2009 № 18/506 -216 о
привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В
остальной части названные судебные акты оставить без изменения.
По материалам
публикаций сайта Российский налоговый
портал.
Теги: Юридические услуги. Серпухов. Юристы. Адвокат. Консультации. Юридическая консультация. Помощь. Защита в суде
Ипотека. Налоги. Алименты. Семейные жилищные споры. Ксерокопирование документов. Юрист. Суд. Ксерокопии.
Реклама: Нотариус.. Экспертиза. Саморегулируемая организация строителей. СРО. Охрана. ЧОП, Триколор. ТВ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий