2 февраля 2012 г.

Москвичам жить мешает военная тайна?


"Почему вы не летаете?", – удивил меня как-то вопросом человек, много лет проживший в США. Речь шла о том, что в крупных городских агломерациях, где из-за исторической застройки в центре мегаполиса и охраняемых природных зон в прилегающих пригородах просто невозможно закатать в асфальт достаточное количество площади. Американцы в таких случаях поступают просто: пересаживаются на вертолеты. В последние годы то же самое делают и в Европе.

В Москве тоже была идея создать "воздушное такси", но быстро умерла: полеты над столицей по-прежнему запрещены.
Да что полеты – у нас сотовые операторы страдают от недостатка свободных частот. Казалось бы, как такое вообще возможно? Возможно: изначально практически все частоты, пригодные для мобильной связи, находятся в ведении Минобороны. Доходит до казусов: так, журналисты обнаружили, что в "новой Москве" благодаря Минобороны, невозможно развивать сети 4G.
Дефицит испытывают и застройщики – строить совершенно негде. Не только в Москве, но и в Подмосковье: все более-менее привлекательные пустые участки вблизи столицы – земли военного ведомства, уверяют меня девелоперы. Перевести их в земли поселений, пригодных для жилого строительства, частным порядком невозможно.
Это из-за "защитного пояса ПВО", привычно говорят жители Москвы и области. Конечно, знаменитый "пояс" повлиял на плотность расположения военных объектов вокруг Москвы. Но "советское наследие" живет уже третий десяток лет, и пора с этим что-то делать.
Беда в том, что нет рамочного закона, определяющего механизмы конверсии, говорят эксперты. То есть не понятно, что можно отдавать в гражданские руки, когда и как. В свое время из-за отсутствия такого порядка застопорилась приватизация многих промышленных предприятий, имевших так называемые резервные мощности для нужд военного времени. Со временем с предприятиями разобрались, а вот для нужд потребительского сектора правила придумать не озаботились.
В результате, отдавать или не отдавать частоты, земли, право на полеты сохраняется у военных. Мало того, что они, в силу профессиональной специфики, всегда предпочтут сказать: "Нет". Беда еще в том, что в принципе нет четкого определения, на каком уровне нужно решать тот или иной вопрос.
Пример почти анекдотический. Рядом с моим поселком находится военная часть, предназначенная к расформированию. Но пока часть действует, как действуют в ней детский сад и школа. Можете представить себе радость родителей, для которых альтернативой было возить детей за 40 км в Москву. Так вот, в школу детишек вязли без проблем. А в детский сад – нельзя. Почему нельзя? Нет ответа. И решить этот вопрос на уровне самой части невозможно.
В результате получается, что какой-нибудь заброшенный пустырь в глуши продать можно только на уровне центрального аппарата министерства. Пустырей много, чиновников мало. При этом организовывать торги для пустыря – столько же хлопот, сколько для продажи, скажем, дома отдыха в престижном месте. И смысл? Но сегодня такое положение дел уже явно мешает развитию столицы и ее окрестностей. А со временем будет мешать развитию и других российских мегаполисов.
Нужен, повторяю, закон, который бы четко определял, что, как и когда переводить в гражданское пользование. Причем устроен он должен быть так, чтобы все происходило без необходимости чиновничьей инициативы – будь то гражданское или военное ведомство. Достаточно запроса со стороны бизнеса или граждан. Но пока никто созданием такого закона не озаботился.
По материалам  .utro.ru
Закон. Новости. Законы. Новый правовой центр. Московская область.


Комментариев нет:

Отправить комментарий