Весной отличить ямы
на асфальте от обычной лужи очень сложно — все они заполнены водой. В последние
годы все больше пострадавших от некачественного дорожного покрытия водителей
обращаются в суд с иском против городских властей, дорожных служб или других
организаций, ответственных за участок дороги, где произошло ДТП. Согласно закону,
регламентирующему допустимый размер выбоин и ям на дороге, пострадавший
автовладелец имеет право на компенсацию.
Чаще всего причиной
искового случая становятся неотмеченный знаками дорожный ремонт, открытый
канализационный люк или покрытый льдом участок дороги, который забыли
обработать реагентами. Если в подобной ситуации нет ограждений или
предупреждающих знаков, это считается нарушением закона со стороны организации,
ответственной за данный участок.
Доводы о том, что
водитель обязан ехать со скоростью, позволяющей вовремя обнаружить ямы,
представляющие опасность и принимать меры вплоть до полной остановки, должны
являться доказательством виновности организаций, производящих дорожные работы.
Особенно при отсутствии знаков, которые предупреждают о плохой дороге.
Ответственность можно возложить не только на дорожников,
но и на автоинспекцию. По словам президента Коллегии правовой защиты
автовладельцев Виктора Травина, сотрудник ДПС при поступлении на службу обязан
проверить состояние вверенного ему участка дороги. Об этом же говорит и
"Наставление по работе ДПС", утвержденное Приказом МВД РФ N 297 от 20
апреля 1999 г. Сотрудник ДПС при несении службы обязан предупреждать водителей
о возникшей на их пути опасности, которую они не в состоянии своевременно
обнаружить. Даже двигаясь с небольшой скоростью, водитель не во всех случаях
сможет распознать открытый люк.
При обнаружении
потенциальной опасности сотрудник ДПС обязан сообщить о ней в соответствующие
службы и отметить опасный участок дороги в надлежащем порядке. Он может
поставить ограждение, предупредительные знаки, знак ограничения скорости или
может сам встать рядом и попросту разгонять автомобили в разные стороны
подальше от проблемного места на дороге. В любом случае автоинспектор обязан
предупредить водителей об опасности. На практике это происходит не всегда.
Российский водитель зачастую не знает о своих правах, а
еще чаще не соблюдает всех ПДД (к примеру, нарушает скоростной режим). Это
позволяет автоинспектору списать любые последствия на ошибку потерпевшего.
Для того чтобы
получить компенсацию за ущерб, причиненный аварией, необходимо оформить акт
осмотра повреждений автомобиля, а также составить протокол осмотра места ДТП, в
котором указываются все обстоятельства произошедшего. Если причиной аварии
стала выбоина на дороге, сотрудник ГИБДД обязан указать месторасположение ямы
на схеме ДТП. Помимо этого необходимо тщательно измерить все характеристики
выбоины и занести данные в протокол. Только при наличии этих документов суд
может рассмотреть дело и решить его в пользу пострадавшего водителя. Акт
осмотра состояния дорожного покрытия также можно составить самостоятельно. Для
этого надо найти двух понятых, которые подпишутся под словами, что на том месте
действительно была выбоина указанного размера.
Кстати, о размере. Россия, единственная в мире страна, в
которой узаконены выбоины на дорогах. В нашей стране существует Государственный
стандарт ГОСТ Р 50597-93, который полезно будет почитать всем автолюбителям:
"предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать
по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см". Кстати, он же регулирует
"сроки ликвидации зимней скользкости для автомобильных дорог". Таким
образом, правильное оформление ДТП может гарантировать успех в суде и, как минимум,
возмещение всех затрат по ремонту автомобиля.
Что делать?
Если ваш автомобиль
попал в «ненормативную» яму или люк, то первое, что нужно сделать в такой
ситуации, — вызвать сотрудников ГИБДД для оформления дорожно-транспортного
происшествия. Как только ими будет составлена схема ДТП, проверьте, указаны ли
в ней размеры ямы и отсутствие дорожных знаков и ограждений. Нелишним будет
сфотографировать поврежденный автомобиль и дефектный участок дороги хотя бы на
камеру мобильника. (Не спешите удалять фотографии и видео с аппапрата-наше
законодательство устроено так, что для экспертизы нужно будет предоставить
фотографии (видео) на аппарате их произвевшем.
Важно не чем снимать, а что снимать. Выбрать композицию
следует так, чтобы было понятно время и место съемки. Если это не удалось
сделать в полном объеме (а это действительно сложно), то к фотографиям следует
приложить акт:
1. Дата и место
составления акта.
2. Список
присутствующих – не менее 3-х человек (вы сами и два свидетеля).
3. Даты и места
фотографирования.
4. Где и когда
сделаны фотографии, подтверждение, что на них изображено то, что
фотографировали.
5. Подписи.).
Это пригодится, если
дорожная служба, получив информацию из ГИБДД, попытается немедленно устранить
недостатки. Да и вообще, если есть возможность найти свидетелей случившегося —
запишите их адреса и телефоны. Кстати, вопреки распространенному мнению,
свидетелем может быть и пассажир, находившийся в автомобиле. Даже если он ваш
родственник.
Кто виноват?
Ответственность за
состояние проезжей части несут дорожные организации, эксплуатирующие данный
участок дороги или осуществляющие его ремонт. Имя конкретного виновника обязаны
выяснить в ГИБДД. Но часто рассмотрение таких дел необоснованно затягивают либо
признают виновным самого водителя. В первом случае, когда сотрудники ГИБДД в
установленные законом сроки не ищут виновников, придется обратиться в
прокуратуру. Прокурор в течение 20 дней истребует необходимые материалы по делу
и примет решение о виновности «дорожников». При этом, если материальный ущерб
превышает 500 МРОТ или имеются пострадавшие, возбуждается уголовное дело,
которое прокурор сам направляет в суд. Во втором случае, когда в ГИБДД считают,
что виновником ДТП являетесь вы сами, придется обратиться в суд для обжалования
этого решения. Впрочем, увидев вашу решимость обратиться в суд, милиционеры
предпочтут «пересмотреть» свое решение.
Как получить деньги?
Получив в ГИБДД
справки о ДТП — формы 12 и 746 (бывшая 31), копии протокола и постановления о
привлечении к административной ответственности виновного, можно приступать к
финальному этапу — возмещению ущерба. Для этого придется определить его размер,
обратившись к эксперту-оценщику. При этом виновник ДТП должен быть уведомлен
телеграммой о месте и времени проведения экспертизы. Приходить или нет — решать
ему. Ваша задача — получить калькуляцию повреждений, не забыв сохранить копию
телеграммы до суда.
Выяснив сумму,
вышлите виновнику ДТП требование о добровольном возмещении ущерба. К нему
приложите копии имеющихся у вас документов: протокола, постановления и справок
ГИБДД, акта эксперта-оценщика, счетов за почтовые услуги и транспортировку
поврежденного автомобиля и т. д. Но учтите, что многие организации доводят дело
до суда только ради того, чтобы затем официально списать деньги, выданные вам
на возмещение ущерба. Так что, не получив ответа в течение месяца, подавайте
иск в суд. И будьте уверены, что причиненный ущерб вам возместят.
Надо ли судиться?
Конечно, приведенный
здесь алгоритм многим может показаться слишком сложным. Но если ущерб велик, то
стоит побороться за его компенсацию. Тем более что на сбор всех документов
потребуется максимум пара дней, а вот подобные иски могут подвигнуть
«дорожников» на решительные действия.
Судебная
практика:
За гибель двух человек в ДТП из-за выбоины дорожная
компания заплатит 230 тыс. рублей.
В Омской области суд
обязал дорожное ремонтно-строительное управление выплатить 230 тыс. рублей
морального вреда женщине, потерявшей в ДТП мужа и дочь.
Суд установил, что
авария случилась из-за выбоины на дороге, сообщили РИА Новости в пресс-службе
областного суда. Ответчики в суде утверждали, что не доказана
причинно-следственная связь между выбоиной на дороге и ДТП. Однако согласно
заключению судебной автотехнической экспертизы наиболее вероятной причиной ДТП
была потеря давления в шинах правых колес в результате удара о край ямы на
асфальтобетонном покрытии. Более того, два эксперта, допрошенных в судебном
заседании, также подтвердили, что повреждение колес могло произойти только от
контакта с выбоиной.
«Кроме того, согласно
ГОСТу предельные размеры отдельных выбоин на автомобильной дороге по глубине не
должны превышать 5 сантиметров»,— отмечается в сообщении пресс-службы.
Эта авария произошла
в сентябре 2008 года. Семья ехала в автомобиле Toyota Corolla, за рулем был
отец. Пытаясь избежать столкновения с выехавшей навстречу машиной, мужчина
вывернул вправо до края проезжей части. «На самом краю дороги находилась
выбоина глубиной 12 сантиметров. По мнению истицы, именно это обстоятельство
сыграло роковую роль. Как указано в ее заявлении, их автомобиль попал правым
передним колесом в выбоину, что повлекло разгерметизацию бескамерного колеса. Иномарка
перевернулась и упала в кювет. Муж и дочь истицы погибли. Сама женщина получила
травмы, из-за которых до сих пор испытывает боли и наблюдается у врачей»,—
говорится в сообщении.
После этой аварии
главный инженер государственного предприятия Омской области «Любинское ДРСУ»
был привлечен к административной ответственности за нарушение правил проведения
ремонта и содержания дорог. В возбуждении уголовного дела было отказано. http://www.gzt.ru/topnews/accidents/-za
05527.html
По
материалам auto62rus.ru http://www.autoplus-nov.ru www.dni.ru auto.dni.ru, oldjoy.narod.ru
Теги: Юридические услуги. Юристы. Адвокат. Консультации. Юридическая консультация. Помощь. Защита
в суде
Ипотека. Налоги. Алименты. Семейные
жилищные споры. Юрист. Суд. Ксерокопии.
Реклама: Нотариус.. Экспертиза. Саморегулируемая
организация строителей. СРО. Охрана. ЧОП, Триколор. ТВ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий