По словам заместителя исполнительного директора НПФ «Благосостояние»
Ивана Волкова, фонд оспаривает сделки по списанию и зачислению средств «как
совершенные под влиянием существенного заблуждения» — фонд не знал и не мог
знать о смерти пенсионера. Между тем на обращения НПФ с просьбой вернуть
переплату банки ответили отказом.
«Банк не является участником правоотношений по выплате пенсий, а
выступает стороной договора банковского счета (вклада), заключенного с
клиентом», — пояснили в пресс-службе Сбербанка. Там добавили, что списание
денежных средств со счета клиента без его распоряжения «допускается только по
решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных
договором между банком и клиентом». «При перечислении пенсионных средств на
счета застрахованных лиц ВТБ выполняет расчетную функцию, действуя по поручению
соответствующих пенсионных фондов», — подчеркивают и в пресс-службе ВТБ. При
этом родственники умершего клиента, не зная пин-кода карты, также не могут
получить переплаченные средства.
«Из-за пробелов в законодательстве единственный способ вернуть средства
фонда — через суд. Мы рассчитываем сформировать практику подобных дел для
ускорения возврата переплат и в перспективе досудебного решения подобных
споров», — говорит Иван Волков.
Проблема переплат на счета умерших клиентов актуальна для фондов с
пенсионными резервами. В отличие от системы обязательного пенсионного
страхования (ОПС, администрируется Пенсионным фондом России, оперативно
получающим информацию о смерти клиентов), где массовые выплаты начнутся с 2021
года, в системе негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) получателями
пенсий де-факто является более 1,5 млн человек.
Зачастую после смерти клиента его родные и близкие не спешат
информировать об этом НПФ либо по незнанию, либо получая за него
негосударственную пенсию. Если же выплаты по пенсионному плану клиента были
пожизненными, а не срочными, прав на их получение после смерти клиентов у
родственников нет — средства должны идти в резерв НПФ. Расходы же на переплату
умершим клиентам, если они сняты с их счетов, фонды вынуждены компенсировать из
собственных средств. По оценке гендиректора НПФ «ЛУКОЙЛ-Гарант» Дениса
Рудоманенко, на переплаты умершим клиентам НПФ направляли около 1 млрд руб. в
год.
Для решения проблемы переплат на счета умерших клиентов Банк России
инициировал поправки к федеральному закону «Об актах гражданского состояния»
(см. “Ъ” от 26 июля). Регулятор считает целесообразным предоставление фондам
информации о смерти клиентов из единого реестра данных ЗАГСа, который будет
функционировать с 1 января 2018 года. Пока же фонды пытаются решить проблему
другими путями. Так, с августа текущего года в рамках системы межведомственного
электронного взаимодействия НПФ подключились к «сервисному концентратору МВД» —
по запросу там можно получить данные о достоверности паспорта клиента и факте
смерти (см. «Ъ» от 28 августа).
Такое взаимодействие ускоряет процесс и снижает риски переплат, однако не
решает проблему полностью. Поэтому участники пенсионного рынка рассчитывают на
положительную судебную практику. «Ряд судебных решений в пользу фондов сделает
процедуру возврата нормой», — считает господин Рудоманенко. Успешные
разбирательства в пользу НПФ усилят их позицию в новых спорах, однако не
гарантируют полной победы. Вопросы взаимодействия банка и НПФ, отмечает партнер
Lidings Степан Гузей, в любом случае будут оставаться в судебной плоскости,
поскольку возврат денежных средств вне решения суда будет являться нарушением
законодательства о банковской деятельности.
Почти бесплатно: стоимость услуг по эл. почте до 50% Помощь и защита
в суде. Адвокат.
Комментариев нет:
Отправить комментарий