24 ноября 2011 г.

Новые документы для бухгалтера июнь месяц 2011 года №6.


Дополнительная выгода комиссионера облагается НДС по ставке 18 процентов.
Письмо Минфина России от 12.05.2011 N 03-07-11/122.
Если комиссионер реализует товары по более высокой цене, чем та, которая установлена договором комиссии, образуется дополнительная выгода. Эта выгода, считает Минфин России, облагается НДС по ставке 18 процентов у комиссионера наряду с его вознаграждением.

Такой вывод объясняется следующим. При осуществлении деятельности в интересах другого лица по договору комиссии налоговая база по НДС определяется как сумма вознаграждения, а также любых иных доходов, полученных комиссионером (п. 1 ст. 156 НК РФ).
Напомним, что в соответствии со ст. 992 ГК РФ при совершении комиссионером сделки на условиях более выгодных, чем указаны комитентом, дополнительная выгода делится между комитентом и комиссионером поровну, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

Оплата проезда работника-надомника до места командировки и обратно учитывается в расходах по налогу на прибыль и не облагается НДФЛ
Письма Минфина России от 27.05.2011 N 03-03-06/1/316, от 02.06.2011 N 03-03-06/1/322
Налогоплательщик обратился в Минфин России за разъяснениями о порядке налогообложения командировочных расходов при направлении в командировку надомника. Министерство в первую очередь уточнило, какие именно работники относятся к данной категории. В силу ст. 310 ТК РФ надомниками считаются лица, заключившие трудовой договор о выполнении работы на дому из материалов и с использованием инструментов и механизмов, выделяемых работодателем либо приобретаемых надомником за свой счет. На надомников распространяется действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, с особенностями, установленными Трудовым кодексом РФ.
Местом работы надомника, которое в силу ст. 57 ТК РФ должно быть указано в трудовом договоре, признается место жительства сотрудника. В силу подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы налогоплательщика на командировки (в частности, на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы) уменьшают базу по налогу на прибыль. Таким образом, расходы по оплате проезда надомного сотрудника из дома к месту командировки и обратно учитываются в расходах.
Кроме того, финансовое ведомство отметило, что расходы на проезд надомника к месту командировки и обратно не облагаются НДФЛ. Это обусловлено тем, что от данного налога освобождены все виды компенсационных выплат, связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.

Комментарии
1. Уведомление от инспекции о возможности применения УСН освобождает от ответственности, но пени нужно уплатить - мнение Минфина России
Название документа: Письмо Минфина России от 31.05.2011 N 03-11-06/2/84
Комментарий:  Организации и предприниматели с начала налогового периода могут по своему желанию перейти на УСН (п. 1 ст. 346.13 НК РФ). Для этого им необходимо соответствовать требованиям, установленным вгл! . 26.2 НК РФ, и подать с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего переходу на УСН, заявление в инспекцию по месту своего нахождения (месту жительства). При этом не требуется дожидаться от налогового органа разрешения на применение данного спецрежима.
ФНС России разъясняла, что в Налоговом кодексе РФ не установлена обязанность инспекции направлять уведомления о возможности или невозможности применения УСН (Письма от 04.12.2009 N ШС-22-3/915@, от 21.09.2009 N ШС-22-3/730@).
Тем не менее еще не так давно налоговые органы их направляли и существовала форма такого уведомления. Однако Приказ МНС России от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495, которым была утверждена эта форма, утратил силу в связи с изданием Приказа ФНС России от 13.04.2010 N ММВ-7-3/182@. Теперь оснований для направления уведомления о возможности применения УСН у инспекций нет.
Налогоплательщик может направить в инспекцию письменное обращение с просьбой подтвердить факт применения им УСН. Как разъяснила ФНС России в Письме от 04.12.2009 N ШС-22-3/915@, в этом случае инспекция должна в общеустановленные сроки письменно проинформировать обратившегося, что он на основании ранее представленного заявления применяет УСН. Такое сообщение налоговый орган составляет в произвольной форме.
Минфин России в Письме от 31.05.2011 N 03-11-06/2/84 рассмотрел следующий вопрос: правомерно ли привлекать к ответственности налогоплательщика, применявшего УСН в нарушение установленных Налоговым кодексом РФ ограничений, если у него имелось уведомление инспекции о возможности применения этого спецрежима?
По мнению финансового ведомства, получение от инспекции такого уведомления относится к обстоятельствам, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения (подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ). Следовательно, налогоплательщик освобождается от ответственности по ст. ст. 119, 122 и 126 НК РФ.
Отметим, что такой подход уже давно сложился в судебной практике (см. Постановления ВАС РФ от 07.10.2008 N 6159/08, ФАС Поволжского округа от 18.11.2010 N А12-4169/2010, ФАС Западно-Сибирского округа от 12.03.2009 N Ф04-761/2009(274-А27-29)).
Однако, как отметил Минфин России, начисленные пени налогоплательщик в рассматриваемой ситуации должен уплатить. При этом ведомство ссылается на Определение ВАС РФ от 29.01.2009 N ВАС-17613/08 (далее - Определение ВАС РФ). В нем сделан вывод, что уведомление о возможности применения УСН не является письменным разъяснением, указанным в п. 8 ст. 75 НК РФ и освобождающим от уплаты пеней.
В то же время позиция Минфина России не бесспорна.
Дело в том, что письменные разъяснения, данные налоговыми органами после 31 декабря 2006 г., в силу п. 8 ст. 75 НК РФ освобождают налогоплательщика от начисления ему пеней (п. 7 ст. 7Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ). В Определении ВАС РФ, упоминаемом Минфином России, рассматривалась ситуация, в которой уведомление о возможности применения УСН налогоплательщик получил в 2004 г.
Следует отметить, что ФАС Северо-Западного округа разбирал случай, в котором уведомление налогоплательщик получил уже в 2007 г. Суд также признал, что оно не носит характер разъяснения по вопросам применения налогового законодательства, поэтому пени были доначислены правомерно (Постановление от 07.05.2010 N А42-8932/2009).
Однако в арбитражной практике есть примеры решений, в которых суды приходят к противоположному выводу. Так, ФАС Поволжского округа указал, что уведомление инспекции о праве организации применять УСН является письменным разъяснением, которое освобождает от уплаты пеней (Постановление от 26.10.2010 N А72-338/2010). К аналогичному выводу пришел ФАС Западно-Сибирского округа (Постановление от 17.03.2009 N Ф04-1569/2009(2522-А03-29)).
Применение документа (выводы):
Если налогоплательщик получил от инспекции уведомление о возможности применения УСН и использовал такой спецрежим, но в дальнейшем выяснилось, что УСН применялась в нарушение установленных Налоговым кодексом РФ ограничений, то налогоплательщик должен пересчитать и уплатить налоги по общей системе налогообложения за весь период применения УСН (ст. 346.13 НК РФ). При этом он:
- либо освобождается от ответственности по ст. ст. 119, 122 и 126 НК РФ, но, как считает Минфин России, должен уплатить пени;
- либо может не уплачивать ни штрафы, ни пени за несвоевременное перечисление налогов. Однако есть вероятность того, что налоговый орган пени доначислит. В этом случае решение инспекции налогоплательщику придется оспаривать в суде.

2. Учитываются ли при применении УСН командировочные расходы, обусловленные разъездным характером работы сотрудников?
Название документа:   Письмо ФНС России от 04.04.2011 N КЕ-4-3/5226
Комментарий:
ФНС России разъяснила, в каком порядке организация, применяющая УСН с объектом "доходы минус расходы", должна учитывать расходы, связанные со служебными поездками работников, имеющих разъездной характер работы.
Как указало ведомство, порядок определения расходов для таких налогоплательщиков установлен ст. 346.16 НК РФ. Согласно п. 1 данной статьи полученные доходы налогоплательщик уменьшает на перечисленные в том же пункте расходы, если последние соответствуют критериям, приведенным в п. 1 ст. 252 НК РФ. Однако расходы на возмещение работнику затрат, связанных с разъездным характером его работы, напрямую в п. 1 ст. 346! .16 НК РФ не указаны. Возмещение работникам расходов, обусловленных разъездным характером работ, связано с выполнением трудовых обязанностей и при исчислении базы по налогу на прибыль учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Однако расходы, учитываемые в соответствии с данной нормой, не поименованы в п. 1 ст. 346.16 НК РФ и, следовательно, не уменьшают сумму подлежащего уплате налога.
Из изложенного ФНС России сделала вывод, что организация, применяющая УСН, не вправе учитывать затраты по возмещению работнику расходов, связанных со служебными поездками при выполнении им работ разъездного характера. Аналогичная позиция отражена в Письме ФНС России от 14.03.2011 N КЕ-4-3/3943.
Отметим, что по данному вопросу возможна иная точка зрения. При применении УСН доходы уменьшаются, помимо прочего, на расходы по оплате труда (подп. 6 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Установленный в ст. 255 НК РФ перечень расходов на оплату труда не является закрытым. Согласно данной статье, в расходы на оплату труда включаются стимулирующие начисления и надбавки, а также компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда. Таким образом, затраты, связанные со служебными поездками работников при разъездном характере работы, могут относиться к расходам на оплату труда. Для этого требуется, чтобы они соответствовали критериям, установленным ст. 252 НК РФ, и были предусмотрены трудовым или коллективным договором. Следовательно, организация, применяющая УСН, вправе учитывать при исчислении налога затраты, связанные с компенсацией командировочных расходов работникам, имеющим разъездной характер работы.
Данная точка зрения ранее была отражена Минфином России в Письме от 01.08.2006 N 03-05-02-04/121.
Применение документа (выводы):
Организация, применяющая УСН с объектом "доходы минус расходы", при выплате работникам компенсаций, связанных с разъездным характером работ, может:
- не учитывать выплаченные работникам суммы в расходах;
- в соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 346.16 НК РФ учесть суммы выплат как расходы на оплату труда (в этом случае возможны споры с налоговыми органами).

Судебное решение.
При расчете недоимки налоговый орган не обязан учитывать сумму налоговых вычетов, не заявленную налогоплательщиком в декларации
В ходе выездной налоговой проверки инспекция установила, что налогоплательщик занизил налоговую базу и сумму НДС к уплате. Не оспаривая занижение налоговой базы, налогоплательщик возразил против вывода инспекции о занижении суммы налога, заявив, что в проверяемых периодах он имел право на налоговые вычеты. В декларациях эти вычеты отражены не были (уточненные декларации не подавались), но налогоплательщик счел, что инспекция должна была самостоятельно выявить суммы НДС к вычету и принять их при проверке. Инспекция с этим не согласилась, начислила налогоплательщику НДС и пени и вынесла решение о привлечении его к ответственности. Общество обратилось в суд.
Суды трех инстанций поддержали налогоплательщика, но Президиум ВАС РФ признал их позицию неправомерной по следующим основаниям. Применение налоговых вычетов по НДС является правом налогоплательщика (п. 1 ст. 171 НК РФ). Право на вычет возникает при соблюдении установленных вгл. 21 НК РФ условий. Реализовать это право налогоплательщик может только в заявительном порядке путем отражения вычетов в декларации по НДС. Право на вычет само по себе, без отражения суммы вычетов в декларации, не является основанием для уменьшения НДС. Также суд отметил, что если право на вычет не было реализовано в том налоговом периоде, в котором возникло, его можно реализовать в последующем при соблюдении условий, установленных ст. ст. 171 - 173 НК РФ.
Позиции, которую принял Президиум ВАС РФ, нижестоящие суды обязаны придерживаться при рассмотрении аналогичных споров. Отметим, что в данном случае точка зрения Президиума ВАС РФ совпадает с официальной позицией (см., например, Письмо ФНС России от 31.01.2008 N 03-2-03/157).
По материалам публикаций ConsultantPlus
Закон. Новости. Законы. Новый правовой центр. Ксерокопирование документов. Юрист. Суд. Ксерокопии.

Комментариев нет:

Отправить комментарий